В Воронеже продолжается острейший конфликт между жителями города и Министерством обороны. Его поводом стали планы по превращению военного аэродрома «Балтимор», расположенного в черте города, в крупнейший в России. На аэродроме уже базируется 7000-я авиабаза наших Военно-Воздушных сил. Она непрерывно усиливается. Пока в ее составе фронтовые бомбардировщики Су-24М, самолеты-разведчики Су-24МР и тяжелые истребители Су-27. Сюда же направляются новейшие фронтовые бомбардировщики Су-34, которые призваны постепенно менять «двадцатьчетверки». В прошлом году в Воронеж перелетели четыре таких машины, в нынешнем году ждут от 6 до 8 таких же.
Кроме того, появились сведения о том, что на этот же аэродром из подмосковного Монино перелетит несколько десятков самолетов Военной академии Военно-Воздушных сил имени профессора Жуковского и Юрия Гагарина. Рев их моторов спокойствия горожанам точно не добавит.
Решение о смене целевого назначения «Балтимора» «с трассового для перелетающих судов» на аэродром базирования, а также о размещении здесь базы ВВС принято президентом Дмитрием Медведевым в 2009 году. И если раньше взлеты и посадки здесь были скорее редкостью, то теперь самолетами базы осуществляется по несколько вылетов в день. Кроме увеличения числа боевых машин, существуют также планы по дальнейшему развитию самой базы: в добавок к действующей взлетно-посадочной полосе длиной 2,5 км будет построена еще одна — на 3,5 км.
Недовольство жителей вызывает очень высокий уровень шума, которые создают двигатели самолетов, а также опасность для города, над которым летает многотонная техника. В ответ воронежцы организовали инициативную группу, которая ведет активную борьбу против планов министерства обороны. Дело дошло уже до суда.
Чтобы разобраться в ситуации, «Свободная Пресса» связалась с руководительницей группы Натальей Тюняевой:
«СП»: — Наталья Михайловна, каким образом возникла эта ситуация?
— Она возникла от того, что аэродром находится непосредственно в черте города. От него до центра Воронежа всего 5 километров. Он был построен еще в 1953 году, но до недавнего времени активно не использовался. Тем временем развитие города продолжалось, и вокруг него построили жилые дома, больницы, санатории, детские сады, школы и уже шла речь о том, чтобы аэродром вынести за черту областной столицы. Генплан Воронежа, созданный в 2008 году, предусматривал, что к 2020 году этого объекта уже не будет, а на его месте будет возведен жилой квартал. Но в 2009 году Министерство обороны приняло решение о размещении на аэродроме самой крупной авиабазы в России.
«СП»: — Какие проблемы создают полеты самолетов?
— Самые разные. Замеры, сделанные на расстоянии 1,5 км от базы — возле домов и больницы — показали, что уровень шумов доходит до 130 децибел — это уровень болевого порога человека, а 135 уже приводят к контузии. В результате страдает огромное количество людей, не говоря уже о том, что полеты над городом создают большую опасность. Большинство самолетов на аэродроме старые, отслужившие все свои сроки. К сожалению, не исключена вероятность их падения. В случае возникновения нештатной ситуации летчики не смогут даже катапультироваться — кругом город.
65- громкий разговор
80 — крик, мотоцикл с глушителем
100 — оркестр, раскаты грома
130 — Болевой порог
При уровнях звука свыше 160 децибел — возможен разрыв барабанных перепонок и лёгких
Больше 200 — смерть
А рядом с домами, на расстоянии 1100 метров от них, находятся склады боеприпасов. В прошлом году мы потушили лесной пожар на расстоянии всего 200 метров от них, а ведь могло произойти как в Удмуртии — город живет как на пороховой бочке.
От взлетно-посадочной полосы до больницы 950 метров. Я говорила губернатору, что в таких условиях там невозможно делать операции — cкальпель трясется. Были случаи, когда аппаратура отказывала во время операции.
«СП»: — Какова была реакция жителей на планы развития базы?
— Все пришли в полное недоумение. Но проблема не в том, что она будет сохранена. Проблема в том, что самолеты летают над домами, школами, больницами, что создает опасность для всех горожан. Они летают даже по ночам, создавая страшный шум.
«СП»: — Что вы предприняли?
— Мы стали писать письма — сначала на местном уровне, в администрацию города и области. Затем обратились уже в Москву: в Министерство обороны, ездили в приемную президента, премьер-министра. Также мы были на приеме в Главной военной прокуратуре и на личном приеме у председателя Совета Федерации Сергея Миронова, который отнес наши документы президенту на стол. К тому моменту нами было собрано более 20 тысяч подписей жителей города «Против расширения и строительства авиационной базы в черте города Воронеж», на настоящий момент их уже больше 120 тысяч.
