В последние дни в школах Владимира активно обсуждают команду, поступившую из местного военкомата. Оттуда в учебные заведения направили справки, которые необходимо заполнить будущим призывникам. По словам родителей школьников, преподаватели взяли под козырек, и заставляют десятиклассников предоставлять сведения, которые вряд ли имеют отношение к военной службе. Ребятам, например, предлагают назвать размер заработков отцов и матерей, состояние их здоровья. В отдельную графу надо вписать родственников, проживающих за рубежом. Но это не все. Справки должны подписать родители, а затем заверить директора школ. Если последние обнаруживают «неотвеченные» вопросы — справки не заверяют и убеждают учеников дать на них ответы.
— Ну, понятно: имя, фамилия, место работы родителей. Но зачем военным знать о размерах зарплат и пенсий? Взятки хотят потребовать, чтобы не отправлять наших сыновей в армию, когда им исполнится 18?! — возмущается Ольга Рязанцева, мать 16-летнего школьника. — По какой причине их интересует наше состояние здоровья? Ведь мальчишки проходят медкомиссии. Педагоги требуют, чтобы дети указывали и собственника квартиры, в которой они проживают, и наличие домашних животных. Это-то зачем армии?!
— Думала, что такие вопросы остались в советском прошлом. А вот на тебе — у наших сыновей требуют адреса родных, проживающих в других странах! Откуда они могут их знать? Или военные считают, что наши дети спрячутся от армии в Германии или Аргентине? - недоуменно спрашивает Ирина Звенигородцева.
Действительно, зачем военкоматам знать, сколько получают родители будущих новобранцев или в какой стране пребывают их родственники? И почему в самих школах «творчески развили» инициативу военных, дополнив справки дополнительными вопросами?
Первым делом корреспондент «СП» обратился к военному комиссару Владимирской области Сергею Сливину.
— Предполагаю, что в школы попали справки старого образца, в новых я не помню таких вопросов. Старые были утверждены приказом министерства обороны № 400 в 1999 году, а новые — приказом с тем же номером в 2007 году, — ответил военком.
«СП»: — Почему в школы передали справки старого образца?
— Думаю, там могли остаться такие справки. Педагоги их и использовали.
Звоним в управление образования Владимира. Начальник управления Татьяна Ковалькова «перевод стрелок» отвергает сходу. По ее словам, справок старого образца в школах не осталось, новые поступили в январе этого года. С ними педагоги и работают. И вообще, роль школ в этом деле чисто техническая — получили, раздали и собрали.
«СП»: — Но родители учеников жалуются, что педагоги принуждают школьников отвечать на вопросы, указанные и не указанные в справках.
— Педагоги не должны обязывать их это делать. Более того, школьники сами вправе решать, отвечать им на вопросы или не отвечать.
Звучит правильно, однако в действительности картина другая. Жительница Владимира Анна Мироноваговорит, что после прочтения вопросов из справки, находится в полушоковом состоянии: «О нашем материальном благополучии узнают и педагоги, и сотрудники военкомата, а, возможно и их знакомые, среди которых могут оказаться не самые добропорядочные люди! Возмущает и то, что на такие вопросы обязывают отвечать детей! Почему педагоги не протестуют? Какой пример они подают детям?».
— Вопросы, содержащиеся в справках крайне некорректные, — согласна с Анной Мироновой социолог Дарья Халтурина — Например, в США или в Европе считается неприличным спрашивать о доходах граждан. А интересоваться у детей судимостью родственников, ни при каких обстоятельствах нельзя. К тому же, люди отбывшие наказания, не считаются преступниками. После заполнения этих справок могут нарушиться отношения в коллективе, дети узнают друг о друге то, чего знать не должны.
Это — морально-этическая оценка. А как выглядит ситуация с правовой точки зрения?
— Информацию личного характера допустимо получать только с согласия граждан, это требование закона «О персональных данных», — отвечает адвокат, член совета Адвокатской палаты города Москвы Виктор Буробин — Если военком говорит призывнику: «Расскажи о папе», тот вправе ему ответить: «Сейчас как расскажу!».
В законе сказано, что в анкетах должно содержаться минимальное количество вопросов, необходимых для госучреждений. Зачем военкомату знать, сколько зарабатывает отец призывника?
«СП»: — Но как быть школьникам, которых принуждают отвечать на вопросы?
— Написать заявление в полицию о нарушении неприкосновенности личной жизни.
Сын Ольги Рязанцевой, Артём, которому, как и многим другим школьникам предложили заполнить справку, признался нам, что опрос произвёл на него удручающее впечатление: «Кто составлял эту анкету? Какие цели они преследовали? Неужели взрослые люди не понимали, что о таком нельзя спрашивать подростков? Мало того, что ребят призывают в армию, которая убивает и калечит, так нас ещё и морально унижают вопросами о доходах и здоровье родителей».
Фото: Фото ИТАР-ТАСС/Интерпресс/фото из архива