18+
суббота, 21 января
Общество

На Марс отправляется русско-французско-немецкий экипаж

Шестеро участников полета-имитации к Красной планете отобраны и готовы скоро «взлететь»

  
30

Об этом заявили специалисты Института медико-биологических проблем (ИМБП). Эксперимент продлится 105 суток, и это будет «репетиция» максимально приближенная к реальности.

«Полетят» четверо россиян, француз и немец. Двоих последних заявило Европейского космического агентства. Вот эти счастливчики:

1. Олег Артемьев космонавт-испытатель,

2. Сергей Рязанский, космонавт-исследователь, член отряда космонавтов,

3. Алексей Баранов, врач,

4. Алексей Шпаков, специалист по физиологии и по физической культуре и спорту,

5. Сирил Фурнье, гражданский летчик (Франция),

6. Оливер Кникель, военный инженер (Германия).

Еще двое россиян (одна из них женщина) и двое европейцев на последнем этапе были отсеяны.

Комиссию, отбирающую претендентов возглавлял Борис Моруков:

— Если бы позволяли технические возможности, — сказал он журналистам, — в эксперименте приняли бы участие все десять претендентов. Те, кто не прошел отбор, будут помогать проводить необходимые исследования, участвовать в психологической поддержке экипажа.

Имитация полета на Марс — одна из составляющих глобального проекта «Марс-500». ИМБП запланировал целую серию экспериментов по моделированию на Земле условий космического полета к соседним планетам. Цель — наработка опыта для подготовки к реальному полету и получение ответов на вопросы: как влияет изоляция, замкнутое пространство на психологические и физиологические аспекты жизнедеятельности человека.

Работы по подготовке масштабного эксперимента «Марс-500» стартовали весной 2006 года. Предполагалось, что шестеро испытателей в течение 500 суток будут изолированы от всего мира, но позже срок сократили до 105 суток. Долго решали — будут ли участвовать в эксперименте женщины, как мощный, по мнению ученых, стабилизирующий фактор. Однако, от их услуг решено было отказаться. Хотя необходимость до начала реальной марсианской экспедиции проработать все нюансы межполового общения все равно остается.

Особенности полета на Марс состоит в том, что радиосигнал с Земли до Марса идет около 20 минут и столько же обратно. Следовательно, в любой экстренной ситуации управление экипажем с Земли станет весьма ограниченным, а ответственность космонавтов возрастет.

В ИМБП для 105-дневного «полета на Марс» были основательно реконструированы уже имеющихся модули макета будущего марсианского корабля, те, что создавались еще при Королеве.

— К трем модулям объемом 50, 100 и 150 кубических метров был пристроен новый, значительно более объемный — в 250 кубов, — рассказал анонимный источник в институте. — Теперь комплекс почти соответствует реальному марсианскому кораблю. 100-кубовый модуль отдан под медицинское оборудование и эксперименты. В 150-ти кубовом — космонавты станут жить, каждый в своей каюте, здесь же будет кают-компания. В самом большом 250-ти кубовом — склад с продуктами, оранжерея и комната для проведения физических упражнений. А самый маленький стал посадочной капсулой, рядом с которой, в ангаре, построен полигон, имитирующий часть марсианской поверхности.

Предполагается, что за время пребывания в комплексе экипаж приобретет богатейший опыт пребывания в условиях моделируемого полета на Марс.

Но вот пригодится ли он ему?

Сотрудник пресс-службы Российского центра подготовки космонавтов Юрий Григорьев в беседе с корреспондентом «Свободной прессы» довольно скептически высказался относительно перспектив участников эксперимента на реальный полет на Марс:

— Техника для такого полета будет готова лет через 20−30, поэтому наши первопроходцы вряд ли могут рассчитывать на участие в нем, — сказал он.

Кстати, американское NASA планирует к 2018 году отправить астронавтов на Луну, а позднее на Марс. Сроки тоже не уточняются.

Однако ученые, безусловно, получат богатейший материл. Причем 105-суточный эксперимент лишь предшествует следующему — основному, который растянется уже на 520 суток. Сроки его старта не определены, но известно, что для участие в нем будет набран уже другой экипажем.

Естественно, многих интересует сумма вознаграждения, которую получат «марсонавты»? На это вопрос официальный представитель ИМБП Марк Белаковский ответил:

— Каждого из шести участников «полета» ожидает денежное вознаграждение в размере 15,5 тысячи евро.


Кто эти люди

Артемьев Олег Германович

Возраст — 37 лет. Постоянное место жительства: Московская область, город Королев. Профессия — инженер-техник.

Образование. В 1986−1990 годах обучался в Таллинском политехникуме по специальности «электрооборудование промышленных предприятий и установок», техник-электрик. В 1992−1998 годах проходил обучение на дневном отделении МГТУ им. Н. Э. Баумана по специальности «техника и физика низких температур», по окончании обучения присвоена специальность инженер-механик.

