Сегодня утром пришла информация, что российский сухогруз, задержанный северокорейскими пограничниками 17 февраля, освобожден. Новость сообщил сотрудник генконсульства РФ в городе Чхонджин. Но до порта приписки судно доберется предположительно к вечеру пятницы.
Кстати сказать, «Свободная пресса», ссылаясь на свои источники во Владивостоке, сразу после инцидента сообщила, что «Омский», скорее всего, отпустят на десятый день после задержания. Так, собственно, и вышло. Хотя все это время шла довольно противоречивая информация о судьбе российского сухогруза.
Напомним, что 21 февраля ранним утром информагентства облетела весть, что судно освобождено и направляется к российским берегам. Но буквально через полчаса пришло опровержение.
Все это время арестованное судно «Омский-122» находилось в порту Кимчхэк, радиорубка его была опечатана пограничниками, а мобильные телефоны у членов экипажа изъяты.
Сегодня директор департамента морских перевозок ОАО «Амурское пароходство» Юрий Кудрявцев сообщил агентству «Интерфакс-Дальний Восток», что капитан судна уже вышел на связь и сообщил, что следует курсом на Владивосток, а «экипаж чувствует себя хорошо».
Накануне сообщалось, что освобождение судна может затянуться, а северокорейские власти выдвинули ряд обвинений морякам сухогруза.
«Омский-122» был задержан в Японском море морскими пограничниками КНДР. Из порта Пусан судно направлялось во Владивосток, но шторм заставил судно укрыться у мыса Мусудан. Там и произошел инцидент.
Сразу после того как пришло известие о задержание сухогруза, корреспондент «СП» связались с дежурным капитаном-координатором Владивостокского спасательно-координационного центра Анатолием Зарубиным. Он и сделал тогда предположение:
— По опыту знаю, подобные конфликты обычно урегулируются полюбовно. Думаю вся бодяга закончится дней через десять. Корейцы понимают, что их суда тоже ходят мимо наших берегов.
Так и вышло.
Возможно, причина инцидента заключалась в том, что мыс Мусудан давно объявлен властями Северной Кореи зоной, закрытой для посещения иностранцами, поскольку здесь расположена секретнейшая северокорейская ракетная база «Мусан-Ри».
Но в сильные шторма здесь довольно удобно укрываться от ветра, чем иногда пользуются капитаны, забывая о секретной корейской базе.
Мы выяснили подробности предыдущего аналогично инцидента, произошедшего ровно год назад здесь же и тоже в феврале. Тогда судно «Лидия Демеш» следовало с партией подержанных автомобилей из японского порта Хамата во Владивосток. Укрываясь от шторма, российский теплоход зашел в территориальные воды КНДР и встал на якорь в районе мыса Мусудан. Всю ночь экипажу не удалось покинуть чужие территориальные воды, а утром «Терней» был арестован и обвинен северокорейской стороной в нарушении госграницы. Инцидент с задержанием продлился почти две недели, после расследования, которое было проведено Пхеньяном.
Еще один случай произошел 9 ноября прошлого года с российским теплоходом-земснарядом «Степан Демешев». По пути из порта в Находке в Санкт-Петербург, у судна отказал правый двигатель. Капитан решил бросить якорь и произвести немедленный ремонт. Однако, в связи с тем, что представители КНДР не были предупреждены, судно также арестовали. Правда, отпустили уже на следующий день.
________________________________________
Из досье «СП»
Теплоход «Омский-122» — судно румынской постройки. Сошел со стапелей в 1984 году. Первоначальное название «Омский-122». Однако некоторое время ходил под именем «Маргарита-1». Относится к типу больших сухогрузных судов общей серии «проект 1743», разработанной в начале 1970-х годов в СССР. Суда этого типа имеют трюмы с люковыми закрытиями, с двойными бортами и двойным дном, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части. Предназначены для насыпных и навалочных грузов, генеральных грузов, леса в бревнах. В 90-х гг. отдельные суда, в том числе «Омский-122» были реконструированы под класс «река-море». Они были укорочены, получили более совершенное оборудование трюмов и более высокую носовую часть.
«Омский-122» приписан к Амурскому пароходству. С 90-х гг. большинство таких судов используются на линиях загранперевозок в Европу и на Дальнем Востоке.
ОАО «Амурское речное пароходство» создано в 1993 году на базе государственного предприятия. В результате приватизации из состава пароходства вышли два крупных порта — Хабаровский и Комсомольский. Амурское пароходство осуществляет перевозки грузов в Амурской, Еврейской областях, Хабаровском крае, и на север острова Сахалин. С 1967 года пароходство работает на перевозках внешнеторговых грузов судами «река-море» между российскими портами Дальнего Востока и портами стран Юго-Восточной Азии. Ежегодно ОАО «Амурское пароходство» перевозит свыше 2 млн тонн грузов и около 2 млн пассажиров. Более 50% перевозок грузов внутренним водным транспортом в Хабаровском крае осуществляется средствами Амурского пароходства. 73% объемов перевозок ОАО «Амурское пароходство» выполнено флотом заграничного плавания.
Государству принадлежит 25,5% акций компании. 37,5% акций компании принадлежат ООО «Амурский центр лесозаготовительной техники», 25,5% - ООО «Восток-контракт», 7% - «Линквест Гонконг Лтд.».