18+
суббота, 3 декабря
Общество

Московская мэрия опять хотела, как лучше…

Выделенные для автобусов полосы, сняв одну проблему, рождают другую

  
16

За 11 месяцев, которые прошли с момента прихода в мэры Москвы Сергея Собянина, новая команда мэрии успела анонсировать множество самых разных проектов. Один из тех масштабных планов, которые уже зримо выполняются — в отличие, например, от планов сохранения архитектурного наследия — это транспортная стратегия. Ее цель — облегчить транспортную ситуацию в Москве, ослабить ставшие легендарными столичные пробки.

Если не считать отдельных перегибов начального этапа — вроде сворачивания троллейбусной сети — концептуально план вполне соответствует тому, что предлагают современные транспортные эксперты. А именно — разгрузить улицы предлагается за счет личного автотранспорта. Создав при этом привилегии транспорту общественному, вместимость которого на единицу дорожной площади в десятки раз больше, чем у личных автомобилей. Так в Москве начали активно развивать идею выделенных полос для маршрутного транспорта.

Напомним, что подобные полосы появлялись в столице и раньше — как правило, речь шла о «противошерстных» полосах, где общественный транспорт мог ехать в обоих направлениях, а все прочие автомобили только в одном. Пример такого устройства дороги — улицы Покровка, Варварка и Большая Полянка. Правда, в последние годы, ради повышения пропускной способности узких улиц, некоторые из таких полос отменили — например, ушла в небытие «противошерстная выделенка» на Сретенке.

Сейчас же, после успешно проведенного эксперимента на Волоколамском шоссе, «выделенки» появляются почти везде — на всех основных городских магистралях, где имеется по 3 и более полосы движения в каждую сторону. Причем «выделенки» появляются не только там, где имеется оживленное движение троллейбусов и маршруток (как на Севастопольском проспекте или Пятницком шоссе), а и там, где никакого общественного транспорта просто нет (например, Звенигородское шоссе от ТТК до Силикатных улиц).


Многие горожане, пользующиеся общественным транспортом, уже отметили, что троллейбусы и маршрутки стали «летать», а не стоять в пробках. Однако есть и другой взгляд на эту проблему — со стороны человека, привыкшего передвигаться по городу на четырех колесах.

Например, Митино — большой, современный и, вообщем-то, удобный район Москвы. Вот только полоса отчуждения, которую прочертили с 1-го по 4-й микрорайоны, привнесла определённый дискомфорт. Пятницкое шоссе— это не тоннель метро, чтобы мчаться по нему без всяких остановок. Год назад эксперимент с выделенной полосой для общественного транспорта был устроен на Волоколамском шоссе, от метро «Тушинская» до МКАДа. Если не брать в расчёт несколько жилых домов, которые расположены недалеко от метро «Тушинская», то справа и слева на этом участке Волоколамского шоссе некое подобие промзон, к тому же, достаточное количество поворотов, и останавливаться на самом шоссе (кроме как у метро) необходимости нет. Но ведь Митино — это не колея вдоль тундры, это же жилой микрорайон, и как можно было на 4 километра лишить людей право на остановку — непонятно! А если нужно просто остановиться, зайти в торговую палатку, подождать жену, подвезти ребёнка, занести знакомому какую-то вещь… Но любая остановка теперь превращает водителя в нарушителя. Штраф — 3 тысячи рублей, если заберёшься на тротуар — 2,5 тысячи.

Мы имели опыт общения с инспекторами, которые, правда, на первый раз штрафовать не стали, а провели предупреждающую беседу: «Уважаемый, почему нарушаете?» «А куда же мне её ставить? Тут метров 800 до первого поворота с шоссе». «А это ваша проблема!» Чувствуете? Власть, обеспечив удобство передвижения одной категории граждан, создала жуткие неудобства другой. Наверняка уже отчитались перед мэром Собяниным, что в Митино создан приоритет общественного транспорта над личным. А куда деваться с личным?

Что бывает зимой на этих придомовых дорожках, все прекрасно знают, но летом-осенью забывают. А происходит там вот что: из-за стоящих машин (слева и справа) нормально почистить трактором не получается, зато после нескольких снегопадов там появляется колея и разъехаться двум (или более) встречным машинам непросто.

Да, есть такая категория людей, которые «обустраивают» себе (без всяких разрешений и согласований) столбики, замочки, тросики и т. д., а если вы никакой территории себе не захапали, то вечером вам уже негде встать. На газон тоже нельзя — во-первых, траву жалко, а во-вторых, тоже оштрафовать могут.

«СП» обратилась в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы с несколькими вопросами по поводу сложившейся ситуации. Через каких-то 10 дней нам ответили. Сравните вопросы и ответы. Похоже, стараются как бы «не замечать» в чём суть проблемы.

Вопросы «СП»:

1.Если от Тушино до МКАДа (не считая 500 м от метро) идут сплошные промзоны, автопарки и т. д., то Митино — район с жилыми домами и создавать на 4 микрорайона полосу отчуждения, где нельзя остановиться, припарковаться и т. д.- это как-то слишком. Не нарушаются ли, на ваш взгляд, права жителей Митина, которые пользуются личным автотранспортом?

2.Вдоль Пятницкого шоссе, напротив жилых домов, сотни людей парковали на ночь свои машины. Теперь, согласно разметке и знакам, они должны их убрать. Куда? Дворы и так забиты. На газоны?