«СП»: — Власти города что-нибудь предпринимают?
— Год назад губернатор собрал круглый стол с участием всех сторон для разработки мероприятий по снижению уровня шумов, создаваемых самолетами. Свои меры предлагали и военные: строительство экрана-забора, лесные насаждения, и замена парка самолетов, но это не решит проблему. Самолеты не имеют права летать прямо над городом, жилыми домами и больницами. К тому же всем известно, с какой скоростью наша промышленность производит новую авиатехнику.
В итоге все остались при своем мнении, размещение самолетов продолжилось, и мы были вынуждены подать в районный суд, но т.к. были затребованы секретные документы, дело было передано в областной суд, и когда состоится его заседание, мы пока не знаем, предполагаем, что месяца через полтора.
Сейчас нарушения встречаются на каждом шагу. Существуют документы, запрещающие полеты самолетов над территорией города. Аэродром должен располагаться не меньше, чем в 30 км от него. Самолеты могут летать по касательной, но ни в коем случае не через город, не через дома.
«СП»: — Выходит, вас не утраивают не планы расширения аэродрома, а в принципе факт его существования?
— Конечно, он не может существовать внутри населенного пункта — это огромная опасность. Но нам угрожает не только он. Недалеко от Воронежа находится полигон, куда возят взрывать старое оружие, причем даже из соседних областей. А расположен он примерно в 7 километрах от атомной электростанции. От этих взрывов у нас каждый раз происходит небольшое землетрясение.
«СП»: — Что на ваши запросы отвечают военные?
— На последнем этапе они ответили «Переписка на этом закончена, больше не пишите — аэродром с 53-го года». Хотя ряд улиц был построен намного раньше.
Оценить техническую сторону вопроса корреспондент «СП» попросил руководителя управления Роспотребнадзора по Воронежской области Михаила Чубирко:
— Во-первых, авиабаза является объектом министерства обороны. Мы его вообще не контролируем. Там есть своя служба, которая выполняет эти функции, а мы разбираемся с обращениями жителей, которые попадают под зону нашего влияния.
«СП»: — Каким был результат этих разбирательств?
— В этом и в прошлом годах мы делали замеры уровня шумов вокруг авиабазы и сделали вывод, что действительно около 30 000 тысяч жителей города находится в ситуации повышенного шумового воздействия. Но если в прошлом году превышение максимально допустимого уровня достигало 40−45 децибел, то в этом уже 24−25 при том, что самолетов летает ничуть не меньше. Значит военные, что-то предприняли. В целом все понимают, что нам нужна и сильная боевая авиация, и чтобы люди при этом не страдали, но этот спор будет решать уже суд.
«СП»: — Вероятно, должны быть некие правила, которые регулируют, как близко к аэродрому можно возводить жилье. Каковы они в данном случае?
— Все гражданские аэропорты имеют свои определенные ограничительные зоны. До настоящего момента на наши запросы о предоставлении подобной информации касательно аэродрома Балтимор мы от военных не получили ничего. Вот, наверное, городские архитекторы и нарисовали все так, как это выгодней со строительных позиций. Совершенно очевидно, что когда на этой базе совершалась 1 посадка в 1−2 недели, зона должна была одной. Теперь, когда число полетов измеряется десятками в день, ограничительная зона должна быть другая. Люди стали жаловаться, только когда полеты стали масштабным явлением.
Между тем 29 сентября, стало известно, что с похожей проблемой удалось справиться в другом регионе нашей страны. Агентство «Ura.ru» сообщает, что Челябинский губернатор Михаил Юревич нашел альтернативный вариант размещения летной части, которая дислоцируется в поселке Шагол областного центра. Из-за нее жители южноуральской столицы испытывают большие неудобства, т.к. штурмовики летают прямо над городом.
Проблема возникла год назад из-за передислокации на Южный Урал авиационной базы из Бурятии. Аэродром, созданный в 1930-е годы, сейчас находится в черте города, и полеты боевой реактивной авиации над территорией густозаселенных жилых районов Челябинска грозят его населению теми же опасностями, что и жителям Воронежа.
Своей идеей Юревич поделился с главкомом ВВС Александром Зелиным во время учений «Центр-2011» в Чебаркуле. Губернатор предложил перевести летчиков на аэродром в Троицком районе, ныне почти не использующийся. Этот вариант понравился и министру обороны РФ Анатолию Сердюкову, который поручил командованию ВВС проработать данный вопрос.
Справка «СП»
По данным инициативной группы жителей Воронежа, сейчас на его аэродроме 89 самолетов, большинство из которых уже выработали свой ресурс и не используются. Постоянно летают около 15 машин, в том числе несколько первых серийных Су-34. К 2015 году, по данным жителей, Минобороны планирует увеличить авиапарк до 200 единиц.