Давняя идея полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина о трудоустройстве кавказских народов по всей Руси великой, медленно, но верно становится, кажется, реальностью. Подтверждением тому — подписанное на днях в Челябинской области, так называемое, рамочное соглашение, предусматривающее создание в данном регионе Южного Урала условий для трудовых мигрантов.
По данным интернет-портала «URA.Ru», соответствующее предложение от Межрегионального ресурсного центра (МРЦ), поступило сразу нескольким регионам. Восемь из них, однако, «пошли в отказ», ссылаясь на нехватку свободных рабочих мест даже для местного населения. А челябинцы предложение приняли. Притом, что и у них безработица — одна из неразрешимых пока проблем.
Официально в Челябинской области зарегистрировано 32 000 безработных (при численности населения 3656,4 тысяч человек). Не официально же их, как говорят в областной администрации, раза в полтора больше. Есть проблема и с предприятиями. Многие из них, некогда мощные, славившиеся своим высококвалифицированным трудовым людом, достойными зарплатами, ныне не могут похвастать ни рабочими, ни заработками. Скажем, у легендарного завода «Станкомаш» размер долга к концу лета 2011 года превышал 85 млн рублей. Как результат, работал он в уходящем году нередко в режиме аварийной брони — электроэнергию потребляли только системы, поддерживающие жизнедеятельность предприятия.
Впрочем, на заводы кавказцев, похоже, и не зовут.
— В области дефицит квалифицированных строителей, а также медиков и педагогов, — был краток с корреспондентом «СП» глава одного из комитетов областного закссобрания Владимир Горнов. — Кто займет вакансии — коренные ли жители области, или люди, переехавшие сюда по программе МРЦ из южных регионов, считаю, не принципиальным.
Не очень понятно пока, как именно и кто будет набирать или отбирать в трудовые мигранты жителей знойных (в смысле, теплых) республик Ингушетии, Дагестана, Чечни, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии. Как непонятны и условия их проживания в «чужом краю» с непривычным климатом, место и сроки обучения. По словам начальника главного управления по труду и занятости населения Южного Урала Владислава Смирнова, конкретные планы будут обсуждаться на его встрече с руководителями МРЦ только в начале следующего года. На сегодня известно лишь, что трудоустройство приезжих кавказцев оплатит сама Челябинская область, выделив на это в 2012 году из своего не самого богатого в регионе бюджета 633,2 млн рублей.
— А чему удивляться: страна вымирает, чем дальше от центра, тем ниже рождаемость, меньше рабочих рук, — сказал вашему корреспонденту один из руководителей «Станкомаша» Сергей К. — Кавказцев же, наоборот, всё больше, у них сохраняются традиции многодетных семей. Понятно, что в своих республиках им бывает сложно найти подходящую работу. Так что пусть приезжают, думаю, всем места хватит.
Интересно, что план полпреда Хлопонина о трудоустройстве российских южан несколько диссонирует с планом премьера Путина. Последний не раз говорил о «необходимости дальнейшего вкладывания федеральных бюджетных средств в экономику Северного Кавказа». Иначе, мол, разбегутся все там «в разные стороны» или, не дай Бог, развяжут братоубийственную войну.
Хотя, одно другому (в смысле — начальственные планы), наверное, и не очень мешает. Уезжают с Кавказа в другие регионы России в поисках «лучшей доли» пока единицы.
В Свердловской области, например, до сих вспоминают весеннюю и летнюю ярмарки вакансий, которые проводились специально для трудовых мигрантов. Первая проходила «на выезде» — в Назрани (Ингушетия). Предложено было (и забронировано) для желающих перебраться около 300 мест, в основном на стройках области и в сельском хозяйстве. Угадайте, сколько этих самых желающих объявилось? Ни одного. Ноль! Причина? Не устроил уровень оплаты: 15−20 тысяч рублей в месяц (для самих уральцев сумма более чем желанная). Надеялись как минимум на 40−50 тысяч плюс оплату съемного жилья + вахтовый метод (мужчины выезжают на определенный срок без семьи, а по его окончании возвращаются домой). Вот тебе и «переселенцы»…
— В принципе сама программа трудоустройства жителей Северного Кавказа в других регионах России мне нравится, — комментирует по просьбе «СП» проблему кандидат экономических наук, заместитель директора «Центра региональной и инновационной политики» Назим Абуев. — Потому что задумана и разработана она для того, чтобы сделать жизнь этих людей лучше, качественней. Чтобы не выплеснулись негативные от неустроенного быта эмоции на улицы кавказских городов и селений. Вопрос лишь в том, как грамотно эту программу реализовать, и, главное, как заинтересовать ею людей. Особенно если прежде они свои дома надолго не покидали.
«СП»: — Назим Мирзиханович, а что мешает организовать нормальную трудовую жизнь в самих северокавказских республиках?
─ Там, к сожалению, господствует клановая система. И многое, если не всё зависит от того, чей ты родственник, друг, знакомый. Из-за этого большинство государственных программ идут со скрипом. Развита коррупция — как в частном секторе, так и в государственном.
«СП»: — Вы сами, извините, откуда родом?
─ Из Дагестана. С конца 1990-х годов живу в Петербурге. Занимаюсь наукой. Очень благодарен этому городу за толерантность его жителей, веротерпимость, доброжелательность и взаимопомощь.
«СП»: — А если бы кому-то из ваших родственников в далеком от берегов Невы Дагестане предложили сейчас переехать, скажем, в Сибирь, чтобы вы им посоветовали?
— Вы знаете, я был бы рад, если бы мои родственники могли решить свои проблемы, в частности, материальные с помощью программы переселения. Но при условии, что, во-первых, переселение будет добровольным, а не насильственным, как во времена Сталина, во-вторых, что на новом месте их точно ждут, готовят для них благоустроенное жилье. Да, плохо, когда вынужденно покидаешь привычные тебе края, дом, соседей. Но почему бы и не попытать счастья, переехав?
Свою точку зрения на проблему высказал также экономический обозреватель Владимир Грязневич:
— Идея с переселением рассчитана на то, чтобы хоть как-то утихомирить беспокойный Кавказ. Что, на мой взгляд, чистой воды утопия. Его утихомирить невозможно.
«СП»: — Но во времена СССР там как будто было всё тихо, спокойно…
-То была лишь видимость. Вся сложность в том, что эти люди вольнолюбивы. Они воинственны. И у них — кланы. Вот главные проблемы Северного Кавказа. Один мой знакомый-ингуш на заре перестройки решил заняться было фруктовым бизнесом. Занимался им … ровно две недели. Быстро понял: не дадут, просто убьют. Уехал в США, создал там фирму, стал оттуда привозить в Россию экзотические фрукты…
«СП»: — То есть, Хлопониным придумана и реализуется сейчас Межрегиональным ресурсным центром нереальная программа?
— Я вам так отвечу: те деньги, которые правительство РФ вкладывает в реализацию этой программы, я бы направил лучше в те регионы, где высокая безработица, низкие зарплаты и большое число очень бедно живущих людей.
Остаётся добавить, что «План Хлопонина» уже «съел» 3,3 миллиарда федеральных рублей, и вполне вероятно, что к этой сумме в 2012 году придется добавить еще не менее 1,5 млрд рублей — «на профессиональное образование и стажировку выпускников и соискателей, а также стимулирование работодателей».
Фото: Дмитрий Азаров/Коммерсантъ