Темно, тихо, холодно и грязно было в минувшие выходные в нескольких районах северной столицы. В субботу, 8 октября, без света остались жители более двухсот домов (примерно сто тысяч человек) и социальные объекты в Приморском районе. В воскресенье, 9-го, отключения электричества случились в Купчино и в Мурино. К муринским мученикам, у которых трое суток не было света, горячей и холодной воды, отопления, канализации, не работали магазины, детские сады, поликлиники, электричество вернулось вообще лишь в понедельник вечером, после того, как жители стали выходить на стихийный митинг. Первыми подключили новостройки по Оборонной улице — именно там перебои с электроснабжением продолжались дольше всего. Муринцы объявили, что готовы митинговать всю ночь и разожгли костры. И вот буквально за полчаса до начала объявленной акции в домах Мурино электричество было восстановлено. К пяти тысячам жителей микрорайона вернулись блага цивилизации.
В том, что произошло, ничего экстраординарного не было. Из года в год ситуация повторяется и усугубляется. На изношенные сети микрорайона застройщики «подсаживают» все новые и новые многоквартирные дома. Нагрузка постоянно увеличивается, а мощностей не хватает, вот и происходят отключения. Все всё знают. Жители регулярно забрасывают жалобами власть, включая президента страны и премьер-министра, но ответа нет.
На этот раз причиной аварии стал обрыв кабеля, который привел к замыканию. Сети настолько изношенные, что автоматическая система не сработала, и это привело к выгоранию оборудования на Северной ТЭЦ. Предстоящей зимой, когда нагрузка на изношенные сети возрастёт, аварии наверняка повторятся. И это — на фоне все возрастающих тарифов за электричество.
А в Купчино отключился выключатель на подстанции. Как сообщили в филиале ОАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Северо-Запада, на подстанции «Южная» отключился вводной выключатель, повлекший отключение трансформатора и четырех секций машин 10 кВ.
В самое ближайшее время ОАО «ФСК ЕЭС» намерено провести всю необходимую работу с производителем данного вида энергооборудования по исправлению выявленных недоработок, — утешили энергетики.
Губернатор Петербурга на сегодняшнем заседании правительства обратил внимание подчиненных на неутешительное состояние городских коммуникаций.
— Я каждый день смотрю сводки и хочу сказать, что у нас в городе, как на каком-то колхозном складе. Постоянно то тут, то там прорывы, — заявил Георгий Полтавченко.
Губернатор попросил руководителей энергетического комплекса немедленно заняться этой проблемой.
— Поговорите с сетевиками. Пусть приведут свои системы в порядок. А то тарифы повышать они не забывают, а трубы ремонтировать вовремя не хотят, — отметил Полтавченко.
Разумеется, в Смольном многократно обещали, что такое не повторится, серьезных отключений электричества больше не будет
Отключения произошли именно в тех районах, где сейчас ведется масштабное жилое строительство: в Купчино, в Мурино и Новом Девяткино (массовая застройка 25-этажками), Приморском районе (25-этажки, плюс жилье пониже), — рассказывает один из жителей города - В моем Выборгском районе свет не выключался уже очень давно — спасибо коммунистам, успели все более-менее плотно застроить (хотя и тут на очереди Парнас, да и в Парголово 10-этажки возводят). Что будет, когда все это достроят — Юго-Западный морской фасад, Василеостровский морской фасад, Приморский район, Парнас, Кудрово, Горелово, плюс 25-этажки на Правом берегу Невы, Полюстрово, Сестрорецк, Пушкин, Колпино — мне и представить сложно. Энергосистему города спасет либо массовый снос всего этого, либо настолько же массовый ввод генерирующих и распределительных мощностей. Никакое «замкнутое энергетическое кольцо», которое обещают власти, здесь не поможет. У нас только в сетях потери энергии при передаче — 10…15%, и тенденция к повышению этого показателя. А советский запас надежности мы уже исчерпали…
Я вот думаю сделать несколько светильников на светодиодах, чтобы в случае отключения света питать их от аккумулятора. Примус имеется — плита-то электрическая. Сотовый неделю без подзарядки протянет (хотя зачем он нужен, если у оператора оборудование энергозависимо?), интернет — будет явно не до него. Ну, а если воду или, не дай Бог — канализацию отключат — тут уже сложнее…
Петербуржцы, у которых нет благоустроенных дач, всерьез обсуждают варианты захвата брошенного в селах жилья. Там-то, на лоне природы перезимовать удастся.
