Стремительный взлет и падение Михаила Прохорова в качестве лидера партии «Правое дело» оказались главным политическим сюжетом нынешней осени, оживившим весьма предсказуемую и не слишком драматичную избирательную кампанию. Будучи новым человеком в политике, он неминуемо привлекал к себе внимание. К тому же он выступал от собственного имени, формируя новый стиль общения с аудиторией — личный, не бюрократизированный, современный. Можно сколько угодно иронизировать по поводу странички Прохорова в Фейсбуке, но остается неоспоримым фактом то, что там происходило реальное общение с публикой. Репутация успешного бизнесмена должна была конвертироваться в образ политической надежности и самостоятельности.
Однако очень скоро выяснилось, что у «эффекта Прохорова» есть и оборотная сторона — независимо от того, какие конкретные позиции занимал бизнесмен и какие лозунги провозглашал, он своей активностью менял сложившиеся расклады и нарушал политическую рутину, что оказалось не по душе практически всем вокруг.
В условиях, когда стоит вопрос о передаче власти, никто из высших чиновников не хочет сюрпризов, любая непредсказуемость оказывается равнозначна риску или, во всяком случае, оборачивается ненужной головной болью. Но сводится ли политика в России к бюрократическим процедурам и перераспределению постов? Даже если на первый взгляд кажется, что это именно так, невозможно отрицать, что есть и вопросы куда более значимые — что делать с экономикой, как развивать законодательство, как реформировать бюрократический аппарат, каким образом выполнить социальные обязательства государства, не прибегая к печатанию денег.
Между тем при внимательном прочтении «президентского» доклада Владимира Путина и предвыборных документов «Единой России» обнаруживается, что разница в позициях между ними и Прохоровым на деле не велика. Власть бьется над вопросом о том, как соединить продолжение либерального курса в экономике с усилением управляемости в стране и сохранением социальной стабильности. Те же самые вопросы и в той же системе координат ставил и Прохоров. Он просто сформулировал свои мысли более прямо и просто, избегая бюрократических недомолвок и двусмысленностей. И составители программы «Единой России» его идеи если и не поддержали, то явно приняли к сведению. Так что представлять Прохорова в качестве альтернативы политике Путина нет никаких оснований.
Действующую администрацию мог раздражать стиль начинающего политика, а его самого — методы работы администрации. Но означает ли это принципиальное расхождение в позициях? Отнюдь нет! Несмотря на громкие заявления и упреки в адрес Владислава Суркова, становиться оппозиционером Прохоров явно не собирался. Скорее он отстаивал свое право на самостоятельное партнерство с властью, к чему, однако, власть на данном этапе и в данной ситуации оказалась не готова.
Однако ситуация неминуемо изменится в течение ближайшего года. Шансы для новых политических инициатив могут появиться после того, как, с одной стороны, закончится очередной электоральный цикл и все традиционные «игроки» успокоятся, заняв запланированные для них места, а с другой стороны, развитие экономического кризиса сделает необходимыми перемены. Будут ли это в итоге те перемены, о которых говорил Прохоров, или произойдет нечто иное — вопрос открытый. Но, по крайней мере, появляются шансы на начало серьезной дискуссии, которая может иметь и политические последствия. Этого не может не понимать и бывший лидер «Правого дела».
Именно поэтому сражение между ним и администрацией, с таким вожделением ожидавшаяся прессой, так и не началась. Переждать — проще, разумнее и безопаснее. Каков бы ни был эмоциональный фон, на котором произносились филиппики Прохорова по адресу государственных чиновников, это не было ни объявлением войны, ни констатацией окончательного разрыва. Выговорившись и в очередной раз продемонстрировав всем, что является самостоятельной фигурой, бизнесмен предпочел не «лезть в бутылку» дальше. Собственно, квинтэссенцией позиции Прохорова можно считать его недавний комментарий конфликта с Сурковым: «Я от своих слов никогда не отказываюсь, но не всегда получается».
У него остается шанс вернуться в политику. Если, конечно, Прохоров теперь этого захочет. А пока он может снова заняться бизнесом. Вчерашний лидер «Правого дела» слишком большие деньги вложил в экономику страны, чтобы рисковать ими из-за личных обид и политических разочарований.