3.Что будет зимой? По параллельным шоссе придомовым дорожкам и сейчас-то разъехаться трудно, а когда будут сугробы и колея?

4.Почему человек, приехавший с сумками из магазина, лишен права припарковать машину на шоссе напротив дома? И это на протяжении 4-х микрорайонов.

5.Нет возможности выйти из машины в киоск за цветами, газетами, бутылкой воды.

6.Какие принимаются меры для устранения дискриминации автовладельцев?

Ответ Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы.

«В рамках компетенции Управления развития дорожно-транспортной инфраструктуры сообщаю, что мероприятия по устройству выделенной полосы для движения маршрутных транспортных средств проведены во исполнение постановления Правительства Москвы от 10.08.2010 № 679-ПП, в целях повышения привлекательности общественного транспорта и сокращения количества прочего транспорта на улицах города.

Протяженность рассматриваемого участка — 3,8 км, по которому проходят 8 маршрутов общественного транспорта с частотой движения 62 ед./час; жилых домов, торговых предприятий и других объектов притяжения в непосредственной близости от проезжей части нет.

В результате реализованных мероприятий на указанном участке УДС отмечено улучшение ряда эксплуатационных показателей, в т. ч. скорости движения маршрутного транспорта, снижение количества срывов графиков движения и общей продолжительности задержек на маршрутах.

В целях решения проблемы парковки автотранспорта, ранее парковавшемся на проезжей части Пятницкого шоссе, префектурой СЗАО в ближайшее время предусмотрена реализация ряда локальных мероприятий, в т. ч. по организации парковок на прилегающей территории общей вместимостью 1886 машиномест".

А почему бы не сделать наоборот — сначала построить «карманы», расширить придомовые дороги, а потом проводить полосу отчуждения? Но, нет! Делается всё в лучших российских традициях, т.е., так, как наиболее неудобно людям. Пусть даже эти люди и ездят на личных автомобилях.


И если с позицией автомобилиста можно спорить, принимая риторику европейских зеленых (хочешь комфорта за рулем — твои проблемы, плати за это неудобствами с парковкой), то есть в «ополосении» Москвы некоторые аспекты, которые вовсе трудно объяснить. Речь, прежде всего, о «выделенках», проложенных там, где нет линий общественного транспорта.

То, что при прокладке скоростных магистралей на месте городских проспектов с этих магистралей снимают транспорт — стало уже привычным. Вошли в историю снятия трамвайных линий на проспекте Мира, Ленинградском проспекте, Автозаводском мосту, Нижней Масловке. Все эти магистрали были за последние 20 лет реконструированы и стали либо вылетными хайвеями, либо участками Третьего транспортного кольца. Троллейбусы на подобных магистралях, как правило, не трогают, чтобы не разрывать городскую сеть; однако и новых линий, которые можно было бы проложить, не делают. Что мешает, скажем, пустить кольцевой троллейбусный маршрут В по Третьему кольцу? А ведь это могла бы быть неплохая транспортная связка между разобщенными ныне районами города. Самый же вопиющий пример подобного подхода — это Звенигородское шоссе: от ТТК до улицы Мневники идет превосходная прямая магистраль, на обеих концах которой есть троллейбусная сеть. А прямого проезда по ней нет не только для троллейбусов, но и для автобусов: все маршруты идут кругом, через старое Хорошевское шоссе. Связка была бы востребована — еще бы, от метро «1905 года» до Крылатского или Серебряного бора за 15 минут! Но ее нет.

Тем не менее, выделенную полосу на том самом участке шоссе уже разметили. Для кого — непонятно: в планах «Мосгортранса», насколько известно «СП» из источников в компании, пока нет четких планов прокладывать там троллейбусную линию или автобусный маршрут.

Надо, впрочем, отметить, что полоса, возможно, размечена на будущее: как известно, уже в следующем году инфраструктура общественного транспорта в Москве станет независимой от «Мосгортранса» как перевозчика. Тогда, возможно, подобная полоса пригодится для частной компании, которая захочет возить по этому направлению пассажиров и получит на это лицензию.

Еще один вариант: «ничейные» выделенные полосы могут быть предназначены для такси. То есть, возможно, на подходе закон, приравнивающий официальные такси к маршрутному транспорту. Тогда стремление обзавестись такими полосами на всех проспектах вполне понятно. Заодно понятно и то, как городские власти собираются бороться с «бомбилами»: контролировать посадку и высадку пассажиров нереально, а вот ловить нелегалов на выделенных полосах и уличать в нарушении ПДД — запросто. Хочешь ехать на нелицензионном частнике — стой в пробке, просто и изящно.

Наконец — и тут, конечно, не обоходится без некоторой доли конспирологии — дело может быть и в том, что по выделенным полосам имеют право ездить автомашины с «мигалками». Теперь начальству (как и «Скорым», и оперативным машинам) не обязательно выезжать на опасную «встречку», достаточно взять вправо и промчаться мимо пробки вместе с такси и автобусами.

Чем обернется дорожно-транспортная реформа — москвичи до конца узнают тогда, когда «выделенками» оснастят самые оживленные улицы: Тверскую, Люсиновскую, центральные мосты. Пока же можно констатировать одно: потенциально хорошая система может стать ненавистной для горожан, если мэрия не поторопится решить проблему с парковками вдоль улиц с такими полосами. Автомобилисты — все-таки слишком заметная часть столичного населения, в том числе и в электоральном смысле.

Фото: Кирилл Тулин/Коммерсантъ

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня