Похоже, для Виктора Януковича наступают тяжелые времена. В день открытия очередной февральской сессии Верховной Рады украинский лидер долго стоял у микрофона и молча шевелил желваками, пока две сотни оппозиционных депутатов в голос скандировали «Юле волю!». В итоге президентский доклад никто не услышал. Такое публичное оскорбление Виктор Федорович переживает впервые.
Он с удовольствием закатал бы «оранжевых» в асфальт, но дело вовсе не в горлопанах здешней Рады. По иску экс-премьера Юлии Тимошенко нынешний президент Украины должен получить повестку в американский суд. И тут гордое молчание не поможет.
Чего хочет Хиллари
Иск Тимошенко в суд Нью-Йорка состоит из двух частей. Первая — нарушение прав человека на Украине, в том числе политических. Вторая часть обоснована антикоррупционным американским законодательством, так называемым RICO. Это известный нормативный акт с жесткими формулировками, которые позволяют бороться с коррупцией, если она в том или ином виде затрагивает США.
Самое любопытное, что передать повестку Януковичу должна сама Хиллари Клинтон. Месяц назад государственный секретарь Соединенных Штатов направила Ю. Тимошенко письмо, в котором пообещала, что «США будут бороться за ее освобождение». А еще госсекретарь добавили принципиально важную тезу:
— Кроме того, будьте уверены в нашей благосклонности проведению свободных выборов при участии всех легитимных политических кандидатов и партий Украины.
То есть, американцы не только повторили пресловутое митинговое «Юле волю». Они настаивают, чтобы Тимошенко лично приняла участие в ближайших выборах-2012. «Надеюсь, так и будет во время парламентских выборов в октябре», — написала г-жа Клинтон.
Эксперты считают, что любая попытка власти продлить полномочия нынешнего состава Рады до 2015 года будет абсолютно нелегитимной. Неумолимо надвигающиеся осенние выборы может остановить только война…
Несколько дней назад на конференции по безопасности в Мюнхене сам Янукович попал на ковер к неутомимой Хиллари, где имел предельно жесткую выволочку «относительно политически мотивированного преследования Юлии Тимошенко».
Как утверждает известный итальянский журналист Маттео Каццулани в издании Legno storto, «украинский президент выглядел в Мюнхене одиноким, неуверенным и испытывающим трудности, о чем бы ни шла речь. Он получил возможность для одной лишь беседы — с госсекретарем США Клинтон».
После чего на пресс-конференции Янукович заявил, что дело Тимошенко является единственным препятствием на пути интеграции Украины в Европу. И он-де разрешает группе европейских и североамериканских врачей посетить «оранжевую принцессу», которая в настоящее время находится в заключении и очень плохо себя чувствует.
«Это он будет помилования просить!»
Пока заокеанские доктора добираются до Киева, здешний Минздрав предложил срочно прооперировать межпозвоночную грыжу Тимошенко. Злые украинские блогеры дали операции кодовый ник «Фрунзе» — по аналогии с красным командармом, которого тоже положили на операционный стол, откуда он живым не встал.
Естественно, Юля отказала хирургам из украинского правительства! Точно так же она пошла на принцип и отвергла ненавязчивый совет подать прошение о помиловании президенту Украины.
«Это он у меня будет помилования просить!» — якобы ответила политзаключенная № 1.
В общем, дать «Юле волю» для Януковича равносильно поцелую с гадюкой. По всем рейтингам, на октябрьских выборах дама в белом может сорвать джек-пот. Выпускать такую конкурентку из тюрьмы очень опасно. Однако что делать с американцами? Родина бейсбола шутить не любит, эти сами кого хочешь за решетку закатают.
Похоже, на берегах Днепра решили бить Штаты их же оружием. В ход снова пошло дело украинского экс-премьера Павла Лазаренко, который получил семь лет тюрьмы по приговору суда Сан-Франциско. На допросе по этому делу, когда речь зашла об убийстве донецкого олигарха и народного депутата Украины Евгения Щербаня, главный свидетель вспомнил адресованные бандитам слова Лазаренко: «Юля заплатит…»
Отчаянно отбиваясь от требований Запада освободить Тимошенко, украинские власти разрешили СМИ интервью с выкраденным из Москвы российским наемным убийцей — именно с тем знаменитым киллером, который «работал на деньги Юли».
