Сенсационный судебный вердикт приняли в Закарпатье. Как постановил судья Тарас Левко, Госавтоинспекция может лишь составлять протоколы о нарушении. И никаких штрафных квитанций!
Всеукраинским героем стал водитель Роберт Оттович Тарнай. Он подал победный иск на автоинспектора, который остановил его за превышение скорости и на месте выписал квитанцию в 30 баксов. Судья Левко — кстати, тоже автомобилист — заявил буквально следующее:
— Суду не предоставили ни одного доказательства того, что инспектор Кукуль М.Ю. имеет право самостоятельно выносить постановления по делам об админнарушениях, поскольку такое право предоставлено только инспекторам административной практики ГАИ МВД Украины!..
В постановлении Виноградовского суда Закарпатской области уточняется, что гаишник на трассе имел право только составить протокол о нарушении и затем передать его инспектору админпрактики, которые анализируют нарушения ПДД, выписывают постановления о штрафах, но на трассах не дежурят.
Инцидент с незадачливым сержантом Кукулем буквально ошеломил личный состав ГАИ. Они продолжали выписывать штрафы на дороге, однако тысячи украинских водителей, осведомленных о вердикте Закарпатского суда, оскорбительно рвали и выбрасывали на асфальт эти «незаконные квитанции».
Более того, за сутки никто не заплатил деньги в банк и не занес квитанцию в гаишное отделение по месту прописки, как было прежде.
Пытаясь исправить ситуацию, ГАИ Закарпатья срочно подала апелляцию на решение суда. Инспекция ссылается на Административный кодекс Украины, где в статье 122 инспекторам якобы дается право не только составлять протокол о нарушении, но и на месте выносить постановление о штрафе.
Похоже, милиция рискует проиграть этот новый суд. Указанная в иске статья Админкодекса действительно перечисляет нарушения ПДД с формулировкой «влечет за собой наложение штрафа» — но вовсе не уточняет, кто и где этот штраф накладывает!
Сам старший сержант Кукуль, которого начальство и коллеги уже не могут воспринимать без ненормативной лексики, на ТВ-камеры бодрится: мол, что «спуску лихачам не давал и не дам»:
— Тот водитель Тарнай вообще ехал на скорости 90. Когда я его остановил, так он мне сказал, что едет в больницу — а потом в суд подал!..
На абсолютной правоте судебного решения о запрете дорожных штрафов настаивает известный украинский адвокат Алексей Святогор, большой спец по делам автолюбителей. Он напоминает, что в ГАИ для рассмотрения дорожных нарушений есть админотделы, а в серьезных случаях, например, когда водителю угрожает лишение прав, решение о наказании выносит исключительно суд. И такое требование действующего законодательства никто не отменял.
Несмотря на вполне ясные судебно-юридические выкладки, после суток раздумья руководство ГАИ Украины заявило, что «любой наш сотрудник имеет право штрафовать на дороге». Об этом сообщил нации на специальном брифинге в Киеве замначальника Управления ГАИ МВД республики В.Резников.
— Любое должностное лицо, у которого есть звание от рядового до генерал-майора, имеет право в ходе рассмотрения дела об административном нарушении выносить постановление по делу и накладывать этот штраф. Мы убеждены, что наши действия полностью законны, а решение закарпатского суда неправомерно, — сказал полковник Резников.
Более того, по словам замглавы Госавтоинспекции Украины, «у инспекторов было и есть право определять сумму штрафа».
В ответ ряд киевских общественных организаций, защищающих права водителей, готовит волну встречных исков — уже на центральную управу ГАИ.
Люди добиваются, чтобы с дорожными штрафами инспекция имела тот же прокол, который случился с пресловутыми измерителями скорости ВИЗИР. Юридически «подкованный» столичный водила заподозрил, что прибор врет. Подал в суд, рассказал об этом в сети, и за первым энтузиастом повалило множество других «антиВИЗИРных» заяв. В итоге Генпрокуратура обязала гаишников не ловить нарушителей из-за куста, а останавливать и разъяснять, что превышена скорость.
Еще одна реальная победа здешних водителей — стал гораздо труднее гаишный «развод» на пешеходном переходе.
Например, в час пик пешеходы больших городов зачастую идут по зебре сплошным потоком. А машины пытаются проехать, двигаясь медленными рывками. Чтобы набрать мешок денег, инспектору было достаточно стать за зеброй и тормозить каждого второго с обвинением, что не пропустил пешехода, как того требуют ПДД. Случалось, гаишники даже ставили своего человека, чтобы тот ступал на зебру в момент, когда авто начинает двигаться. И штраф выписывали не маленький, до 50 у.е. …
Однако сегодня оспорить в суде такой штраф элементарно просто. Принятая под давлением автообщественности новая редакция украинских Правил дорожного движения при проезде зебры требует лишь «сбавить скорость, а в случае необходимости (!) сделать полную остановку». То есть, если вы проехали на небольшой скорости, людей пропуская и столкновений избежав — значит, никакой необходимости в полной остановке не было.