Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
1 декабря 2011 13:27

Cословное общество по-путински

300 лет жизни при сословном устройстве показали, что альтернативная модель для России вряд ли возможна

410

Ни для кого не секрет, что сегодняшнее российское общество крайне раздроблено, а уровень социального недовольства и чувства несправедливости крайне обострены. Врачи и учителя отделяют себя от богатых олигархов, пенсионеры — от чиновников, военные — от гражданских, предприниматели — снова от чиновников, русские — от нерусских, и все вместе противопоставляют себя «этим на мерсах с мигалками». Периодически эта разобщенность и недовольство выплескиваются в более или менее крупные социальные бунты: в одном месте инвалид, отчаявшийся получить пенсию, застрелил чиновника, в другом — народ попытался линчевать бизнесмена, задавившего простого парня, в третьем — простые автомобилисты помешали проезду иномарки с мигалкой, в четвертом — демонстративно плеснули водой в лицо прокурору, а то и вовсе вышли на Манежную площадь.

«Свободная пресса» решила узнать о причинах, которые в последнее время все чаще толкают наших граждан на эти поступки, поэтому мы обратились к человеку, который сформулировал теорию, во многом дающую ответ на этот вопрос - заведующему кафедрой местного самоуправления факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Симону Кордонскому:

«СП»: — Симон Гдальевич, вы утверждаете, что современное российское общество имеет сословную структуру. Как вы понимаете сословия?

— Сословие — это категория людей, создаваемая государством для решения каких-то своих задач, как правило, для нейтрализации угроз. Есть внешние угрозы — должны быть военные, есть внутренние — значит, должны быть органы безопасности, есть природные — должна быть служба в Росприроднадзоре. Российские военные, работники органов безопасности, служащие надзорных органов — это вновь созданные сословия. И еще есть сословия, унаследованные от СССР, например, пенсионеры, или работающие по найму. При этом члены этих сословий себя таковыми не осознают. В этом смысле они не полноценны. Их статус создается нашими законами.

«СП»: — Те категории людей, которые вы перечисляете, звучат, скорее, не как сословия, а как профессии. В чем разница?

— Давайте разграничим: структура общества может быть классовой, классы формируются на рынке естественным путем. Кому-то в жизни повезло — он попал в высшие классы. Кому-то не повезло — тот остался в низших классах — здесь главную роль играет сам человек, рискующий и не рискующий на рынке. А сословия формируются государством. Проблема в отношениях между ними, в том, где находится власть, в классовой структуре, или в сословной.

Если власть находится в классовой системе, в рынке, тогда возникает специфический механизм согласования интересов между классами под названием «демократия», и «парламент». Если же она находится в сословной системе, то возникает социализм, как механизм справедливого распределения ресурсов.

В основе разделения общества на сословия и классы лежат разные способы понимания социальной справедливости. С аристотелевских времен принято разделение на справедливость уравнительную и справедливость распределительную. Уравнительная — означает равенство всех перед законом, а распределительная — равенство всех перед властью, начальником, распределяющим ресурсы. Распределительная справедливость основывается на неравенстве всех перед законом, т.к. им выделяются группы, различающиеся по доступу к ресурсам. Это два разных принципа.

Так вот, классовая структура формируется, когда мы берем за основу принцип уравнительной справедливости: все люди равны перед законом, но не равны на рынке, и это справедливо. Сословная структура формируется государством, когда за основу берется принцип распределительной справедливости: люди не равны в силу своей принадлежности к определенным группам. Группы иерархизированы, и соответственно, они получают какую-то долю ресурсов сообразно статусу группы, и это тоже справедливо. В полной мере распределительная справедливость как идея была реализована в Советском Союзе. И формой согласования интересов являлся «Собор»: съезды КПСС и ее пленумы — это была соборная форма согласования интересов, когда периодически представители всех советских сословий собирались в Москве, что-то обсуждали и приходили к некоторым выводам о пропорциях распределения ресурсов, как они тогда говорили, «между отраслями народного хозяйства».

При этом уравнительная и распределительная справедливость бывают «в реальности» и «на самом деле» — это совершенно разные онтологии: первое — это то, что задано законом, второе — как оно происходит по жизни. Уравнительная справедливость «в реальности» — это правовое государство: парламент, демократические институты и т. д. Уравнительная справедливость «на самом деле» — это корпорации со специфическими внутри- и межкорпоративными (не совсем рыночными) отношениями.