Кто платил за кровь
Еще под занавес минувшего года первый заместитель генерального прокурора Украины Ренат Кузьмин в прямом ТВ-эфире заявил, что деньги на счета банды, ликвидировавшей Щербаня, поступили от фирм премьер-министра Украины Павла Лазаренко и Юлии Тимошенко, возглавлявшей газовую корпорацию ЕЭСУ.
По словам Кузьмина, в ходе допроса, который проводила американский прокурор Марта Борщ, свидетель подтвердил, что убийство народного депутата Щербаня было осуществлено «по заказу П. Лазаренко, и плата шла со счетов Тимошенко и Лазаренко». Американская прокуратура также подтвердила документально, что Лазаренко действовал не один, а с украинскими сообщниками, одним из которых была Юлия Тимошенко.
— Что касается убийства депутата, я напомню события тех времен. Тимошенко вместе с Лазаренко как два бизнес-партнера занимались монопольным распределением газа в Украине. Юлия Владимировна была крупнейшим газовыми монополистом, и поддерживал ее премьер-министр Лазаренко. Одним из людей, которые противодействовали этой группе, был народный депутат Украины, хозяин мощной донбасской промышленной корпорации «Атон» Е.Щербань. Он мешал и был убит, — говорит замгенпрокурора Р.Кузьмин.
Перед смертью Щербань гостил в Москве на дне рождения Иосифа Кобзона. Прилетел в родной Донецк на собственном Як-40. Бандиты встретили прямо у трапа шквальным огнем из АКМ, автоматов «Аграм» и пистолетов ТТ.
VIP-жертва получила семь пуль в голову, плечи, живот, ноги. Смертельно ранили его супругу, бортмеханика, авиатехника и инспектора аэродромной таможни. Чтобы остановить погоню, очередями изрешетили аэропорт…
Однако первый выстрел в затылок Щербаня сделал российский киллер Вадим Болотский по прозвищу «Москвич». Он же был главным режиссером акции.
Украину шокировало известие о расстреле в Донецком аэропорту. По дерзости и жестокости это преступление не имеет аналогов на постсоветском пространстве. А вскоре с участием Блотского прошли очередные кровавые ликвидации конкурентов Лазаренко-Тимошенко…
Вокруг имени «Москвича» ходит много легенд. Родился в 1968 году, проходил службу во внутренних войсках МВД России. В прессе упоминали, что пытался утроиться на работу в милицию и в ФСБ, но получил отказ. Другие источники причисляли Блотского к московской «солнцевской» бригаде, которая и командировала его в Донецк.
В середине 90-х крупных бизнесменов донецкого региона терроризировала банда Кушнира-Рябин-Алиева. Изначально у руля находились двое — бывший наперсточник, ювелир и гражданин Израиля Евгений Кушнир, и предприниматель-рецидивист Анатолий Рябин. Позже к ним примкнул россиянин Магомед Алиев, который и пригласил в группировку молодого русского спеца по кличке «Москвич» — Болотских.
Счет «Москвича»
В то время в Донецком регионе разгорелась настоящая война за сферы бизнес-влияния. Банда Кушнира «прославилась», когда 15 октября 1995 года на стадионе «Шахтер» прогремел мощнейший взрыв. Погиб президент одноименного футбольного клуба бизнесмен Брагин и пять человек из его окружения.
На следствии Болотских показывал, что консультировал взрывников и даже присутствовал на стадионе в качестве наблюдателя. Расстрел в Донецком аэропорту они устроили уже следующим летом.
Всего группировке Кушнира — Рябина — Алиева инкриминировали 27 убийств и 17 покушений на убийства. Банду называли самой жестокой в истории Украины. На суде стало понятно, что вседозволенность и неуязвимость группировки обеспечивали очень влиятельные люди, в частности, лично премьер-министр Павел Лазаренко. Так, в мае 1996 года от рук наемных убийц погиб Александр Момот — президент акционерного общества «Данко». Он поплатился жизнью, попытавшись утвердить самостоятельность Донецкого региона на газовом рынке — вопреки монополии тимошенковской ЕЭСУ.
Согласно материалам суда, Вадим Болотских лично принимал участие в убийстве Александра Момота. Этому убийству предшествовала гибель Александра Шведченко — президента украинского представительства «Итеры», крупнейшей компании, поставлявшей в Украину российский и туркменский газ.
Вот что рассказывает о тех временах выходец с Донбасса, народный депутат Юрий Болдырев:
— Технология очень простая. Если руководитель не хотел подписывать договор на ее условиях, Тимошенко звонила Лазаренко и говорила: «Я сейчас в кабинете у такого-то, он не хочет подписывать». Лазаренко тут же перезванивал директору и четко давал понять, какие могут быть последствия.
