Первые залпы нынешней российско-украинской «сырной войны» прозвучали еще минувшим летом. В июне российские сыроделы призвали правительство запретить или ограничить импорт из разных стран, в частности из Украины, Беларуси и Германии. Особо напирали на братьев-украинцев: мол, в тамошнем сыре маловато молока и многовато пальмового масла.
— В Украине объемы производства молока не растут, зато производство сыров, как ни странно, растет гигантскими темпами. При этом Украина является одним из крупнейших импортеров тропических масел в мире! — заявил разгоряченный жарким июньским солнцем глава русского Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. И тут же добавил, что большие вопросы есть относительно качества самого украинского молока.
Любопытно, что к сябрам и немцам претензий по качеству не было. Их упрекали в демпинге. Например, отечественная «Гауда», стоит в России на 15−20% дороже, чем «Гауда» немецкого производства. «Секрет» европейцев в качественном молоке, которое, к тому же, в Европе стоит дешевле, чем в той же Украине.
Согласно официальным данным, часть импортной «молочки» в общем потреблении России в минувшем году составляла почти 20%. Из них продукция украинского производства — около 17%. К тому же, на четверть вырос импорт твердых и мягких сыров.
Это ли не повод, чтобы наконец-то начать вожделенную «сырную разборку»?
И вот февральским приказом главный санврач, он же глава «Роспотребнадзора» Геннадий Онищенко останавливает ввоз украинского сыра. Под запретом оказались три крупнейших украинских производителя, которые обеспечивали половину украинских поставок в России. Среди лишенцев — настоящий гигант — «Пирятинский сырзавод» на Полтавщине. Теперь тут вынуждены вообще остановить производство.
Кроме запрета на ввоз, этнический украинец Онищенко потребовал от Федеральной таможенной службы и своих территориальных управлений «тотально изъять данную продукцию из оборота». Большой «сырный шмон» начался в Москве, Орловской, Ростовской областях и даже Дагестане.
Таким образом, утверждается, что Россия спрыгнула с «пальмы» — то есть, пальмового масла, которым украинцы якобы «бодяжили» свои сыры вместо настоящего молока.
В разгар конфликта на поклон к переборчивым «москалям» прибыл министр аграрной политики Украины Николай Присяжнюк. Он вроде бы сумел уломать «Роспотребнадзор», признав существование проблем и выразив готовность «выработать комплекс мероприятий по нормализации ситуации».
Однако в самый последний момент случилась политическая неприятность. Министр иностранных дел Украины Константин Грищенко на лекции перед студентами Киевского института международных отношений пригрозил, что от отсутствия украинского сыра в магазинах РФ проиграет российский потребитель. А украинский премьер Николай Азаров, выступая в Латвийском университете Риги, сказал буквально следующее:
— Наши сыры прекрасного качества. Там никакого пальмового масла нет, но уловки есть. Это является обычной практикой взаимоотношений крупных торговых партнеров, когда компании лоббируют в правительствах различные ограничительные меры, пытаются защитить свой рынок…
В ответ главсанврач России обиделся, как курсистка.
— Я ознакомился с этими комментариями, сделанными на лекции студентам. Позицию внешнеполитического органа Украины, изложенную почти на уличном фольклоре, можно объяснить усталостью и волнением от занятия, не свойственного столь высокому должностному лицу, — возмущался Онищенко. — Руководитель исполнительной власти Украины полностью отрицает договоренности, достигнутые с министром сельского хозяйства… Мы признаем юридически ничтожными достигнутые договоренности! Мы даже готовы к тому, что дальнейшие переговоры по поставкам сыра будет вести министерство культуры Украины!..
После такой драки в песочнице последние надежды вернуть мир-дружбу расплавились не хуже моцареллы на пицце. Коллегу поддержал министр иностранных дел Сергей Лавров: «Сырные проблемы» связаны с переходом России на стандарты ЕС…"
Сейчас украинские предприятия пытаются переориентироваться на внутренний рынок, однако он далеко не такой привлекательный. По оценкам экспертов, потенциальные потери Украины от российского «сырного табу» могут составить 120 миллионов долларов.
