Генпрокуратура нашла виновников аварий аппаратов «Экспресс» и «Прогресс», произошедших минувшим летом, и предложила ввести уголовную ответственность за подобные крупные ЧП в космической сфере.
Как отмечается в официальном сообщении надзорного ведомства от 18 октября, проверка «фактов утраты» спутника «Экспресс АМ4» и грузового космического корабля «Прогресс М-12М» в августе текущего года, проведенная по поручению генерального прокурора РФ Юрия Чайки, установила:
«Оба инцидента произошли по причине небрежности работников государственных предприятий космической отрасли, подведомственных Федеральному космическому агентству (Роскосмос), при проведении проверочных мероприятий, а также из-за отсутствия со стороны Роскосмоса надлежащего контроля за принятием уполномоченными лицами соответствующих решений».
По словам официального представителя ГП Марины Гридневой, в адрес руководства Роскосмоса направлено представление с предложением привлечь виновных в катастрофах к дисциплинарной и материальной ответственности. Прокуратура также предложила Федеральному космическому агентству «принять меры к взысканию причиненного ущерба государству с виновных юридических лиц».
Кроме того, за аварии в космосе ведомство Чайки хочет ввести уголовную ответственность.
Как пояснила Марина Гриднева, в информационной записке «руководству страны» предложено «дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации нормами, устанавливающими уголовную ответственность работников коммерческих организаций за действия, способствовавшие наступлению происшествий в сфере космической деятельности».
Такая ответственность, по ее словам, «должна наступать в случае, если авария повлекла причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства».
Напомним: аппарат «Экспресс АМ4» был запущен с космодрома Байконур в середине августа, однако из-за ошибки в программе, руководившей полетом разгонного блока, не смог выйти на расчетную орбиту. Грузовой корабль «Прогресс», стартовавший спустя неделю, рухнул на территории Алтайской республики из-за отключения двигателя.
Если вспомнить еще и недавнюю потерю трех спутников ГЛОНАСС, общий ущерб от последних космических аварий составил, по разным оценкам, от 10 до 20 млрд рублей.
Потеря ГЛОНАССов стоила карьеры руководителю Роскосмоса Анатолию Перминову: в апреле 2011 года распоряжением главы правительства Владимира Путина он был уволен на пенсию. Его кресло занял первый замминистра обороны Владимир Поповкин, за несколько дней до этого отправленный в отставку в Минобороны.
К последним выводам надзорного ведомства в Роскосмосе отнеслись сдержанно и комментировать их не стали.
«Почему мы должны отвечать на сообщение Генпрокуратуры?- выразил недоумение начальник пресс-службы космического агентства Алексей Кузнецов. — Пусть ее представители сами разъясняют новость, которую они выставили на своем сайте».
Кто конкретно будет наказан и как? Эти вопросы также остались без ответа.
«Только сегодня появилось сообщение о внесении представления, а вы сегодня же хотите всех наказать. Вот когда будет принято какое-то решение, тогда и можно будет об этом говорить, — резюмировал руководитель пресс-службы.
Здесь стоит отметить, что глава Роскосмоса Владимир Поповкин поручил установить степень вины должностных лиц сразу же после аварии спутника связи «Экспресс АМ4». В космическом агентстве, Центре имени Хруничева, ФГУП МОКБ «Марс» и ЦНИИмаш — т.е. во всех организациях, отвечающих за его запуск, — было проведено административное расследование. Однако никаких конкретных фамилий до сих пор так и не назвали.
Научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев считает, тем не менее, что Генпрокуратура не может контролировать Роскосмос, поскольку это не ее сфера:
— Генпрокуратура, по-моему, забирается в те области, которые просто не понимает. Аварии в космосе были всегда, и, конечно, любая из них сводится к небрежности и недостаточному контролю. Здесь контроль — это задача Роскосмоса, которую, надо признать, он решает не очень хорошо. Но не ведомству надзорному следует указывать Роскосмосу, что там они делают не так. У них есть непосредственное руководство — правительство РФ.
«СП»: — Вы против уголовной ответственности за аварии в космосе?