Конец банды был предрешен. Таких свидетелей убирают обязательно. Из лидеров первым погиб Анатолий Рябин — расстрелян неизвестными в 1997-м. В марте 1998-го, из автомата изрешетили гражданина Израиля Евгения Кушнира. Он выжил, но через два месяца загадочным образом скончался в следственном изоляторе. Магомет Алиев считается пропавшим без вести. Вместе с командирами один за другим быстро ушли в мир иной основные боевики.
Из непосредственных участников тех событий до суда дожил один человек. Это Вадим Болотских, который признался в убийстве Евгения Щербаня и сейчас отбывает пожизненное заключение в Славяносербской исправительной колонии № 60 Луганской области.
Характерно, что после донецких акций он успел скрыться в России. Жил в родной Москве, откуда его совместными усилиями выкрали и нелегально вывезли в Киев российские и украинские силовики. Жена похищенного Мария Чашина утверждала, что мужа взяли сотрудники Главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП). При помощи движения «За права человека» она даже обращалась в Генпрокуратуру РФ.
Однако Вадим Болотских был слишком ценным подарком украинской стороне. Уже тогда в заказе на убийство депутата Щербаня подозревался экс-премьер Павел Лазаренко. Если бы эта версия была доказана окончательно, то Украина получала серьезные основания требовать экстрадиции бывшего премьера.
Вот как описывает свое перемещение в Украину сам «Москвич»:
— Люди в камуфляжной форме посадили меня в «Волгу» с затемненными стеклами и дали выпить какое-то спиртное, видимо, со снотворным, так как я вскоре уснул, — утверждает Вадим в заявление на имя прокурора Москвы,. — Проснулся я уже в «Форде» с украинскими номерами. По прибытии в киевское СИЗО меня заставили написать заявление о добровольной сдаче.
Торг на «крытке»
Со времени вынесения приговора Болотских отказывался общаться с прессой. Вернее, ему никто не предоставлял такой возможности. И вдруг украинские власти дают «добро» журналистам. Правда, разговор на луганской «крытке» получился сложным.
Мужская Славяносербская колония № 60 имеет максимальный уровень безопасности. Раньше такие зоны назывались «особо строго режима» — для тех, кто совершил самые тяжкие преступления. В колонии есть сектор для пожизненно заключенных. Через несколько линий защиты — комната для свиданий, где пожизненникам раз в квартал разрешено увидеться с близкими.
В небольшом помещении сумрачно и сыро. Комната разделена надвое перегородкой из дерева и помутневшего от времени стекла, забранного мощной решеткой. Зека приводят в клетку с привинченной к полу треугольной табуреткой. Разговаривают по телефону, причем одну из двух трубок держит контролер-охранник.
Заключенного вводят в наручниках и снимают, только когда двери запирут. Несмотря на 11 лет неволи, Вадим Болотских моложав, строен. Мускулы под джемпером, облегающим тонкую фигуру. Во время беседы стоит, сложив руки на груди.
С первых слов стало понятно, что Болотских не намерен подробно говорить о прошлом. Его речь слегка замедленна, этот человек по нескольку раз проверяет каждую фразу. Он произносит слова, ради которых и согласился на встречу.
— Надеюсь на изменение законодательства и пересмотр моего дела.
Среди зеков ходит молва, что скоро из УК исключат положения о преступных группировках и наказание может оказаться более мягким. Но такой фарт надо заработать. Заключенные Славяносербской колонии, в том числе пожизненники, имеют право смотреть телевизор. Особым интересом пользуются новости. Евгений Блотских хорошо запомнил заявление замгенпрокурора Рената Кузьмина, что деньги на счета киллеров, убивших народного депутата Щербаня, поступили от Павла Лазаренко и Юлии Тимошенко.
— Вадим, вы знаете, что недавно Генеральная прокуратура обнародовала новые обстоятельства по делу об убийстве Евгения Щербаня?
Собеседник отреагировал четко, был готов к ответу:
— Тимошенко? Ничего не скажу. Если человек свое будущее построил на крови, это очень плохо. Повторяю — надеюсь на пересмотр моего дела.
…Тюремное интервью можно было назвать пустышкой, если бы не эта знаковая фраза. «Москвич» явно торгуется. За отмену пожизненного срока он готов слить информацию о лихом прошлом Юлии Тимошенко. Информация пойдет из первых окровавленных рук.
Фото: ИТАР-ТАСС