Росстат провел исследование, сравнив по ряду ключевых показателей Россию с Европой. И сообщил, как минимум, две новости. Как водится, — хорошую и плохую. Хорошая: вопреки распространенному мнению, мы давно уже не самая бедная страна даже на фоне государств Евросоюза. По величине ВВП на душу населения наша страна опережает Болгарию, Румынию, Латвию и Польшу.
Вторая новость — хуже некуда. Прибывающее богатство отчего-то не идет нам впрок. Даже сколь-нибудь толковой медицинской помощи наладить не удается. В результате, скажем, по количеству смертей от ишемической болезни сердца Россия является абсолютным рекордсменом в Европе — 352 умерших на 100 тысяч жителей. Это в четыре-пять раз больше, чем в других европейских государствах. Крайне высокие показатели смертности зафиксированы и от инфекционных болезней и болезней системы кровообращения.
— Настолько страшная ситуация сложилась в том числе из-за того, что российское здравоохранение не может оказать более-менее квалифицированную помощь населению. При этом 50% граждан не знают, что они больны, поэтому не употребляют профилактические препараты, не обращаются к врачам. Они являются группой риска оттого, что в России отсутствует диспансеризация. В европейских странах препараты, выписанные больному, предоставляются бесплатно. А у нас получить лекарства безвозмездно можно только в больницах. И то, по большей части, — дешёвого сегмента. Наиболее эффективные препараты, в основном иностранные, недоступны для многих групп населения, — говорит член Комитета по охране здоровья Государственной Думы Олег Куликов. — 70% людей, страдающих серьёзными болезнями сердца, не попадают на высокотехнологичные операции, поэтому смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в России 50−55% от общего количества умерших. Появление огромного числа страдающих такими заболеваниями связано с психологической напряжённостью, безработицей, ведущей к стрессу, низким качеством продуктов питания, плохим состоянием окружающей среды и воды.
«СП»: — Эта ситуация возникла из-за недостаточного финансирования медицины или по причине отсутствия определённых программ?
— Здесь имеется целый комплекс проблем: на следующий год финансирование медицины определёно всего в 3,9% ВВП (в то время как по норме ВОЗ полагается не менее 6%), недофинансирование в предыдущие годы, квалификация медперсонала значительно ниже, чем в европейских странах, недостаток диагностического оборудования (проборов УЗИ и томографов — в 6 раз меньше необходимого, ангеографов — в 20 раз меньше), лекарственные препараты — основа медицины — не первого поколения. Большая проблема и в том, что далеко не все врачи имеют представление о стандартах лечения пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Связано это с тем, что медицинское образование в России осталось на уровне конца XIX — начала ХХ веков. Был период, когда требовалось огромное количество врачей, нужно было вытаскивать страну из нищеты и болезней. А сейчас мир идёт по пути улучшения качества подготовки медицинских работников. Наше законодательство позволяет выпускникам медвузов уже на следующий день приступать к лечению больных. В других государствах после окончания вузов, люди ещё несколько лет учатся лечению пациентов. В России экономят на обучении врачей, поэтому каждый 2−5 выставленный диагноз ошибочный.
Впрочем, это отнюдь не последняя наша беда. В результатах исследований Росстата сказано, что и по численности погибших в ДТП Россия опережает страны Евросоюза более чем вдвое. На дорогах нашей страны ежегодно гибнут 20 человек на 100 тысяч жителей. В большинстве европейских стран этот показатель не превышает 10 погибших на 100 тысяч жителей.
— Одна из причин — аварийноопасность автомобилей отечественного производства: отсутствие подушек безопасности, отсутствие многих усилений кузова, предусмотренных стандартами зарубежных производителей, отсутствие натяжителей динамических ремней безопасности. И сами конструкции не выдерживают никакой критики, — продолжает Олег Куликов. — Приблизительно 40% аварий происходит из-за плохого состояния дорожного покрытия. В европейских странах этот показатель не превышает 1%.
Если денег в стране много, но они не идут ей впрок, напрашивается вопрос: правильно ли распределяются доходы? Увы, пока одни сказочно обогащаются, другие живут почти как в Бангладеш. По данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, неравенство доходов россиян все последние 20 лет продолжает расти. Несмотря на позитивную динамику роста средних показателей денежных доходов в 90-е годы, социальная поляризация не уменьшалась, а продолжала нарастать. Причина в форсированном росте самых высоких доходов и заработной платы наиболее высокооплачиваемых работников. Степень неравенства в России значительно выше, чем в европейских странах. Вдобавок у нас слабо развит малый бизнес. А согласно информации Центра изучения социокультурных изменений Института философии РАН, в Западной Европе почти 13% населения — предприниматели, самозанятые и работающие в семейном бизнесе. Низкая доля этих категорий в России — свидетельство неразвитости малого и среднего предпринимательства и семейного бизнеса.
Недостаточное развитие частного предпринимательства и семейного бизнеса влияет и на структуру доходов семей в России в сравнении с другими европейскими странами. Два основных источника: заработная плата и социальные выплаты составляют основной доход для 94% россиян, и только 4% имеют основной доход от бизнеса, предпринимательства, самозанятости, в том числе в сельском хозяйстве (1%). Доход от бизнеса респонденты в России имеют в 1,7 раза реже, чем в среднем по странам Западной Европы, и реже, чем во всех странах Восточной Европы, кроме Латвии и Эстонии.
— В западноевропейских странах за многие десятилетия, прежде всего в рамках противодействия СССР, была создана система поддержания доходов наиболее малообеспеченных граждан. Среди прочего, кредитовался средний класс, благодаря чему уровень его жизни поднялся в 2 раза, — говорит политолог, публицист, бывший заместитель начальника экономического управления Президента РФ Михаил Хазин. — В России же после номенклатурной революции конца 80-х годов аналогичную систему полностью разрушили. Плюс к этому резко стали повышаться доходы наиболее богатой части населения, потому, что механизм налогового контроля работать перестал. Разрыв размера доходов между богатыми и малообеспеченными жителями России становится всё больше и больше.
В этом контексте ответ на вопрос, в чей карман уходят миллиарды долларов от продажи нефти, газа, леса, очевиден. Как и очевидно, что добром это не кончится.