Распределительная справедливость «в реальности» — это социализм в той форме, которая предполагалась идеальным социалистическим государством: «от каждого по способностям, каждому по труду». То есть когда министр получал 1200 рублей в месяц, а инвалид детства 16 руб. 20 коп. — это было «по труду» и было справедливо. А распределительная справедливость «на самом деле» — это коммунизм, как он описан у Стругацких: полное отсутствие социальной структуры, люди самодостаточны и самоорганизуются в группы по мере потребности. Также идет и распределение: «от каждого по способности, каждому по потребности» — это коммунизм. Коммунистические отношения достаточно распространены: это вся богема, творческие коллективы. Как, например, устроены творческие площадки Google: все потребности удовлетворены, делай, что хочешь, в результате возникает некий продукт, который мы потом потребляем.

«СП»: — Вы говорите о коммунизме, а в качестве иллюстрации используете технологического гиганта с Запада…

— Конечно, но это не сам коммунизм, это коммунистические отношения, т.е. группы, в которых отсутствует иерархия, и деятельность которых определяется общим интересом. При исчезновении общего интереса они распадаются.

«СП»: — То есть свою сословную систему мы унаследовали со времен СССР?

— Нет, еще с имперских времен — Табели о рангах Петра Первого.

«СП»: — На Западе тоже были сословия: феодалы, крестьяне, духовенство. Почему они отказались от подобной структуры общества, а мы нет?

— И они не отказались. На Западе тоже сословная система, но там она в подчиненном положении. Сословия есть во всех человеческих общностях. Просто они выпали из поля изучения социологов, вернее, никогда в него не входили — только в ущербном виде как профессия.

«СП»: — Но сословная система России чем-то отличается от остального мира?

— Да, у нас в нее встроена сама власть и это главное отличие. А на Западе, например, в Англии, был очень долгий и кровавый переход из сословной системы к классовой, к формированию парламента как института представительства классов богатых и бедных. Но сословная система все равно осталась: есть аристократы, есть система их подготовки и социализации — Итон и Кембридж однозначно переводят в новое сословие. Вернее, сословие как раз старое, но наполняется новыми людьми. Во Франции также очень жесткая сословная система — она представлена, прежде всего, в системе госслужбы — у них чиновников побольше, чем у нас, хотя население в два раза меньше. Если служба, значит, сословие, потому что это не работа и не риск на рынке — это перераспределение доходов государства в пользу конкретной группы людей.

Главное отличие классов от сословий состоит в том, что первые формируются на рынке естественным путем, а последние — государством путем перераспределения ресурсов. Для того чтобы распределять, нужно знать — кому распределять, и сколько кому положено. Заметьте, у всех один лозунг: «Нам положено» — это говорят и врачи, и учителя, и военные, а кем положено? Государством.

«СП»: — С чем связано то, что у нас власть находится внутри сословного устройства общества, а на Западе — вынесена вне его?

— Давайте вспомним 1991 год. Мы видим крушение сословной системы СССР — исчезновение рабочих, крестьян, служащих и формы согласования интересов между ними, т.е. КПСС. Начинается классовое расслоение, возникает колоссальное неравенство, причем в самом ущербном положении оказываются привилегированные советские сословия: пенсионеры, ученые, военные — ведь доходов нет, и государство не может выполнять своих социальных обязательств, т.е. оно не в состоянии выполнить свою главную функцию — функцию распределительной справедливости. Государство как институт концентрации ресурсов исчезло.

При этом шло формирование парламента, т.е. Думы, которая достаточно четко представляла интересы богатых и бедных. И тенденция была именно на это — формирование одной партии, которая бы представляла интересы богатых, что и пытался сделать Ходорковский и другой — которая бы представляла интересы бедных, т.е. коммунисты. И вот в начале 2000-х происходит тихая революция: был издан закон о «системе государственной службы», потом — закон «О государственной гражданской службе», потом — законы «О военной службе», и пошло-поехало. И власть по факту ушла из только формировавшейся классовой структуры в сословную систему. Парламент стал нефункциональным. Этот поворот произошел в 2002-ом.

«СП»: — То есть с 1991 по 2002 год у нас происходило формирование классовой структуры общества по аналогии с западной, а с 2002 года мы повернули к сословному устройству?

