«Свободная пресса» продолжает серию интервью с людьми, которые определяли политическую жизнь страны в 1990-е годы. Мнением о нынешней расстановке политических сил в стране и о том, чего нам ждать от предстоящих президентских выборов, с читателями поделились политик и публицист Юрий Болдырев, руководитель администрации президента в 1993 — 1996 годах Сергей Филатов, последний председатель Верховного Совета РФ Руслан Хасбулатов, политик и журналист Олег Попцов, первый и единственный вице-президент России Александр Руцкой, экс-депутаты Государственной Думы Виктор Алкснис, Сергей Бабурин, Ирина Хакамада и экс-председатель «Свободной демократической партии России» Марина Салье, Сажи Умалатова, в прошлом — депутат Верховного Совета СССР, а в настоящее время председатель Общероссийского общественного Движения в поддержку политики президента РФ. Сегодня на вопросы «СП» отвечает член комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, член ПАСЕ Светлана Горячева.
«СП»: — Светлана Петровна, как вы оцениваете сегодняшнее состояние общества, расстановку политических сил?
— Ну и вопрос у вас! Как же их оценить?! Могу сказать, что настроения у народа скептические. Уровень жизни, сами знаете, не ахти, демократия управляемая. Не радуют меня события на Болотной площади. На трибуне стоят господа Немцов, Рыжков, Улицкая, Лев Пономарёв, хорошо известный мне как правозащитник, защищавший чеченских боевиков. Таких господ называют «пятой колонной». Это не те лица, за которыми можно пойти. Они давно перед общественностью скомпрометированы своей прошлой деятельностью. Рыжков был одним из лидеров движения «Наш дом — Россия», Немцов являлся вице-премьером правительства (что в те годы творилось — всем известно)… Они к тому же ходят на всякие советы в американское посольство через заднее крыльцо. В их компании оказалась и Оксана Дмитриева. Не по себе становится от этого. Мы видим опыт Египта и Ливии, а ныне — Сирии. Очевидно, что революции там произошли не без участия зарубежных спецслужб.
И вот ещё о чём хочу сказать: власти не мешало бы понять, что нищий народ подвержен стрессам и революционным настроениям. Ей необходимо приступить к созданию среднего класса, но она не желает его создавать. Поэтому мы пожинаем плоды политики, проводимой властью.
Западным странам нужна разнузданная, анархическая Россия, где граждане будут бороться друг с другом как в Ливии, уничтожать друг друга. Это новый передел мира. Не нужно использовать оружие, нужно стравить народ.
На президентских выборах победит Путин. Надеюсь, он осознал совершённые ранее ошибки.
«СП»: — Будет ли второй тур президентских выборов? Кто в него выйдет?
— Не исключаю такой возможности. Думаю, выйдут Путин и Прохоров. Но победит, как я уже сказала, Путин. Что касается Прохорова — у него очень хорошая команда политтехнологов, поэтому он с лёгкостью кладёт на лопатки Жириновского и Зюганова. Он — человек молодой формации, не зацикленный на моральных условностях. Это свидетельствует о том, что бизнесмен достаточно обучился политике. Однако общественное мнение видит его как олигарха, отягчённого предложениями, сделанными им ранее об увеличении пенсионного возраста и рабочей недели. Несмотря на это, он продвигается в политике семимильными шагами.
«СП»: — Каково ваше мнение о нём?
— Могу сказать, что Прохоров — умный, находчивый, циничный, говорит правильные слова. Напоминает Бориса Николаевича Ельцина: я сделаю, я смогу…
Но я научилась оценивать людей по делам: а дела его свидетельствуют о том, что он, с одной стороны — сильный менеджер, с другой — куршевельские скандалы, экстравагантные заявления. Фигура противоречивая.
В команде его — традиционная Алла Борисовна, очень любившая в своё время Ельцина и все те, кто при бывшей власти хорошо пристраивались. На месте Прохорова я подумала бы о попутчиках. Это балласт. Если он намерен всерьёз бороться за власть, необходимо привлечь новую интеллектуальную элиту, незапятнанную любовью к прежним властям — советской и российской. Когда смотришь на его окружение — тоска берёт!
Пока не понимаю, на кого делает ставку Запад, но не удивлюсь, если этим человеком окажется Прохоров.
«СП»: — Светлана Петровна, по какому пути пойдёт страна после выборов?
— Несмотря на слабые стороны Путина, надо отметить, что он не позволил стране разрушиться, а Россия находилась на грани распада. Он занимался социальной политикой, сделал хоть и скромные зарплаты и пенсии, но на них можно прожить. А при Борисе Николаевиче люди практически умирали от голода.
