Это самый большой и загадочный объект времен холодной войны в Беларуси. Под городком Волковысском затерялся в партизанских лесах гигантский ангар, многие годы прятавший от любопытных глаз два бункера, уходящих под землю на 9 этажей. Причем на трех последних уровнях даже в самую яростную летнюю жару пугает холодом мерзлота, а слои льда закрыли к ним доступ еще раньше, чем этим озаботились белорусские власти.
Несмотря на высокий уровень секретности и три кольца оцепления, трудно было скрыть от местных жителей происходящую в урочище Щадилки в 1985 году гигантскую стройку — к появившемуся в считанные недели маскировочному ангару бесконечно ехали КАМазы, груженые стройматериалами. Две подземные башни глубиной более 60 метров должны были вместить в себя руководство стран Варшавского договора в случае нападения неприятеля и обеспечить оперативное командование войсками для отражения атак. Планировалась полная автономность и герметичность объекта, установка дизельной электростанции и топливного хранилища, были сделаны дюжина независимых входов и выходов, шахты для локаторов и антенн, система тоннелей, ведущих к возведенной недалеко от командного пункта военной части, которая должна была его охранять и обслуживать. До введения объекта в эксплуатацию оставалось полгода, но СССР рухнул, развалив и эту секретную стройку. Военные покинули урочище, охрану сняли, и командный бункер просто бросили.
Сведений об истории этого до сих пор официально не рассекреченного командного бункера крайне мало, но кое-что рассказал человек, его строивший, в прошлом — заместитель начальника отдела капитального строительства города Волковысска Константин Кохановский: «На территории каждой из стран Варшавского договора планировалось возводить подобные объекты, расчет был на то, чтобы дезориентировать противника и не дать ему узнать, в каком именно бункере укрылось командование в случае войны или другой угрозы. Два аналогичных бункера есть в Молдове и Азербайджане. И наш, белорусский, не был предназначен для укрытия от ядерного взрыва, да и автономная работа его была не очень длительная, всего одни сутки полной изоляции. Вполне возможно, что это сооружение планировалось использовать только для отвода глаз, а не по прямому назначению.
Я был военным строителем и курировал объект 6 лет. Мы сооружали командный пункт по технологии, аналогичной той, которая использовалась при строительстве тоннеля под Ла-Маншем, только у них диаметр был 50 метров, а у нас — 33. Когда мы строили КП, секретность была настолько высокой, что никто и не знал, что именно строит. У каждой бригады был допуск в конкретное помещение, которое она возводила, зашифрованное под своим номером, и на другие этажи или в другие залы никто попасть не мог. Стоимость строительства составляла 35 миллионов советских рублей.
Сначала был собран маскировочный ангар размером 200×50 метров, он закрывал стройплощадку от посторонних. Глубина сооружения — около 70 метров. На самом последнем, минус девятом этаже, планировали оборудовать морг. Но никакие коммуникации провести не успели, сохранился только железный остов, до сих пор крепкий".
Первыми после ухода военных на объекте стали хозяйничать местные жители, которые не могли допустить, чтобы в лесу без присмотра пропадало столько черного и цветного металла. Тащили все, что может пригодиться в хозяйстве. Не один деревенский дом построен на деньги, заработанные на разграблении советского военного прошлого.
Потом к командному бункеру потянулись белорусские сталкеры, в среде которых активно циркулирует история о том, что очередные подземные туристы наткнулись в шахтах на самое настоящее кладбище — некие криминальные структуры якобы сбрасывали в заброшенный командный пункт трупы своих врагов и конкурентов.
В РОВД Волковысска эту информацию не подтвердили, но и не опровергли. Отказавшийся представиться сотрудник был, тем не менее, чрезвычайно эмоционален: «Не дурите мне голову с этим бункером! Консервация происходит только для того, чтобы всякие любители экстрима не сломали себе шеи!».
Сначала у объекта были выставлены круглосуточные милицейские посты — якобы для того, чтобы нерадивые диггеры не убились, заигравшись в «детей подземелья». А потом командный пункт стали просто уничтожать, и на это даже были выделены бюджетные средства, более 20 миллионов российских рублей в пересчете на национальную валюту. Освоили эти деньги успешно — сначала залили бетоном основную стройплощадку, потом взорвали ангар, разобрали бывшие здания котельной, штаба, овощехранилища и других объектов-спутников, которых на территории, прилегающей к бункеру, было более 20. Местность разровняли, засыпали землей, весной высадят молодые деревья, и через несколько лет ничего не будет напоминать о находящимся под землей девятиэтажном бункере.
Эти подрывные работы не повлияли на доступность к подземельям командного пункта — осталось еще более десятка скрытых в лесу входов, тоннелей и шахт, вот только через них залезать крайне опасно — «сталкеров» может в любой момент засыпать обветшавшими конструкциями, над которыми потрудились дожди и снег. Главный вход был в этом смысле безопасней, его от подтопления защищал маскировочный ангар.
Такое отношение к историческим объектам в республике — обычное дело. Недавно с землей сравняли знаменитую дачу председателя МГБ Лаврентия Цанавы, во время реконструкции минского оперного театра компания-подрядчик тайно вывезла и выбросила найденные там артефакты — кости и черепки, чтобы не набежали архитекторы и не закрыли стройплощадку. В то же время, например, в Крыму власти открыли музей в рассекреченном подземном заводе-бункере по ремонту атомных подводных лодок, что в Балаклаве под Севастополем, и поток туристов не иссякает. А нынешним правителям Беларуси не до сохранения прошлого, они и с настоящим-то справляются с большим трудом.
Беларусь
Фото Александра Зайцева