Председатель профкома пивоварни «Хайнекен» Виталий Морозов и глава первичной организации профсоюза «Солидарность» Сергей Колегов, которые в середине января провели голодовку у входа на предприятие, уволены с пивоварни «за нарушения трудовой дисциплины».
— Так написано в трудовых книжках, которые были вручены нам вечером в пятницу, 27 января, — сообщил корреспонденту «СП» Морозов.
Морозов и Колегов добивались установления нормального режима рабочего времени сотрудников, работающих на конвейере. Голодать рабочие решили после череды взысканий в отношении участников предупредительной забастовки, прошедшей в конце прошлого года. Та акция была вызвана претензиями рабочих к учёту рабочего времени и, как следствие, к размеру оплаты труда.
— Главная причина забастовки — это потеря здоровья работников из-за того, что на предприятии администрация ввела учетный период длиной в один год, — рассказывал тогда Морозов. — Работодатель игнорирует права работника и «грузит» его работой так, как посчитает нужным, в результате чего один месяц мы работаем двести с лишним рабочих часов, в другой — 100 часов. За переработку получаем в конце года. Рабочая неделя может быть и 40 часов, и 60. Мы бы хотели, чтобы работа была стабильна. Раньше мы так и работали, никаких трудностей не возникало. Но теперь постоянно ухудшаются условия труда. Три года безрезультатно общаемся на эту тему с руководством предприятия. Соблюли все предусмотренные законом процедуры, о проведении забастовки уведомили администрацию предприятия за 9 дней. Однако получили отказ в своих требованиях. Мы хотели создать согласительную комиссию. Но ничего не удалось. Администрация на компромисс не идет.
Профсоюзный лидер сообщал и о серьезном административном давлении на всех протестующих и бастующих. О том, что администрация предприятия не идет на заключение коллективного договора. То есть, не рассматривает требования рабочих всерьез. И вот — закономерное следствие развития событий: «зачинщики» уволены.
— Мы работаем над этим вопросом, пойдем в суд с тем, чтобы их восстановили на работе, — рассказала Ольга Фуголь, председатель городской организации профсоюзов работников агропромышленного комплекса РФ.
«СП»: — А раньше почему не пошли в прокуратуру? Ведь там же ситуация была достаточно ясная.
— Прокуратура работала там и трудовая инспекция работала. Мы совместно на федерации занимались этим вопросом.
«СП»: — И прокуратура не привлекла к ответственности администрацию предприятия, которая нарушает права рабочих?
Прокуратура однозначно высказала свое мнение по поводу того, что там происходит, и, тем не менее, мы уже в четверг поняли, что, скорее всего, их уволят.
Вот читаю сейчас документы, чтобы во всем этом разобраться. Руководители предприятия, конечно, не правы. И забастовка была поэтому, и четыре дня рабочие на улице голодали. Им повезло, что не было такого мороза, как сейчас. Вообще в последние два года профсоюзы занимались ситуацией на «Хайнекене» постоянно. Работодатель чуть ли не двадцать раз встречался с профсоюзными лидерами, они постоянно общались. Но, к сожалению, эти переговоры ни к чему не привели. Теперь остается надеяться на суд.
«СП»: — У вас есть какие-то рычаги для влияния на «Хайнекен» на международном уровне?
— Они у нас есть. Наш представитель входит в международную организацию профсоюзов, которая отслеживает ситуацию. Всемирный союз пищевиков, думаю, еще отреагирует на это увольнение.
Из опыта профсоюзных лидеров транснациональных корпораций в Санкт-Петербурге
В августе 2005 года Алексей Этманов возглавил профсоюз завода «Форд».
В сентябре профсоюзная организация выдвинула руководству ряд требований, основным из которых было повышение зарплаты на 30%. В ноябре 2005 года на заводе прошла первая «итальянская» забастовка, длившаяся неделю. В том же формате рабочие бастовали в течение месяца в марте — апреле 2006 года. В феврале 2007 года рабочие полностью остановили конвейер на один день. Самая крупная полноценная забастовка проходила с 20 ноября по 17 декабря 2007 года. Убыток от нее не оглашался, но, по некоторым данным, мог достигнуть 100 миллионов долларов.
В январе 2008 года руководство «Форд» пригрозило уволить Этманова в числе других лидеров профсоюза и организаторов забастовки. Из-за общественного резонанса администрация была вынуждена оставить Алексея на заводе. В его адрес неоднократно поступали анонимные угрозы. В ноябре 2008 года на него были совершены два нападения, но профсоюзному лидеру удавалось избежать серьезных последствий с помощью травматического оружия.
Рабочие последовательно добивались повышения зарплаты и улучшения условий труда. В марте 2010 года прошла очередная «итальянская» забастовка, продлившаяся около двух недель, после чего профсоюзу и руководству «Форда» удалось прийти к соглашению по основным проблемам. Однако в марте 2011 года профсоюз объявил о проведении новых предупредительных забастовок. Администрация «Форда», до того предлагавшая то 12,5%, то 14% повышения, в конце концов, подняла ставку до 17,5%. Таким образом, впервые в современной России, рабочие выиграли у крупнейшей транснациональной корпорации.
21 октября 2009 года на заводе General Motors началась «итальянская» забастовка, а за день до того лидер заводского профсоюза Евгений Иванов был уволен по статье 81-й российского Трудового кодекса «Отсутствие на работе без уважительной причины более 4 часов». Евгений Иванов, утверждавший, что рабочего места не покидал, подал в суд и выиграл его — руководство завода выплатило ему 103 тысячи рублей за вынужденный простой в течение трех с половиной месяцев и 3 тысячи за моральный ущерб.
С помощью этих денег семья Ивановых погасила возросшие по причине увольнения задолженности по кредиту. Из-за задолженности, по словам Евгения Иванова, судебные приставы и органы опеки грозились отобрать у семьи младшего полуторагодовалого ребенка. В ходе борьбы с администрацией «Дженерал Моторс» Е. Иванову неоднократно поступали анонимные угрозы, он подвергся избиению в подъезде своего дома.
Случай с незаконным увольнением Евгения Иванова — далеко не единственный, — утверждала глава «Петербургской эгиды» Рима Шарифуллина:
— Количество подобных дел растет. Людей незаконно увольняют, особенно преследуют профсоюзных активистов. После того, как вышло постановление Конституционного суда о том, что при увольнении таких лидеров не нужно согласие профсоюза, — это сильно усугубило ситуацию.
Фото: *