Опыт. В 1990 году работал электромонтером ПО (промышленного оборудования) на Государственном союзном заводе «Двигатель» им. В. И. Ленина. С 1990 по 1991 год служил в Советской Армии в качестве водителя-механика. С 1995 по 1999 год работал водителем АТХ МГТУ им. Н. Э. Баумана. С 1998 по 2003 год работал инженером ОАО РКК «Энергия» им. С. П. Королева, специалист по внекорабельной деятельности. С 2003 по 2005 год был кандидатом в космонавты-испытатели ОАО РКК «Энергия» им. С. П. Королева. С 2005 года по настоящее время является космонавтом-испытателем ОАО РКК «Энергия» им. С. П. Королева. В ноябре 2007 года принимал участие в техническом эксперименте проекта «Марс-500».

Баранов Алексей Викторович

Возраст — 33 года. Постоянное место жительства — Москва. Профессия — врач.

Образование. В 1992−1998 годах обучался в Московском медицинском стоматологическом институте им. Н. А. Семашко. С сентября 1998 года по август 2000 года проходил обучение в клинической ординатуре по урологии на кафедре урологии РМАПО. В 2007 года защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук.

Опыт. С 2000 года работает в клинической больнице № 119 ФМБА России в должности врача-уролога.

Рязанский Сергей Николаевич

Возраст — 34 года. Постоянное место жительства — Москва. Профессия: биохимик, космонавт-исследователь.

Образование. В 1996 году окончил биологический факультет Московского государственного университета по специальности «биохимия». В 1997−2000 годах проходил обучение в аспирантуре ГНЦ РФ — Института медико-биологических проблем РАН.

Опыт. С 1996 года работал в ГНЦ РФ — Института медико-биологических проблем РАН в должности младшего научного сотрудника, с 2001 года — научного сотрудника, а с 2003 года — старшего научного сотрудника. Принимал активное участие в испытаниях макетов бортовых средств профилактики, в ряде экспериментов с моделированием условий микрогравитации: гипокинезия, «сухая иммерсия», длительная изоляция. В 2002 году в качестве ответственного исполнителя был организатором эксперимента с семисуточной иммерсией, направленного на изучение профилактических свойств компенсатора опорной нагрузки. В течение ряда лет является членом биоэтической комиссии ГНЦ РФ — Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН. В 2003 году был отобран в отряд космонавтов ГНЦ РФ — ИМБП РАН и, окончив общекосмическую подготовку, получил квалификацию «космонавт-исследователь». Награжден медалью им. Ю. А. Гагарина Федерации космонавтики России, сертификатом НАСА за личный вклад в работу по международному проекту «Бион-11» и дипломом за существенный вклад в международный 240−суточный наземный эксперимент с моделированием условий длительного космического полета SFINCSS. В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук. В ноябре 2007 года в качестве командира экипажа принимал участие в техническом эксперименте проекта «Марс-500».

Шпаков Алексей Васильевич

Возраст — 25 лет. Постоянное место жительства: Псковская область, город Великие Луки. Профессия — специалист по физической культуре и спорту.

Образование. В 2001−2006 годах проходил обучение в Великолукской государственной академии физической культуры и спорта. В 2006 году поступил в очную аспирантуру ГНЦ РФ — Института медико-биологических проблем РАН, работает над написанием кандидатской диссертации на тему «Механизмы влияний микрогравитации на биомеханические и кинематические характеристики локомоций».

Опыт. С 2006 года по настоящее время является лаборантом-исследователем отдела сенсомоторной физиологии и профилактики ГНЦ РФ — Института медико-биологических проблем РАН.

Сириль Фурнье

Возраст — 40 лет. Национальность — француз. Постоянное место жительства — Париж, Франция. Профессия: пилот коммерческой авиалинии Air France, в настоящее время капитан аэробуса A 320.

Образование. 1993−1996 годы — дипломированный инженер факультета точных наук и технологий института инженерных наук, Монтпилиер (ISIM). 1987−1990 годы — бакалавр физики и математики Южного университета Парижа.

Опыт. С апреля 1998 года — пилот коммерческой авиалинии Air France. Начинал как старший офицер аэробуса A 320, Fournier перевелся на аэробус A 340 в мае 2001 года. В апреле 2006 года получил чин капитана на аэробусе A 320. С апреля 2008 года — преподаватель курсов «Покорение самолета» компании Air France, которые помогают людям, испытывающим напряжение и страх перед полетом. У Фурнье также есть опыт работы конструктора — разработчика технологий обработки поверхностей компании Walther Trowal.

Оливер Кникель

Возраст — 28 лет. Национальность — немец. Постоянное место жительства — Гамбург, Германия. Профессия — военный инженер бундесвера.

Образование. С марта 2008 года по настоящее время — заочное обучение по MBA в Международном управлении ESB Reutlingen. 2002−2006 годы — университетский диплом инженера-техника, Helmut-Schmidt-Universität/Universität der Bundeswehr, Гамбург. Специализируется на двигателях внутреннего сгорания, техническом сгорании и космической инженерии.

Опыт. В июле 1999 года вступил в ряды бундесвера как солдат 272−го противотанкового десантного батальона. Между 1999 и 2002 годом прошел подготовку с десантниками. С июня по сентябрь 2002 гда находился в составе 1−го пехотного батальона в Кабуле, в составе немецкого контингента Международных сил содействия безопасности НАТО (ISAF). С октября 2007 года — преподаватель математики, электротехники и механики в Technische Schule Landsysteme und Fachschule des Heeres für Technik.

(По данным портала Infox.ru)

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Борис Шмелев

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня