Министерство регионального развития РФ подготовило концепцию программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Глава департамента межнациональных отношений названного ведомства Владимир Журавский считает, что с проблемы межэтнических отношений снято табу и первые лица государства стали уделять им особое внимание: «Уклад жизни в разных регионах России по сей день сильно отличается. Например, есть коренные малочисленные народы, уклад жизни которых не менялся на протяжении веков, а есть жители мегаполисов, которые живут совершенно по-другому. Такие различия влияют не только на социальную сферу, но и на экономику регионов. Необходимо сделать так, чтобы россияне чувствовали себя единым народом».
История появления концепции такова. 11 февраля 2011 года президент страны Дмитрий Медведев провёл в Уфе специальное заседание Госсовета, посвящённое этническим проблемам. Он заявил, что необходимо укрепить единство российской нации, придать скорость этнокультурному развитию народов России и гармонизировать межэтнические отношения.
Сразу после окончания заседания Госсовета была сформирована межведомственная рабочая группа по межнациональным отношениям под руководством заместителя председателя российского правительства Дмитрия Козака.
19 июля председатель федерального правительства Владимир Путин на площадке «Общероссийского народного фронта» принял лидеров национальных и религиозных организаций, после чего заработал консультативный совет. В каждом регионе создали подразделения администрации по гармонизации межнациональных отношений, в 60 регионах приняли соответствующие целевые программы. Решили разработать программу по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России. Правда, из федерального бюджета на 2012 год исчезла графа расходов на государственную национальную политику.
Но, по словам Журавского, это не означает, что денег не останется вовсе: «Имеются средства федеральной целевой программы „Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев“, программы поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, плюс средства, которые на государственную национальную политику тратят Минкомсвязи, Минспорттуризма, Минобразования, Минкульт и другие ведомства».
Программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» должна заработать с 2013 года. Однако многие эксперты убеждены, что программа ничего, кроме вреда стране не принесёт, они фиксируют неуклонный рост не только межэтнической напряжённости, но и социальных разногласий — бедные против богатых.
— Россия всегда была и будет неправильной империей: в ней проживают представители огромного количества национальностей, быт и условия жизни которых диаметрально разнятся. Поэтому попытка создания российской нации — крайне вредная, тупиковая, не отражающая понимание исторического пути развития страны, — говорит писатель, публицист, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
«СП»: — Что следует сделать, если не для ликвидации, то для сглаживания межэтнической и социальной напряжённости в регионах России?
— Необходимо децентрализовать Москву, являющуюся главным уничтожителем регионов, и начать переосвоение регионов, прежде всего Дальнего Востока, Сибири и Черноземья. Без наличия позитивной, созидательной программы, попытки поверхностных идеологических решений ни к чему хорошему не приведут.
«СП»: — У коренных народов России сегодня огромное количество проблем, главные из которых — алкоголизм и безработица. Как их решить?
— Коренные народы — стратегический запас России. Их жизнь будет зависеть от социально-экономической модели страны, которую нужно направить на решение проблем большинства россиян и на прекращение ситуации, при которой прибыль является главным мерилом успешности.
«СП»: — Минэкономразвития предполагает, что на реализацию программы будет выделено несколько миллиардов рублей…
— Это бессмысленное проедание бюджетных денег.
Во время последней переписи населения гораздо больше жителей страны отказались ответить на вопрос о своей национальной принадлежности (4% опрошенных), чем во время предыдущей переписи (1,5%). Большое количество респондентов назвали себя гоблинами, эльфами, джедаями, а жители сибирских регионов назвались сибиряками.
— Они сделали это оттого, что испытывают либо административное давление, либо дискриминацию. Во многих регионах этнические меньшинства чувствуют себя ущемлёнными, — говорит социолог, директор аналитического центра Левада-Центра Лев Гудков. — Существуют группы людей, претендующие на этническую идентификацию, например, казаки.
«СП»: — Казаки давно требуют идентификации. Но отчего стали заявлять об этом жители Сибири?
— Они ощущают разного рода напряжения: экономические, административные, территориальные, культурные. Ощущают напряжения между центром и регионом. Не только жители Сибири, но и проживающие в других регионах, хотят субкультурной идентификации, которая будет закреплена на официальном уровне.
«СП»: — Происходит это из-за обиды на федеральную власть?
— Не только поэтому, неудовлетворённость может возникать и по другим причинам.
«СП»: — Но желание идентифицировать себя является протестом?
— Я бы сказал, что это является выражением недовольства разными ситуациями, например, социальным неравенством.
Бывший заместитель директора ФМС России, президент фонда «Миграция XXI век», член экспертной группы по обновлению «Стратегии — 2010» Вячеслав Поставнин считает, что основная причина межэтнических конфликтов — различие психологических и поведенческих шаблонов: «У каждого народа существуют свои ценности и традиции — это естественная ситуация. А выходцы из северокавказских республик ведут себя ещё и в соответствии с идеологией, исходящей из Москвы: кто сильнее — тот и прав, у кого больше денег — тот и прав… Центр показывает, что верховенствовать должен не закон, а связи, высокие посты, финансовое положение.
Если у жителей центральных областей страны существует мнение, что такая политика временна, что закон это всё же закон, то проживающие на Северном Кавказе, в силу сложившихся психологии и традиций, воспринимают сигналы из центра как руководство к действию: жить нужно по этим принципам.
Если бы из центра пропагандировали, что закон превыше всего, что связи не имеют значения, деньги не первостепенны, то, наверняка, данная проблема исчезла бы".
«СП»: — Что следует делать местным властям для недопущения межэтнических конфликтов?
— Строго придерживаться закона, ни в коем случае не «перекрашивать» межнациональные проблемы в бытовые.
Спрос за конфликты на межэтнической почве должен быть, в первую очередь, с местных властей. Ответственность они должны нести самую жёсткую. Пожалуй, наиболее страшное в России — унижение и дискриминация по национальному признаку. Для нашей страны это смертельно опасно!
Убеждён, что необходимо создать министерство, которое занималось бы исключительно решением этих проблем. Сейчас в Минрегионразвития существует департамент, занимающийся межнациональной политикой и отношениями, но его силами невозможно решить колоссальное количество требующих немедленного решения задач. Но решить эти задачи возможно лишь после того, как будет дана правдивая оценка ситуации с межэтническими отношениями и создана соответствующая модель поведения.
Фото: Александр Сидоров/Коммерсантъ