В минувший четверг, выступая в прямом телеэфире, премьер Владимир Путин, наконец, дал развернутый комментарий по поводу прошедших 5 — 11 декабря акций протеста против фальсификаций на думских выборах. Как ранее президент Дмитрий Медведев, Путин дал понять, что не относится всерьез к протестной кампании и не пойдет на уступки улице.
Поскольку же численность митингов — особенно последнего, на который только в Москве вышли около ста тысяч человек — не давала возможности назвать их незначительными — Владимир Путин попытался пояснить, почему он не придает гражданскому протесту значения. В частности, он рассказал телезрителям о том, что организаторы обращались к толпе митингующих — «Бараны, вперед!», белые ленточки, которые в знак протеста призывают повязывать на одежду, сравнил с «контрацептивами», а также поделился информацией: на многолюдные протестные митинги участников подряжали за «небольшую денежку». Именно так, по мнению премьера, был организован и главный митинг 10 декабря на Болотной.
«…Я знаю, что там даже денежки небольшие платили студентам (и нормально, пускай платят, хоть ребята заработают немножко)», — сказал на всю страну Путин.
При этом все три обвинения в той или иной степени беспочвенны. «Баранами» толпу митингующих действительно назвал один из лидеров протеста — Алексей Навальный, сейчас отбывающий 15 суток после митинга 5 декабря. На видеофрагменте этого митинга виден контекст этой фразы: когда Навальный перешагнул через низкое ограждение на бульваре, группа, которую он вел, замешкалась на трамвайных путях перед стоящей впереди полицией, и он закричал — «Что вы стоите, как бараны, <нецензурно>?!». Ругаться матом в присутствии видеокамер, конечно, неосмотрительно, но видно: баранами митингующих никто впрямую не называл, и уж, конечно, не командовал «Бараны, вперед!».
Что касается белой ленточки и ее сходства с презервативом — стоит оставить эту ассоциацию на совести Путина. Куда интереснее третье обвинение — в том, что на митинги протеста подряжают молодежь за «маленькую денежку». «СП» провела собственное расследование, в результате которого стало ясно: премьера злостно дезинформировали, и в результате он вместо протестующих «сдал» в прямом телеэфире собственных сторонников.
О том, что оппозиция использует «черные» технологии для вербовки людей на митинги — иными словами, просто покупает уличную массовку — референты Владимира Путина могли узнать, в том числе, и из открытых источников. В блогосфере эта информация появилась благодаря писательнице Марине Юденич: в своем блоге она указала на несколько объявлений на сайте massovki.ru, где некие координаторы (на сленге промоутеров — «бригадиры») вербуют людей для участия в политических акциях 5 и 6 декабря.
Там же, на сайте, приведены и телефоны координаторов. В частности, один из таких координаторов — Мария, телефон которой — 8 916 080 2933. К сожалению, на момент написания материала этот телефон был отключен, редакции не удалось связаться с Марией непосредственно. Однако интернет-поиск по этому номеру телефона дал любопытную для промоутера оппозиционных акций картину: та же самая девушка собирает, как правило, массовку на ровно противоположные акции: непонятная, но весьма похожая на «карусель» работа на избирательных участках, приглашение на концерт от «Единой России»… Всего — сотни объявлений с этим телефоном, практически все — одной направленности.
Может ли быть один и тот же промоутер, занимающийся массовкой, настолько универсален? Об этом обозревателю «СП» на условиях анонимности рассказал координатора уличной активности одного из ведущих «несистемных» движений в Москве:
— Вообще, я не делаю из вербовки людей трагедию. Нужны люди — мы даем людей. Небесплатно — тоже, разумеется. А вы как думали — надо же на что-то жить. Помимо революции (смеется) у нас еще дети есть.
«СП»: — То есть — кому угодно можете предоставить людей?
— Нет, ограничения довольно серьезные. Во-первых, люди-то живые: к идейным противникам они просто не пойдут. Как левые не ходят за деньги на митинги националистов, так и наци не ходят к левакам.
«СП»: — А если народ вербуют единороссы?
