Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
26 ноября 2011 10:11

Олег Басилашвили: «Наш зритель превращается в идиота»

«СП» продолжает публикацию статей, посвящённых ответу на масштабный вопрос: что нас ждёт к 2015 году?

170

«Свободная пресса», решив заглянуть в будущее, поговорила с известными людьми: журналистом Михаилом Леонтьевым, фермером и общественным деятелем Михаилом Шляпниковым, экономистом Андреем Буничем, писателем Михаилом Веллером, председателем Исламского комитета России Гейдаром Джемалем.

Сегодня о будущем России рассуждает московский петербуржец с грузинскими корнями Олег Басилашвили. Легендарный актёр — идеал миллионов женщин, несмотря на то, что его самые знаменитые образы: подлец Самохвалов из «Служебного романа», слабохарактерный Бузыкин из «Осеннего марафона», растерянный пианист из «Вокзала для двоих» и Воланд из «Мастера и Маргариты». А еще многие помнят его ярким публичным политиком — в 1990−93 годах Басилашвили был депутатом Верховного совета страны.

«СП»: — Вы нередко высказываетесь на политические темы. Как, на ваш взгляд, сложатся отношения России с Европой и США в период вероятного правления Путина?

— Если сохранится сегодняшняя политика, то отношения постепенно превратятся во враждебные, а то и перерастут в войну. Сегодня власть проваливает внутреннюю экономическую политику, ей постоянно нужно сваливать на кого-то вину. Когда «виновных» не останется, российская власть обвинит Америку и Европу.

«СП»: — Не совершит ли до этого времени доведённый до отчаяния народ переворот?

— Не совершит. Народ болеет за «Зенит».

"СП": — Сегодня в стране 2,5 миллиона беспризорных детей. В какую сторону изменится ситуация в ближайшие четыре-пять лет?

— Наверняка, число беспризорных детей увеличится. Происходящее сегодня не даёт надежды на лучшее.

«СП»: — Появятся ли в ближайшие годы в стране политики, способные составить альтернативу нынешней власти?

— Таких политиков много и сейчас. Но они не имеют трибуны. В 1990-е годы, когда закончилось время, в которое никаких политиков кроме членов Политбюро ЦК не было, вдруг возникло огромное количество людей, готовых двигать страну вперёд. Если перечислять их имена — пальцев на руках не хватит!

«СП»: — Назовите хотя бы нескольких…

— Афанасьев, Явлинский, затем появился Прохоров, завоевавший симпатии огромного количества людей тем, что заявил о намерении построить заводы, создать рабочие места. Молодой Рыжков… Фамилии многих я не знаю просто-напросто потому, что у них нет трибуны.

«СП»: — Придут ли эти люди в ближайшие годы к власти?

— Полагаю, что нет. Ситуация останется прежней. Люди сами создают свою жизнь.

«СП»: — Что людям следует сделать для изменения ситуации?

— Прежде люди должны понять, желают ли они что-либо менять. Если желают, то нужно определиться, какое государство мы хотим создать. В каком направлении нам идти. Как идти. Нужно представить идеал страны, в которой мы хотим жить. И понять, в чём этот идеал заключается.

«СП»: — Олег Валерианович, что станет в ближайшие годы с российскими театрами? Серьёзные конфликты сотрясли театр на Таганке, театры имени Вахтангова, Станиславского и Маяковского… Останутся ли в стране репертуарные театры?

— В театральной жизни уже наступил переломный момент. Когда-то я задал подобный вопрос великому режиссёру Георгию Александровичу Товстоногову. Он ответил: «Советский театр настолько попал в кабалу к разным правилам и в идеологические шоры, что постепенно рухнет.

При нашем огромном желании сохранить его, останутся два-три-четыре-пять театров, которые будут поддерживаться правительством. Останется преимущественно антреприза. Самая разнообразная, в которой будут и отвратительные черты, и замечательные черты. И так будет долгое время, пока, наконец, как протест против безобразия антрепризы, не придёт новый Станиславский и не построит свой новый Московский художественный театр".

Сегодня, спустя 30 лет после того разговора, я вижу, что он был абсолютно прав! Процесс происходит именно такой. Хорошо это или плохо, я не знаю.

Приехав в Испанию, я решил пойти в испанский театр, чтобы насладиться зрелищем плаща и шпаги. Посмотреть драмы Кальдерона, Лопе де Вега… Выяснилось, что в Испании нет ни одного драматического театра. Просто ни одного!

Но это и в других странах! В Соединённых Штатах Америки… О, да, там в Нью-Йорке есть театральные мили, так называемые. Но это не театры — это театральные площадки, которые сдаются в аренду коллективам, решившим поставить тот или иной спектакль. Сегодня-завтра там идёт «Вишнёвый сад», а когда на него перестают ходить, площадка пустеет и сдаётся другим коллективам.

И в этом случае не знаю, плохо это или хорошо. Смотрите: сегодня ни один режиссёр не хочет иметь собственный театр. Им гораздо выгоднее бегать по разным театрам и за большие деньги ставить спектакли. И не нести ответственности за коллектив, за здание, за театральную идеологию, за направление… Они не ломают голову, просто зарабатывают деньги.

И, видимо, в этом есть свой резон. Потребность в театре-трибуне, театре-кафедре, которым всегда был российский театр, в обществе ослабла.

Например, в частном театре в Москве, которым руководит Трушкин, безумным успехом пользуется развлекательный спектакль «Ужин с дураком». 14 лет подряд идёт этот спектакль, ни одного свободного места в зале нет.

Одновременно он поставил хороший спектакль по великой пьесе Артура Беллера «Цена». Для того, чтобы набрать полный зал, нужно продавать билеты в течение двух-трёх месяцев. Не потому, что этот спектакль плохой, просто не смешно. А люди хотят смеяться!

«СП»: — Следовательно, интеллектуальный уровень россиян снижается?

— Называйте это как хотите. Потребности иные. Люди желают отдохнуть, и не хотят ни о чём задумываться. Как зенитовские болельщики: «Мы болеем за „Зенит“! Нам всё по барабану!» По ба-ра-бану! Вот таков нынешний зритель. Я думаю, это продиктовано определёнными условиями, в которых мы живём.

Пройдёт время, условия изменятся, и театр опять завоюет те позиции, на которых стоял всегда!

«СП»: — Олег Валерианович, как будет развиваться российское кино? Оно продолжит ориентироваться только на молодого зрителя, как происходит сейчас?

— Я не очень понимаю: что значит — ориентировано на кого-то! Кино ориентировано на зрителя… Не важно, старый он или молодой.

У нас огромное количество великих фильмов! Ни одной стране не снилось! У нас громадное количество блистательных режиссёров! Но их фильмы не хотят смотреть! Пустые залы.

«СП»: — Но некоторые фильмы проходят с аншлагом.

— С аншлагом проходит американский ширпотреб. Фильмы, которые американцы снимают для стран третьего мира. Наш зритель превращается в идиота, жующего поп-корн и желающего, чтобы его щекотали пониже живота! Они болеют за «Зенит»…

Последние новости
Цитаты
Виктория Журавлева

Руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО

Вадим Трухачёв

Политолог

Ян Бурляй

Дипломат, заслуженный профессор Московского государственного лингвистического университета

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня