Подходит к концу первый месяц нового учебного года, который, должен был, как ранее заверяли российские власти, существенно улучшить финансовое положение наших педагогов. Однако оказалось, что обещанное учителям 30-процентное повышение зарплат в большинстве регионов так и не состоялось.
Учителя Свердловской области, например, придя в кассу за сентябрьской зарплатой, были глубоко разочарованы: прибавка к зарплате в среднем составила у них всего 5−6%, сообщило уральское ИА «URA.Ru»
И это притом, что фонд оплаты труда школ региона с 1 сентября с.г. должен был существенно пополнеть. Об этом говорили и федеральные, и местные власти накануне учебного года.
В реальности же все оказалось не так радужно, как анонсировалось. По словам директора одной из школ города Ревда, в ее учреждении фонд оплаты труда должен был вырасти на 43,5% (30% - обещанное премьером Владимиром Путиным повышение, 14% - свердловская «стимулирующая» надбавка от губернатора Александра Мишарина). Но получили дополнительно лишь 13,5%.
«Чтобы хоть на сколько-нибудь повысить зарплату учителям, мы были вынуждены сократить количество ставок в школе, убрав должности заместителя директора, лаборанта и других», — признается руководитель.
Ее учителя сейчас получают не более 15−16 тыс. рублей, что значительно не дотягивает до уровня средней заработной платы по Свердловской области, составляющей по последним данным 22,5 тыс. рублей.
Сентябрьское увеличение на 30% и должно было уменьшить этот разрыв между зарплатой учителя и среднестатистической по региону, но вместо ожидаемых 7−8 тыс. рублей прибавки ревдинские преподаватели получили на руки 700−800 рублей.
Напомним: на VI съезде Всероссийского педагогического собрания, который проходил в Москве в конце мая этого года, премьер-министр Владимир Путин заявил, что с 1 сентября фонд зарплаты педагогов увеличится на 30%. По словам главы правительства, с июня зарплата будет проиндексирована на 6,5% в соответствии с законом о бюджетниках, а осенью индексация будет проведена еще раз.
Совсем недавно, 24 сентября, на съезде «Единой России» Путин вновь затронул тему материального благополучия учителей. Он подчеркнул, что в 2012 году зарплаты школьных педагогов «сравняются или превысят среднюю зарплату по экономике во всех без исключения регионах России».
Выполнят или нет власти свои обещания? Гадать — занятие бесперспективное. Пока даже тот минимум, на который так надеялись работники школьного образования (последний раз зарплаты им повышали в 2008 году), они получили не везде.
По словам Всеволода Луховицкого, члена совета Межрегионального профсоюза работников образования (МПРО) «Учитель», Свердловская область не единственная, где учителя недовольны тем, как реализуется обещание премьера увеличить фонд оплаты их труда на 30% с 1 сентября:
— Мы выделили даже несколько характерных приемов, с помощью которых руководство региона или муниципалитета добивается того, чтобы снизить эти проценты. Здесь есть несколько основных способов.
«СП»: — Могли бы о них рассказать?
— Во-первых, говорят: либо мы увеличим на 30%, либо доведем до средней зарплаты по региону. Но есть регионы, где средняя зарплата учителя уже почти доведена до уровня среднестатистической по региону в экономике. И тут власти предлагают: «Мы увеличим вам еще на 5% и это будет уже хорошо».
Второй способ — увеличивают фонд оплаты труда. Казалось бы, правильно. Но что такое этот фонд? Это общий такой большой мешок, а в этом мешке все увеличивается в среднем. А это вовсе не значит, что у каждого учителя зарплата увеличится. Потому что деньги могут, например, пойти на зарплаты технического персонала, чтобы довести их до уровня МРОТ, могут пойти на стимулирующую часть, а вовсе не часть на основную.
Еще одна хитрость: с июня должны были повысить на 6,5% зарплаты всем бюджетникам по всей стране. Так вот, власти теперь говорят, что эти 6,5% входят в обещанные 30%, и проводят повышение только на 23,5%. И, наконец, самый последний способ: увеличивают базовый оклад (базовые оклады сейчас примерно от 3 до 7 тысяч рублей), и говорят: «Вот мы увеличили тебе базовый оклад за 18 часов, а если ты работаешь, скажем, 25 часов, то это неважно. Тебе увеличили одну твою ставку, а на все остальные часы увеличивать количество денег не будем».
«СП»: — Почему так происходит?
— Потому что нет требования к регионам, в обязательном порядке увеличить зарплаты всех педагогов на 30%, а есть всего лишь пожелание, чтобы в среднем зарплата была увеличена.
Сам факт повышения заработной платы в МПРО «Учитель» приветствуют, но признают, что целый ряд отрицательных факторов во многом превращают его в профанацию.
Представителей профсоюза не устраивает, например, что «широко разрекламированное повышение не покрывает даже реального уровня потребительской инфляции» за последние три года, прошедшие с предыдущей индексации учительских зарплат:
«Неутешительный вывод, который можно сделать на основании этих данных — никакого кардинального изменения отношения к образованию не произошло, власть просто морила голодом учителей 3 года, чтобы перед выборами выдать все деньги разом, простимулировав таким циничным способом «горячую признательность» нищего учительства к обобравшей его «партии власти».
