Правительство России готово к тому, что ситуация в мировой экономике будет меняться в худшую сторону, заявил исполняющий обязанности министра финансов РФ Антон Силуанов на финансовом форуме, организованном газетой «Ведомости». По его словам, сейчас кабинет министров рассматривает сценарии возможного ухудшения ситуации, и у правительства есть необходимые инструменты для защиты бюджета и экономики страны в случае кризиса.
«Наш бюджет связан с рисковой зоной, зависит от внешнеэкономической конъюнктуры, и если произойдет снижение мировой экономики, снижение спроса, соответственно, будет и снижение экспорта товаров и поступлений в бюджет. Поэтому мы в правительстве серьезно подходим к формированию бюджета и финансовой политики на следующий год», — передает слова Силуанова информагентство «Финмаркет».
Зампред Центробанка Алексей Симановский также ожидает, что следующий год будет непростым для банковской системы страны и всей экономики. Но он считает, что к этому нужно относиться спокойно. «Здесь ситуация как в полете, когда никто не нервничает, когда командир корабля говорит: наш самолет попал в зону турбулентности, пристегнитесь, а к выходу мы вас пригласим», — образно пояснил Симановский. И добавил, дескать, все пассажиры исходят из того, что будет посадка и выход. То же самое касается и банковского сектора, заключил зампред.
Однако Симановский считает маловероятным повторение в Европе ситуации, аналогичной той, что случилась с американским банком Lehman Brothers в 2008 году, когда после его банкротства рухнула вся мировая финансовая система. «Я полагаю, что вероятность такого исхода мизерная и по эту сторону океана, и по другую», — заявил зампред. Правда, он тут же поправился, что это его личное мнение, и он не готов утверждать, что такой ситуации не будет.
Тем временем в Европе уже запаниковали вкладчики, европейские банки и без того неустойчивые теряют миллиарды евро с депозитов бизнеса и частных лиц. А Греции до дефолта осталось всего 19 дней, и последствия этого для всей Еврозоны никто не берется предсказать. Так что российское правительство начало готовиться к кризису не зря. Вот только поздновато и как-то странно.
В море кризиса, с камнем на шее
Главная надежда правительства в случае «турбулентных процессов» в мировой экономике, как выяснилось со слов Силуанова, это использование Резервного фонда и даже «неприкасаемого» Фонда национального благосостояния (ФНБ). Что ж, никаких новых «сценариев» со времен министра Кудрина в Минфине не придумали.
К концу года Резервный фонд может составить 1,7 трлн рублей, а ФНБ — 2,6 трлн рублей, но надо учитывать, что это в два раза меньше, чем было в докризисный период. Тогда общий объем двух фондов достигал 16% ВВП, а сейчас всего 8%. К тому же, надо иметь в виду, что в прошлый кризис расходовались только деньги Резервного фонда, который был вдвое больше, а ФНБ правительство трогать не решалось. Потому что изначально предполагалось, что этот фонд предназначен для нужд будущих поколений россиян, и «проедать» его сейчас — последнее дело. Но на сей раз, правительство, видимо, решило, что «раз пошла такая пьянка, режь последний огурец».
«Но это не говорит о том, что Россия подвержена большим рискам в следующем году, просто нам нужно будет принимать более жесткие меры в случае ухудшения ситуации», — оптимистично заявил Силуанов. И напомнил, что в 2009 году в то время, как некоторые страны сокращали свои расходы, Россия, напротив, их наращивала, «то есть, мы шли на контрциклическую политику».
Вот именно об этой «контрциклической политике» правительства и хочется поговорить. На самом деле, в кризис не только Россия, но и правительства многих стран увеличивали свои бюджетные расходы, стараясь поддержать платежеспособный спрос, но потом они снизили их. И только Россия — единственная страна, которая не снизила расходы после пика кризиса и даже наоборот — еще и повысила неснижаемые социальные обязательства, такие как пенсии, пособия, стипендии студентам, зарплаты бюджетникам и военным.
Нет, конечно, повышать все эти выплаты нужно, но в бюджете 2012 года они рассчитаны, исходя из цены нефти в 100 долларов за баррель. По мнению большинства экспертов, эта цена нереальна даже без кризиса. А если будет кризис, то нефть упадет не на один доллар. А ведь возможные потери бюджета от снижения цены на нефть на каждый доллар составят до 3 млрд долларов или около 100 млрд рублей по нынешнему курсу.