Буквально на глазах рухнули надежды на Европу. Оказалось, украинцы попросту не могут продавать сыры и молоко в ЕС. Ситуацию откровенно пояснила исполнительный директор Ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Елизавета Святковская:
— Молоко, которое изготавливается на Украине, на 70% - это молоко хозяйств населения. Качество этого молока, в принципе, является очень низким. Потому что это и ручная дойка, и собирание молоковозами. Естественно, продукция из сырья низкого качества выходит низкого качества. Мы пытаемся интегрироваться в Европу, но это очень сложно.
Оказалось, сейчас европейцы покупают украинский сыр исключительно для изготовления плавленых сыров. То есть, как сырьё, для последующей переработки дешёвых сыров, которые, в основном, идут для стран третьего мира. И главное, такие поставки — ничто по сравнению с объемами, которые съедали россияне.
Образцы украинского сыра отправлены в зарубежные лаборатории для экспертизы на соответствие стандартам качества. Смешно, но сделала это Государственная ветеринарная служба Украины — хотя сыр вроде бы едят люди…
Пока одни украинские производители собираются отстаивать свою репутацию в международных судах, другие с сожалением констатируют, что реальных рычагов воздействия на Россию практически нет. А тем временем весь самостийный пищепром в панике ожидает, какие товары могут попасть под раздачу следующими.
Прежде всего, в «зоне риска» — мясо, пиво и «кондитерка». На Западной Украине с ужасом вспоминают, как несколько лет назад Россия отказалась от их копченой колбасы.
— После обвинений в экспорте некачественного сыра Россия может выдвинуть претензии к украинскому шоколаду, — утверждает профессор Киевской школы экономики Александр Шепотило. Например, санкции угрожают компании «Конти» донецкого вице-премьера Бориса Колесникова, чьи заводы занимают 16% доли в российском импорте шоколада.
Крымские виноделы тоже могут пострадать. Здесь ходит страшная молва, что под угрозой запрета в России — вина знаменитой «Массандры», «Инкермана» и севастопольской «Золотой балки». Местные издания перепечатывают из журнала Forbes список предприятий Украины, которым угрожают российские торговые санкции.
Среди них, в частности, оказался «Инкерманский завод марочных вин» — как минимум четверть своей продукции он вывозит в Россию. В списке также фигурируют зять экс-президента Леонида Кучмы олигарх Виктор Пинчук, чья корпорация «Интерпайп» поставляет в Россию треть производимых труб.
Торговый конфликт с РФ окажется ударом под дых для производителей водки «Nemiroff» и «Хортица» и даже аккумуляторов. Например, днепропетровская компания Westa, выпускающая автоаккумуляторы, в прошлом году заработала на российском рынке 2 млрд 120 млн рублей!
…Увы, на сегодняшний день устойчивым спросом на мировом рынке пользуются лишь украинская пшеница, рапс для биотоплива, подсолнечник да еще куриные яйца. Все остальное они отправляли на восток.
Характерен аргумент, по которому на берегах Днепра сделали окончательный вывод, что широкомасштабная российско-украинская торговая война таки будет. Последней каплей стало заявление московского оппозиционера Алексея Навального о необходимости теснейшей интеграции России, Украины и Белоруссии. Во время февральского телемоста с Киевом он призвал не драматизировать, что в интеграционных процессах Москва стремится занять доминирующее положение: «Это естественный политический процесс… Есть большая страна, есть меньшая страна…»
Коллеге по Болотной площади подпел Юрий Шевчук, который на другом украинском канале рассуждал о единстве истории Украины и России и о том, что мы — единый народ.
— Навальный и Шевчук доказали, что российская демократия заканчивается там, где начинается украинский вопрос. Тогда чего же ожидать от Путина? — разводит руками официальный Киев. Источники в правительстве прямо называют «сырную войну» давлением с целью принуждения к вступлению в Таможенный союз.
В ответ здесь выработано предложение обложить налогами ряд объектов российского Черноморского флота в Севастополе и других базах Крыма. Список уже готов, что называется, ударом за удар. Более радикальный вариант — вообще переоформить эти объекты в украинскую собственность. Киев также намерен обложить таможенными пошлинами товары, ввозимые для нужд флота.