В профсоюзе также обращают внимание на то, что «крайне низкий уровень заработной платы в ряде регионов, позволил местным чиновникам отрапортовать о выполнении поставленной федеральным центром задачи о доведении учительских зарплат до средних зарплат в экономике региона, без особых усилий».
Так, власти Алтайского края обещают до конца 2011 года поднять среднюю заработную плату учителей до уровня средней заработной платы в экономике края — 12 тыс. 307 руб.
В Мордовии средняя зарплата по региону составляет - 12 тыс. 380 руб., Брянской области — 12 тыс. 635 руб., в Тамбовской — 12 тыс. 500 руб., в Орловской — 12 тыс. 900 руб., в Ивановской — 13 тыс. 300 р. «Чемпионом» является Дагестан, где средняя заработная плата по региону составляет 10 тыс.100 рублей.
Вот только можно ли прожить на такую среднюю зарплату?
Недавно «Учитель» провел независимый мониторинг о реальных зарплатах педагогов после сентябрьского повышения.
И вот, что пишут учителя:
Тверская область:
«Работаю по основной должности зам. директора по УВР, нагрузка учителя 9 часов. С 1 сентября нет повышения к зарплате, т.к. в бухгалтерии говорят, что учитель — не основная моя должность, что на уровне муниципалитета они приняли такое решение».
"В Марий Эл повышение зарплаты пройдёт так: повышается стоимость часа, т.е. оплата уроков станет на 30% выше, все доплаты и надбавки — классное руководство, заведование кабинетом, проверка тетрадей, звание и так далее, останутся без изменений! Педагоги-психологи, социальные педагоги, логопеды, в общем, все, кто не ведет уроки — не получают прибавок. Повышение на ставки 18 часов учителю высшей категории, рост в 1300 р., с учётом всех доплат и надбавок эта сумма составит не более 10%, а если пересчитать на всех педагогов, то и вовсе 7%".
Курган:
"Нам здесь финансист объяснила, что доплаты за категорию, стаж, образование, вредность будут начисляться только на 18 часов. Все остальные часы будут покачиваться как «голые» (без доплат) разовые часы. Это везде так или опять на усмотрение региона? Смысл тогда брать больше часов? Опять же на ставку не прожить! С ужасом ждем новой тарификации и заработной платы".
Приморский край (г. Находка). Воспитатель детского дома, высшая квалификационная категория. Зарплата — чуть более 7 тыс:
«О повышении, сказали, даже не мечтайте, мы не учителя, а всего лишь воспитатели. Губернатор Дарькин отрапортовал о повышении зарплат, а на педсовете учителям сказали, чтобы не ждали повышения, так как даже бумаги соответствующие он не спешит подписывать».
Братск:
"Как нам повысили на 11% вы знаете, нам квалифицированным работникам подняли всего на 6,4 — 6,5%. Раньше у нас был надтарифный фонд 25% от общего фонда заработной платы, его теперь нет, есть стимулирующий фонд, он составляет 25% в доле заработной платы. Мало того, он не является обязательным".
Общие результаты таковы: не заметили изменений — 42%, получают ту же зарплату — 25%, увеличилась, но мало — у 21%, увеличилась существенно — у 8%, уменьшилась — у 8%.
По мнению Всеволода Луховицкого, есть единственный способ сделать так, чтобы разговоры об улучшении материального положения педагогов были не фикцией:
«Нужно ввести в закон об образовании единственную формулировку, что зарплата педагогических работников за ставку (это 18 часов) должна быть не меньше, чем средняя по промышленности за норму рабочего времени. Не по экономике в целом, а именно по промышленности. И ключевое слово здесь — ставка. Потому что сейчас все работают в среднем по 28−30 часов, а есть примеры, когда учитель ведет и по 40 часов в неделю. Это безобразие, это невозможно… Это, все равно, что обычному человеку предложили бы работать 70 часов в неделю».
"СП": — При такой интенсивности падает качество?
— Да, качество, конечно, теряется. Но ведь это тоже политика нашего нынешнего министерства. Ведь если в школе работает меньше учителей, это у них называется «эффективный менеджмент». Получается, что и директору это выгодно: когда у него работает, например, не 100 учителей, а 50, он может заплатить им относительно большие деньги. Никого не волнует, что они работают двойную норму, если не тройную. К тому же директор получает прибавку — процент ее высчитывается с учетом средней зарплаты по школе. То есть, если у директора 10 учителей получают 50 тысяч рублей, ему это гораздо выгоднее, чем 20 учителей, получающих по 15. Власть, по сути, так подталкивает директоров к тому, чтобы учителей сокращать и делать работу остальных все более интенсивной".
Из досье «СП»
Межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель» образован 16 января 2011 года. Действует в 15 регионах, объединяет 5 тысяч членов.