И потом будет уже нельзя отказаться платить пенсионерам обещанные пенсии, стипендии студентам, зарплаты бюджетникам или повышать выплаты военным. Взять эти обязательства легко, но отказаться от них невозможно, к тому же, эти расходы вовсе не стимулируют экономическую активность, предупреждают эксперты.
Ко всему этому добавляются еще и непродуктивные мегапроекты, такие как Олимпиада в Сочи, чемпионаты мира и саммит АТЭС, которые нам будут явно не по карману. И в итоге расходы консолидированного госбюджета в следующем году достигнут 38% ВВП, что является верхним пределом для стран нашего уровня развития, предупреждает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. По мнению, проблема в том, что «принятые обязательства зачастую не встраивались в стратегию развития страны, и государство не просчитывало, как будет исполнять взятые обязательства хотя бы через пятнадцать лет». К примеру, пенсионную реформу, по словам эксперта, необходимо было просчитывать на полвека вперед.
Кроме расходования средств резервных фондов правительство предусмотрело также возможность использования государственных гарантий на общую сумму 110 млрд рублей для поддержки отдельных предприятий без внесения изменений в бюджет. И еще до 200 млрд рублей правительство сможет использовать для поддержки граждан и крупных системообразующих предприятий, которые попадут в сложную ситуацию, также без изменений в бюджете. А уж если развитие событий пойдет по самому пессимистическому сценарию, правительство готово внести соответствующие поправки в бюджет для сокращения расходных статей, заявил Силуанов, но о каких именно статьях идет речь не объяснил.
Если цена на нефть будет падать до 93 долларов за баррель, то просто не будет пополнения Резервного фонда, а на доходах бюджета это не отразится, пояснил исполняющий обязанности министра финансов. А если нефть упадет ниже этой планки, то тогда пойдут в ход деньги Резервного фонда. Однако, если в Европе начнется полномасштабный финансовый кризис, как ожидают эксперты, то производство войдет в стагнацию и нефть может упасть и до 60 долларов за баррель. При такой цене нефти бюджет потеряет 120 млрд нефтедолларов или 3,7 трлн рублей — треть от запланированных 11,8 трлн рублей доходов бюджета на 2012 год. Учитывая, что расходы бюджета запланированы на уровне 12,7 трлн рублей, образуется бюджетная дыра в 4,6 трлн рублей, и чтобы закрыть ее 4,3 трлн рублей двух фондов уже не хватит. Вот такие последствия «контрциклической политики» правительства могут ожидать Россию в будущем году.
Однако высшее руководство страны предпочитает рекламировать российскую экономику как «цельную и сильную». Президент Дмитрий Медведев во время встречи с прессой даже пообещал начать пропаганду российской экономики, чтобы улучшить инвестиционную привлекательность России. А премьер-министр Владимир Путин уверен, что к началу 2012 года Россия преодолеет кризисный спад в экономике. Но, как считает глава кабинета министров, страна должна жить по средствам, «иначе под тяжестью внешних долгов может рухнуть вся экономика». И очень интересно, что несмотря на это заявление, правительство продолжает постоянно повышать планку расходов на социальные обязательства.
Тем временем в Европе кризис уже начался, об этом говорит ситуация с европейскими банками, которые столкнулись с массовым оттоком средств клиентов с депозитов. Это усиливает давление на банковскую систему еврозоны, угрожая лишить финкомпании ключевого источника финансирования, пишет The Wall Street Journal.
Как свидетельствуют данные банков и исследования аналитиков, частные лица и компании за последние несколько месяцев вывели миллиарды евро с депозитов в банках проблемных стран еврозоны, включая Испанию и Италию. Крупные итальянские и испанские банки объявили о сокращении средств на депозитах корпораций и других бизнес-клиентов, исчислявшемся двузначными процентами. Не отстают и частные лица, размеры выведенных средств которых, конечно, не так велики.
Дальнейшее ухудшение ситуации с оттоком вкладчиков из банков может стать угрозой для всего банковского сектора еврозоны, отмечают эксперты. Кроме того, в следующем году европейским банкам предстоит погасить облигации на сумму порядка 800 млрд евро, а таких денег у них нет. И если банки не смогут рефинансировать эти долги за счет выпуска новых облигаций, или за счет привлечения средств на депозиты, Европу может ожидать череда банкротств. А там и до Lehman Brothers недалеко…