Девушки с вырезанными глазами и вспоротыми животами, дети с разлагающимися лицами, гробы и тошнотворные демоны, а над ними всеми — человек с безумным лицом, который то рыщет в лесополосе, страшно поблескивая толстыми стеклами очков, то читает с трибуны лекцию школьникам. Художественная выставка, посвященная «деятельности» самого известного российского маньяка Андрея Чикатило открылась в Минске, в самой модной галерее современного искусства «Ў» (читается, как «у краткое», это буква белорусского алфавита, которой больше ни в одном языке мира нет).
Чтобы не нервировать слишком чувствительную публику, руководство галереи установило таблички, запрещающие вход лицам до 18 лет, и завесило выставку черными полотнищами, которые, если смотреть снаружи, прячут картины от тех, кто их не должен видеть, а если находиться внутри экспозиции — напоминают о черных траурных покрывалах, которыми, как принято в славянской традиции, занавешивают зеркала после того, как кто-то в доме умирает.
На картинах 28-летнего художника-самоучки — смерть, безумие, извращенные фантазии маньяка Чикатило, слезы его жертв и очень много крови. Но самыми ужасными выглядят даже не раздувшиеся трупы, а любовно выписанный социальный образ Чикатило — маньяка, который удачно скрывался под личиной семьянина, отца двоих детей, члена КПСС, школьного учителя. Более того — Чикатило служил дружинником, и когда этих общественных стражей порядка подключили к поимке ростовского серийного убийцы, он дежурил на вокзалах и сам себя «ловил»!
Автор картин выступает под псведонимом А. Р. Ч., в котором зашифрованы инициалы его героя — Андрея Романовича Чикатило. И рисует исключительно про этого серийного маньяка. Причем работает по 10 часов каждый день, говоря, что это его способ бороться с опасными наклонностями внутри себя: «Если бы я не рисовал это, я бы сам пошел в лес и начал убивать!». Сложно понять — действительно ли у художника есть маникальные склонности, либо это эпатажный пиар своего творчества, но искусствоведы и публика склонны верить автору — без сильной нужды вряд ли бы человек настолько страстно стал бы рисовать полотна на подобную тематику. Арт-критики предполагают, что такая увлеченность «чикатильщиной», возможно, последствия какой-то детской травмы — А. Р. Ч. мог сам подвергнуться нападению маньяка, или стать свидетелем чего-то подобного.
Вот что говорит о своей выставке ее автор: «Представленные работы — это, прежде всего, взгляд в себя, в свой сказочный лес, в котором по вечным законам жизни существуют волки-злодеи, девочки в красных одежках, бесполые зайцы и ежи, гномы-каннибалы, отцы-слабаки, матери-тираны, великаны и карлики, где мальчик умеет летать и видеть существ из тонких миров».
Настоящее имя живописца не скрывается, его зовут Михаил Сеньков, он живет в небольшом городке Жодино под Минском. Свою первую персональную выставку Михаил назвал «Как в страшной сказке», и под кровавые картины пытается подвести философскую основу: «В сказках символически отображаются основные психологические проблемы людей — наши архитипические внутренние конфликты. Сказки — это неисчерпаемый источник вдохновения, настоящий карнавал психоанализа. Сказочные психотипы просто кишат пограничными состояними: нарциссизм, эдипов комплекс, мания величия, игры в ничтожность и зависимость. А этот акт переноса человеческих качеств на животных! Невероятно интересно отслеживать эти, на первый взгляд, необъяснимые, извращенные действия. Мир — разрушительная и разрушающая, прекрасная в своем космо-содомическом карнавале, но все-таки страшная сказка».
Выставка вызвала полярные реакции у зрителей. Кому-то стало страшно, кто-то с веселыми улыбками фотографируется на фоне мертвых тел. Часть публики признала работы А. Р. Ч. качественным трэшем, который никогда не бывает лишним в современном искусстве, другие пишут в журнале отзывов — «Полное говно!». Есть и такие, кто предлагают сдать автора в психбольницу. Впрочем, некоторые не прочь дать ему звание народного художника Беларуси.
Как бы то ни было, о выставке говорят. Более того, шум поднялся такой, что галерея даже устроила специальное дополнительное мероприятие — обсуждение экспозиции, пригласив автора, искусствоведов и неравнодушных посетителей высказать свое мнение. Но и это не привело спорщиков к общему знаменателю — все как пришли с полярными впечатлениями, так с ними и ушли. Хотя если бы Михаил Сеньков нарисовал, например, растерзанный труп Каддафи, никому бы не пришло в голову сомневаться в его нормальности.
Интересно, что бы сказали о минской выставке ныне здравствующие жена и дочь Чикатило, а также повторяющий преступный путь и сейчас сидящий в тюрьме сын самого известного советского маньяка. Но найти этих людей невозможно — они давно сменили фамилии и место жительства, не только стыдясь своего родства с маньяком, но и опасаясь преследований со стороны семей его жертв. А сам Чикатило, скорее всего, был бы в восторге, ведь он всегда хотел, чтобы его «признали и оценили».
Минск
Фото автора