А как выходят из положения промышленные предприятия, по которым тарифы и отключения ударили раньше и куда больнее, чем по городским обывателям?
Оказалось, у самых предприимчивых руководителей собственный генератор давно уже «стоит на запасном пути».
— Своя электростанция не помешает, — считает генеральный директор ЗАО «Экспериментальный завод» Валерий Стерин. - Никакое «Ленэнерго» не поставит нас на колени из-за своих тарифов, — твёрдо произносит директор. Когда в 2006 году заводу понадобилось расширять производство, строить новый корпус, и производственники обратились в «Ленэнерго» с просьбой увеличить установленную мощность, то выяснилось, что разрешение на присоединение будет дано не раньше 2011 года. Не говоря уже о цене присоединения, которая сопоставима с затратами на строительство энергоблока.
— Тогда мы разработали проект, прошли долгий, мучительный путь согласования и экспертиз, купили оборудование и создали свою мини-ТЭЦ, — продолжает Стерин. — Сейчас собственная электростанция исправно вырабатывает 1200 ВВТ, что вполне отвечает потребностям производства. В момент больших нагрузок во избежание перебоев приходится останавливать энергоблоки и подключаться к городским сетям. Но от энергетической зависимости завод избавился, внеся свой вклад в малую энергетику.
Можно ли это считать нормальным для мегаполиса, правительство которого неустанно рекламирует грандиозную программу развития энергетики, — другой вопрос. Сегодня уже на Невском возле ларьков с мороженным тарахтят минигенераторы. Рядом с крупными торговыми центрами можно увидеть дизельэлектростанции. Новые автозаправки пользуются собственными дизельгенераторами. Тенденция однако…
— Мы сделали это от безвыходности, — рассказывает главный энергетик предприятия Николай Перов.— При росте тарифов идет удорожание продукции, что, естественно, грозит заводу нерентабельностью. Четыре года подбирали оборудование, получали техусловия, строили. Наша мини-ТЭЦ работает первый год.
Вот чем, по большому счёту, обернулась для данного конкретного производства реформа РАО ЕЭС.
— Реформу мы почувствовали, прежде всего, как увеличение структуры, а там где это происходит, система становится негибкой. Где больше народу в структуре, там больше согласований. Если раньше справку на заявленную мощность можно было сделать в течение двух недель, то теперь на это уходит восемь месяцев. А это чисто бумажная работа: документ о том, что нам нужна такая-то мощность, и увеличивать, — уменьшать её мы не будем, — говорит Перов.
Заметим, что данную справку потребитель добывает так гомерически долго, чтобы оплачивать заявленную, а не за фактически потреблённую энергию. То есть, платит за товар, не представляя его качества. Согласился бы кто-нибудь из нас на такую сделку, скажем, в магазине? Учитывая, что чек надо добывать больше полугода?
Как справедливо отреагировал на вопрос корреспондента «СП» Валерий Стерин, у которого вроде бы об электричестве голова уже больше не болит:
— О благополучии завода в нашей стране говорить очень легкомысленно. Стараемся выстоять в этой ситуации. Будем все меры для этого принимать.
Из досье «СП»
В последнее время блэкауты происходят в Петербурге почти регулярно. Самым серьезным «конец света» был в августе 2010 года, когда без электричества остался практически весь Петербург, включая не только жилые дома, но и некоторые станции метрополитена, встали пригодные электрички, на улицах отключились светофоры…
13 октября прошлого года произошло сразу два локальных блэкаута, и тоже, как и нынче, сначала в Приморском, а затем — во Фрунзенском районе.
20 октября в Петербурге электричества не было в Центральном районе, без света остались крупные торговые комплексы, офисы, жилые дома и часть центральных станций метрополитена.
13 февраля 2011 года во тьму погрузился Юго-Запад, а 23 мая — Кировский район. Словом, внезапные погружения во мрак скоро станут такой же достопримечательностью Петербурга, как и белые ночи.