— Вот к ним особенно нет: во-первых, люди, повторяю, сами на такое не пойдут, а во-вторых, единороссы чаще других кидают. Все мы когда-то раньше попадались на эту удочку. Дадут меньше, неохотно — да ну их всех, тем более, что если потом твое лицо засветится на экране — стыдоба.
«СП»: — А за Болотную ты платил кому-то?
— Нет. Да там и не надо было кому-то деньги сулить, люди сами шли.
Итак, по имеющимся данным, более вероятно, что доказательство, убедившее Владимира Путина в проплаченности протестных митингов, опирается на ложную посылку — проплачивали участие, похоже, не протестующим, а вовсе наоборот — провластным «молодежкам». Напомним, их акции почти всегда проходят почти в том же месте и в то же время, что и протестные митинги. Так, на Триумфальной площади 6 декабря проходило, возможно, несанкционированное, но громкое (в буквальном смысле) стояние членов молодежных организаций с барабанами. Позже сотни этих барабанов можно было увидеть в мусорных контейнерах по всему центру города.
В дни после выборов было немало провластных акций и в других регионах страны. Как писала «СП», среди участников таких митингов были замечены и гастарбайтеры в большом количестве, и молодежь, завербованная промоутерами (практически после каждой крупной акции в Москве остаются фото- и видеосвидетельства того, что участникам митинга обещали вознаграждение от денежного до «показать Москву». И обычно это вознаграждение оказывается меньше, чем ожидалось…)
Да, похоже, «кидалово» со стороны правящей партии действительно случается. Так, в пятницу стало известно, что в Свердловской области агитаторы, нанятые ЕР, намерены пожаловаться на то, что им до сих пор не отдали деньги за работу. Как сообщил корреспондент «Нового Региона», уральцы намерены передать в приемную Путина открытое письмо. В нем говорится о том, что людей заставляли в 20-градусный мороз работать на сборах подписей в поддержку инициативы партии «Единая Россия» по выдвижению Владимира Путина в президенты РФ.
Общая сумма долга составляет порядка полумиллиона — для агитаторской сети в Екатеринбурге и еще около 3,4 миллиона — по остальным городам Свердловской области. Уральцы требуют разобраться в ситуации и выплатить им причитающееся.
Так что пока из открытых источников нам известно только о вербовке людей на провластные, а не на оппозиционные митинги. Возможно, у Владимира Путина есть какие-то агентурные или иные конфиденциальные данные о покупке массовки оппозиционерами — но премьер не захотел предавать огласке источники своей информации. В условиях, когда и ему, и правящей партии доверяют всё меньше — это, скажем так, неосмотрительная позиция.
А возмущение тем, как Путин охарактеризовал оппозицию, весьма велико. Так, томский журналист Андрей Маланов, как передали СМИ, даже вызвал премьера Путина на дуэль за обвинения оппозиции в проплачивании массовки. Об этом он написал на своей странице в Facebook. Вызвать Путина на поединок он может как офицер запаса, уверен Маланов.
Появились и коллективные протесты против таких оскорблений. Так, секретарь ЦК КПРФ Валерий Рашкин заявил: «То, что премьер-министр Путин вот так, запросто, взял и записал огромное количество всех неравнодушных, вышедших на Болотную площадь в Москве и на акции протеста во многих городах страны, это ни что иное, как оскорбление сотен тысяч людей, потребовавших честных выборов, и протестующих против манипуляций с их голосами».
Он, в интервью агентству «Интерфакс», также обратил внимание на еще одно совершенно недопустимое, по его мнению, вчерашнее высказывание главы правительства: «Его ерничество в прямом эфире в общении с россиянами про контрацептивы — это вообще за гранью, это даже не смешно, а жалко и пошло».
В целом же — отношение вышедших на Болотную к словам Путина можно уяснить по простому факту: за те 4 часа 33 минуты, что длилась прямая линия премьера, количество желающих выйти на проспект академика Сахарова 24 декабря выросло с приблизительно 18 до 24 тысяч человек.