— Именно так. И мы создали новую систему сословий: не имеющую ничего общего с советской, но в какой-то мере схожую с имперской.

«СП»: — Поясните: например, распределительную функцию наша власть сегодня выполняет?

— Конечно. Все деньги сегодня концентрируются в бюджете, а потом распределяются сообразно важности сословий. Вот над нами сегодня якобы нависла военная угроза, поэтому выделяется 20 триллионов рублей: сословия, которые будут эту угрозу нейтрализовать, получают эти ресурсы на освоение.

«СП»: — Сегодня, когда во всем мире усиливается финансовый кризис, звучат утверждения, что это кризис западной рыночной капиталистической модели. Может ли на этом фоне сословная модель организации общества обнаружить какие-то преимущества и потенциал?

— Нет, потенциал она не раскроет, потому что она в принципе не способна к развитию, она способна только к самосохранению и самовоспроизводству, но именно поэтому она и демпфирует все изменения извне. Как мы соотносимся с миром? Есть наша ресурсная система, и есть рынок, на котором есть товары и деньги, и есть некая граница между ними, этакая пленка … И на этой границе финансовые ресурсы переходят в товары и деньги: у нас до этой границы нефть — ресурс, как только пересекла ее — сразу становится товаром. А внутри страны бюджетные деньги деньгами в полном смысле слова не являются. В любой инструкции Центробанка написано, что средства, выделяемые из федерального бюджета, не подлежат инвестированию! Естественно, кроме федеральных инвестиционных программ. Они списываются в конце года и не крутятся как деньги, т.е. из них нельзя извлекать прибыль. Значит, это не деньги, а финансовый ресурс. Они превратились в него после того, как в 2002-м году было проведено несколько очень серьезных операций с концентрацией ресурсов в федеральном бюджете. Вот когда финансовые ресурсы перекидываются в оффшор, тогда они становится деньгами и их можно инвестировать, т.е. легализовать.

Например, месторождение — это ресурс, но конвертировать его в деньги очень сложно. Вы можете конвертировать его в финансовый ресурс и уже его потом конвертировать в деньги. Или можно напрямую прокачать нефть через границу — трубу, и конвертировать в товар, и его уже конвертировать в деньги.

«СП»: — Когда вы говорите «финансовый ресурс», вы имеете в виду, что деньги не являются инвестируемым капиталом?

— Я называю ресурсом все то, что попадает в систему распределения, а не находится на свободном рынке. При советской власти ресурсом было все: труд, люди — все. А после 91-го года их осталось считанное количество: властный, финансовый и сырьевой. Сейчас идет тенденция к превращению того, что раньше находилось на свободном рынке, обратно в ресурс: рыболовы-любители спокойно удили рыбу, но вот в Госкомрыболовство пришел чиновник и сделал закон, по которому правом рыбалки обладают только владельцы некоторых билетов, которые надо покупать. То есть он конвертировал сложившиеся и в общем-то рыночно-свободные отношения обратно в ресурс, который он распределяет.

«СП»: — С чем было связано решение к переходу назад к сословной структуре общества?

— Не было решения — это было наведение порядка. Стояла цель сохранения целостности государства.

«СП»: — На том этапе этот выбор лучше всего соответствовало достижению этой цели?

— Оно соответствовало имперской российской традиции. Другого способа нет: либо все пустить на самотек, чтобы становилась классовая система, но тогда мы имеем социальное расслоение и угрозу целостности государства, а другой альтернативы не было. Если же мы не хотим, чтобы страна развалилась, а голодные пенсионеры, врачи и военные начали громить все вокруг себя, то нужно выделить их как сословие и дать им кусок, но для этого нужно консолидировать ресурсы в бюджете. А для этого — уничтожить Ходорковского и ввести бюджетный процесс.

Продолжение следует…

Справка «СП»

Симон Кордонский родился в 1944 году в Горно-Алтайске. Кандидат философских наук. В 2000—2004 занимал должность начальника Экспертного управления Президента РФ. В 2004—2005 старший референт Президента РФ. Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса. Профессор, заведующий кафедрой Местного самоуправления факультета Государственного и муниципального управления НИУ Высшая Школа Экономики.

Фото: ИТАР-ТАСС

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Юрий Афонин

Заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы

Константин Затулин

Депутат Госдумы, руководитель Института стран СНГ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня