
Я привык ходить в супермаркет известной марки (см. чеки), хоть он и в полутора километрах от дома — т.к. он предлагает пятипроцентную скидку. Но стоило мне обратить внимание на чеки двух последних походов, как я обнаружил, что меня оба раза обманули!
В первый раз на 154 рубля (277 р. — 123 р.), второй — на 44 рубля (308 р. — 264 р.), т.е. накидка на мою невнимательность оказалась существенно больше пятипроцентной скидки.
Как это делается — смотрим фотографии:
На первой полка с молочными продуктами и ценник на сметану — 123 рубля.
Но на кассе мне пробивают 277 рублей! (чек возврата товара слева на второй фотографии):
Т.е. если вы таки запомните от начала вашего похода по магазину до самых касс то, что вы увидели на ценнике, когда принимали решение это купить — то можете поскандалить и вернуть товар, как это сделал я. Но, скорее всего, вы просто не обратите на это внимания, и заплатите за сметану на 154 рубля больше, чем вы готовы были за неё платить.
А фокус, точнее ловкость рук работников магазина в следующем — и я эту ловкость наблюдаю уже десятки раз в разных магазинах: ценник стоит (если внимательно прочитать все, что написано мелким шрифтом;) на баночку 0,25, а над ценником стоит баночка 0,5, и стоит она в реальности вдвое дороже!
Вторая история произошла через три дня, когда я в следующий раз пошел в тот же магазин:
Справа на второй фотографии чек, в котором помечена цена на шампанское «Абрау-Дюрсо» — 308 рублей, а на фотографии внизу — полка с этим шампанским, на которой по-русски написана другая цена — 264 рубля!
Да, это цена на другое «Абрау-Дюрсо», не то, которое стоит над ценником, а более дешевое (это написано тем же меленьким шрифтом, что это «игристое» «Абрау-Дюрсо»). И родная цена на это вино, которое стоит над ценником 264 — 308 руб, есть дальше на полке, в глубине.
Но второго ценника не видно, и к нему неудобно подойти. Когда мы с работником магазина попытались пробраться ко второму ценнику, чтобы его рассмотреть — мы даже разбили бутылку шампанского — настолько этот ценник в глубине между полками.
Словом, все та же ловкость рук. Вешается ценник от более дешевого шампанского той же марки — «Абрау-Дюрсо», ставится на полку более дорогое — и вуаля! Я переплатил больше, чем собирался, на 44 рубля.
Почему такое происходит? За ответом мы обратились в компанию SPAR Russia".
— Дело в том, что на одной линеечке стоит много товаров, не все они чётко попадают под свои ценники. Но на каждом ценнике обозначены граммовка и название товара, — говорит представитель компании Юлия Соколова. — Порой случается так, что персонал, расставляющий товар, ставит ценники кривее.
«СП»: — Не все покупатели знают, что товары нечётко попадают под ценники, а некоторые ценники кривее…
— Но ведь они могут отличить упаковку 0,25 от упаковки 0,5.
«СП»: — Они смотрят на цену, а объём указан очень мелким шрифтом.
— У нас магазины самообслуживания, покупатели должны быть внимательнее.
«СП»: — Шампанское тоже стоит в линеечку?
— В линеечку. Там сразу несколько наименований шампанских: и «Российское» и «Цимлянское»…
"СП": — Покупатель взял бутылку шампанского «Абрау-Дюрсо», стоявшую над ценником с надписью «264 рубля», а на кассе ему её «пробили» за 308 рублей.
— Значит, линеечка бутылок за 308 рублей была длиннее.
Вот так. Получается, во всем виноват сам покупатель. Ему надо быть и глазастее, и бдительнее — чтобы линеечку лучше разглядеть. Но ведь мы ходим в магазин, а не в тыл врага, когда со всех сторон можно ждать подвоха. Да и денежки отдаем немалые. Впрочем, дело не в только в магазинах конкретно этого брэнда, и не только в «хитростях» с ценниками. Обман покупателей можно наблюдать повсеместно — в самых разных вариантах. Вот еще один — самый простой и потому самый распространенный.