Ошибкой Путина было создание партии бюрократов, в которую влился холуяж всей России. И то, что не подпитал себя интеллектом, которого очень много в стране. А подпитал теми, кто говорил: «Чего изволите?» Он считал главным административный ресурс, но тот главный до поры до времени. При нищем населении — это путь в никуда.
Похоже, некоторые уроки Путин извлёк. Станислав Говорухин возглавил его предвыборный штаб. Я бы сказала Путину при встрече: «Возьмите к себе всех губернаторов, которые сумели эффективно руководить регионами, найдите сильных управленцев, ориентируйтесь на честных людей, а не на ту странную команду, которая вокруг вас тусуется. Тогда Россия начнёт быстро двигаться вперёд». У него нет другого пути.
«СП»: — Вы считаете, что ситуация в стране не ухудшится, диктатура не наступит?
— Это зависит от шагов власти. Народ должен увидеть свет в конце тоннеля. Спросите у народа: «Что будет завтра, через полмесяца, через месяц?» Он не ответит. Люди живут в состоянии безвременья, превращаются во временщиков. Главная задача Путина — собрать команду, которой поверят люди, при которой у населения появится уверенность в том, что завтра будет лучше, чем сегодня. В этом случае люди горы свернут!
С нынешней командой Владимир Владимирович не сделает ничего хорошего. Специалист по раку женской молочной железы стал министром сельского хозяйства. Славившуюся урезанием средств на социальную сферу замминистра здравоохранения госпожу Голикову назначили министром этого ведомства. Она не знает, что представляют собой операции и главные врачи больниц (Татьяна Голикова в 1987 году окончила Московский институт народного хозяйства имени Плеханова по специальности «экономика труда» — «СП»).
Нужно искать кадры, которых в России много. Амана Тулеева я бы пригласила заниматься экономикой. Если он вытащил свой регион, вытащит и Россию. Ишаев (Виктор Ишаев — полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе — «СП») — очень сильный управленец. Садовничего (Виктор Садовничий — ректор Московского государственного университета имени Ломоносова — «СП») я бы назначила министром образования. Он не таков, как суетливый Фурсенко. Можно поискать специалистов и в политических партиях — не нужно брезговать.
«СП»: — Кто из представителей партий мог бы войти в команду Путина?
— Навскидку не имею возможности сказать. Думаю, в «Справедливой России» не мешало бы посмотреть. Я не имею в виду Оксану Генриховну — уже упоминала о её походе в посольство США. А вот Тумусову (Федот Тумусов — доктор экономических наук — «СП») можно доверить ведомство, которое курировало бы Сибирь и Дальний Восток. Грамотный, сильный человек, баллотировался в президенты Якутии. Есть такие люди и в КПРФ, и в партии Жириновского.
Необходимо уделить пристальное внимание и поиску министра культуры. Я бы сделала им Говорухина или Кобзона. Творящееся сегодня в нашей культуре — никуда не годится.
«СП»: — Читали ли вы статьи Путина в газетах?
— Мне запретили их читать, так как в настоящее время нахожусь в больнице. Мне нельзя волноваться. После выписки — обязательно прочту.
«СП»: — Какие, по вашему мнению, главные ошибки власти вызвали многотысячные митинги протеста?
— Не считаю, что последние выборы являлись самыми грязными. Таковыми были предпоследние. Недавние — чуть-чуть чище. Я вправе об этом судить, поскольку была кандидатом по Приморскому краю. И вдруг наши оппозиционеры — Немцов, Рыжков, которые доселе молчали, повылезали из щелей и закричали: «Мы не признаём выборы!» То же стал заявлять и Запад. О чём это говорит? Говорит о том, что применяется давно отработанная на Грузии, Украине и других странах, технология.
«СП»: — Но ведь на митинги пришло огромное количество людей.
— Сыграл роль интернет: создалась специальная разветвлённая сеть, способная собрать тысячи людей. То же проделали в Ливии и Египте. Люди поддались на призыв по причине недовольства российской действительностью. Им внушили, что в стране тяжело оттого, что результаты первых, вторых и третьих выборов сфальсифицировали. Во время правления Ельцина выборы не были более честными. В то время даже расстреливали недовольных (разгон Верховного Совета РФ в период с 21 сентября по 4 октября 1993 года — «СП»). Но Запад молчал, словно набрав в рот воды.
«СП»: — Можно ли говорить о расколе в российском обществе?
— Пока нельзя. Считаю, что большая часть граждан не пойдёт за Немцовым, за Рыжковым, за Навальным… Не пойдёт потому, что не желает развала России.
Фото: ИТАР-ТАСС