— Чтобы ввести ее, что нужно? Нужно написать законопроект, внести его в Госдуму, где он должен пройти все инстанции. Вот если законодатели введут уголовную ответственность — будет уголовная ответственность. Но, по-моему, все это ерунда. Здесь нет уголовщины, а техническая ошибка. За ошибку в расчетах административное наказание — да, следует. А уголовное? Ну, если только человек сознательно навредил или допустил халатность. Как у врачей, врачебные ошибки ведь существует, от них никто не застрахован. Здесь то же самое: уголовная ответственность наступает, если есть явная халатность. И не нужно ничего выдумывать.
«СП»: — А материальная ответственность возможна?
— Тоже — ерунда. Ущерб от таких ЧП огромный. Ни один человек не сможет заплатить за аварию ракетоносителя. То есть, если выяснится, что ошибся, скажем, программист, или слесарь, или сварщик, как у нас бывает, он же не заплатит эти деньги. Зачем тогда такие нормы вводить?
«СП»: — Но, по сути, Генпрокуратура-то права: в отрасли не все благополучно…
— По сути, права. Все последние аварии необходимо проанализировать, возможно, даже пересмотреть всю документацию по ним. Но это полномочия не работников прокуратуры. Все вопросы к Роскосмосу должно ставить правительство.
«СП»: — Значит ли это, что в самом космическом агентстве существует системная ошибка?
— Несомненно. Я даже знаю какая. У Роскосмоса фактически нет начальника. Его никто не может проверить. У нас в аппаратах президента и правительства нет достаточно компетентной службы или хотя бы компетентного человека, который мог бы проверить то, что делает Роскосмос. Это и есть системная ошибка — она уже выше Роскосмоса и выше Генпрокуратуры. Это — ошибка правительства и президента. Второе: Роскосмос — это слишком закрытая организация, они тщательно секретят любую свою документацию. Как я думаю, чтобы избежать критики. То есть если у них все хорошо, то об этом всем рассказывают, еще даже могут и преувеличить. А все проблемы скрывают, типа сами все решим.
Эксперт Института космических исследований РАН Юрий Зайцев, связывает промахи отрасли с проблемой нехватки квалифицированных кадров:
— Старики уходят, а молодежь в космонавтику идти не хочет — мало платят. Ну, отсюда соответственно и небрежность в работе. Я помню, когда мы еще «Востоки» готовили, там была такая программа 3КА. Это тройной контроль осуществлялся тех комплектующих, которые шли на корабль «Восток», плюс еще — военная приемка. Сейчас военной приемки нет. Мне кажется, пока не изменится отношение к отрасли на самом верху, причем реально, а не на словах, только тогда можно надеяться, что что-то изменится к лучшему. Пока я этого не ощущаю. А я в этой отрасли с 58-го года и знаю, как было тогда и как сейчас. На сегодня созданный нами задел прочности, по сути, исчерпан. Ничего нового не делают, оборудование старое, изношенное, все разваливается. Обидно даже. Когда мы «Плесецк» строили, в землянках спали, чтобы все запустить вовремя. А сейчас …
Но есть и еще одна часть проблемы — более глобальная. О ней в одном из интервью «Свободной прессе» сказал космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко: «Ошибки бывают всегда. Как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Сейчас космосу уделяется намного меньше внимания, чем раньше, считается, что на космос тратятся слишком большие деньги. Проблемы с финансированием возникают постоянно. У нас даже был случай, когда на строительство нового корабля не выделили денег: сказали, чтобы генеральный конструктор взял под наши безумные проценты кредит в банке. Когда такое отношение, о каких передовых позициях может идти речь»?
Когда космические предприятия перевели в форму ОАО, стали сокращать, как тогда казалось, лишних пенсионеров. Зарплата понизилась настолько, что все наиболее способные сотрудники стали искать себе более высоко оплачиваемые места и уходить. В результате образовался разрыв между поколениями. Стариков, которые ещё вполне могли работать, выгнали, а молодёжи, которая пришла, опыт не передали. Они действуют либо очень осторожно, либо наоборот чересчур лихо".
Спрашивается: кого за это привлекать к ответственности?