Протухшая рублевская буженина
(сюжет с Рогожского рынка)
Сотрудница Межрегиональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» Юлия Шарапова утверждает, что недобросовестное отношение к покупателям присутствует во всех сетевых супермаркетах столицы: «У каждой сети свои особенности: в одних магазинах покупателям подсовывают тухлую рыбу, в других — просроченные салаты».
«СП»: — Кто инициатор: персонал или владельцы?
— Об этом никто не знает. Руководство всегда винит менеджеров магазинов. Я думаю, владельцы сетевых магазинов знают о происходящем, они ведь следят за сообщениями в СМИ. Когда возникают конфликты, персонал отвечает: «„Ой, не туда поставили“, „Не успели сменить ценник“»
Нужно учитывать ещё один факт: в Москве практически не существует системы утилизации продуктов. А, например, в европейских странах скоропортящиеся продукты к вечеру уцениваются. У нас этого нет.
«СП»: — На что чаще всего жалуются покупатели в вашу организацию?
— На просрочку и подмену продуктов. Часто люди травятся купленными в супермаркетах продуктами. Но доказать вину магазинов невозможно. Даже факт отравления определённым продуктом доказать крайне сложно.
«СП»: — Но почему государственные контролирующие органы не могут изменить эту ситуацию?
— Из контролирующих органов остался только Роспотребнадзор — структура громоздкая и неповоротливая, как все чиновничьи структуры. Присутствует здесь и коррупционная составляющая.
«СП»: — И ничего нельзя сделать?
— Любую ситуацию можно изменить. В данном случае необходимо ввести технические регламенты, которые были отменены много лет назад, вследствие чего наступило безвременье, при котором никто не контролирует происходящее в производстве продуктов и их продаже. Также нужно увеличить штрафы за нарушения в торговле. Сейчас хозяевам магазинов проще заплатить штраф, чем устранить нарушения.
Следует отменить предупреждения о проверках. Уже два года сотрудники Роспотребнадзора, в соответствии с законом, запрещающим «кошмарить» бизнес, сообщают владельцам компаний о грядущих проверках.
«СП»: — Как в таких обстоятельствах Роспотребнадзор реагирует на жалобы покупателей?
— На магазин должны пожаловаться несколько тысяч человек, чтобы в него пришли с проверкой.
«СП»: — Стало быть, покупателям не следует обращаться за защитой своих прав в это ведомство?
— Нужно предпринять всё возможное для отстаивания своих прав. Нельзя безропотно сносить происходящее в магазинах.
Самые распространенные способы обмана
Если продукт просрочен или срок годности подходит к концу, товар выставляется на полках вперед. На него ставится яркий ценник с надписью «Акция» или «Скидка», при этом цена остаётся прежней.
Сосиски, сморщившиеся и потерявшие товарный вид, вымачивают в холодной воде для возвращения формы.
Колбасная продукция с истекающим сроком годности в магазине нарезается и выкладывается на видное место.
Просроченная мясная продукция переделывается в котлеты, бифштексы, шашлык, с добавлением сильно пахнущих специй.
Охлажденное мясо в упаковке, у которого истёк срок годности, распаковывается и продаётся как замороженное (его вымачивают в растворе марганцовки, что убивает запах и придаёт «здоровый» вид).
Курица-гриль в сетевых магазинах практически всегда изготавливается из курятины с истёкшим сроком хранения.
На просроченных тортах и пирожных стикер заменяется на новый.
Конфеты, срок годности которых походит к концу, расфасовывают по красочным упаковкам, на которых не указан срок годности (обычно это делают в конце года).
Очень часто просроченная продукция из сетевых магазинов перепродаётся по сниженной цене в небольшие московские магазины.
Салаты в сетевых магазинах часто продают не только в день изготовления, как это положено, но и два-три, а то и четыре-пять дней после этого (многие салаты изготавливают гастарбайтеры в антисанитарных условиях).
Фото: ИТАР-ТАСС