Хроническая неуспеваемость или борьба за права студентов стали причиной отчисления из Петербургского государственного университета Виктора Воробьева? Справедливость или предвзятость восторжествовали по отношению к молодому активисту, считающемуся одним из главных претендентов на пост председателя студенческого совета СПбГУ, выборы которого должны пройти в марте? Ответы на данные вопросы у действующих лиц скандала, разыгравшегося в стенах старейшего российского вуза, разные.
В Петербурге студента университетского филфака 22-летнего Виктора Воробьева знают многие. Он возглавляет студенческое сообщество города на Неве. А также — своего факультета. Как говорят товарищи Виктора, «классный он парень, с ним — как за каменной стеной». И вспоминают разные интересные истории, благодаря которым «почувствовали себя людьми, а не бессловесными роботами».
Но об историях ниже. Сейчас — о скандале, ставшем, увы, очередным для СПбГУ последних лет.
Виктор Воробьев учится на 4 курсе филологического факультета. Мечтал о нем, как признается, с детства. Его родители-филологи сами оканчивали когда-то этот университет. Специальность выбрал — чешский и словацкий языки. За неполных четыре года обучения получил немало грамот, дипломов, призов за успехи в переводе на русский национальной литературы Чехии. В частности, от консульства этой страны в северной столице. Проблем с зачетами, экзаменами у него в принципе не было. До минувшей зимней сессии. По её итогам студента Воробьёва и решили отчислить. Соответствующий приказ подписал на днях ректор Н. Кропачев.
— Мне просто не дали сдать этот экзамен, — говорит Виктор. — Ни в первый раз, ни когда пошел пересдавать. Ни с третьей попытки — сдавал специально созванной аттестационной комиссии, которую возглавляла заведующая кафедрой славянской филологии Марина Юрьевна Котова.
«СП»: — Что значит «не дали», Виктор? Спрашивали не по теме, мешали отвечать?
— Спрашивали совсем не то, что у моих однокурсников. То есть, вне рамок учебной программы, гораздо шире, как будто я кандидатскую пришел защищать! Но я предполагал, что «засыпят». Марина Юрьевна незадолго до этого закрыла меня в своем кабинете и выразилась тет-а-тет абсолютно ясно: «Не прекратишь свою деятельность в студсовете — отчислим»…
«СП»: — Может, стоило хотя бы на время «сбавить общественные обороты»? Учеба все-таки важней.
— Студентов в университете за людей не считают. Обращаются с нами как с рабами — этого не говори, туда не ходи, того не делай. Проблемы тем временем множатся. Они касаются, в частности, заселения в городские общежития угодных ректорату студентов, выплат компенсаций за обеды опять-таки тем, «кому надо»… Нет, я не жалею, что открыто высказывал свое мнение, бился за справедливость.
Одна из безусловных побед Воробьева и его товарищей связана с университетскими столовыми. Осенью 2010-го СПбГУ буквально взорвало от возмущения обучающихся здесь ребят и девчат: в студенческих столовых вдруг резко выросли цены. Не то, что пообедать — даже кофе с пирожком купить стало слишком накладно. Причина «ресторанных наценок» — руководство вуза заключило договор со сторонней организацией, перепоручив ей кормить своих студентов. В ответ была создана группа «Бойкот столовым СПбГУ», в социальных сетях интернета данная тема объединила более четырех тысяч человек, а на филфаке по инициативе Воробьева появилось во всех смыслах студенческое кафе — созданное самими ребятами и по адекватным ценам.
Тогда же в интернете стали появляться и другие группы, в которых студенты обсуждали «свои» проблемы. Так возникла идея создания студенческих советов, которые смогли бы от имени студенчества вести диалог с администрацией. Сейчас такие советы действуют практически на каждом университетском факультете. У всех — своя страничка на официальном портале СПбГУ. Вот только про филфаковскую там почему-то написано «неофициальный сайт»…
Филологический факультет много лет возглавляла Людмила Вербицкая. В середине 1990-х Людмила Алексеевна стала ректором. После скандала пятилетней давности (воровство бюджетных средств при ремонте одного из университетских корпусов) её тихо «ушли» в президенты — тогда только-только появилась эта странная должность для «многоопытных пенсионеров со званиями». А в прошлом году 75 летняя Вербицкая вновь возглавила филфак. Без отрыва, замечу, от президентской должности. Прекрасный славист, борец за чистоту русского языка — это ей принадлежит идея издания словарей «правильного русского» для чиновников — слывет вместе с тем Людмила Алексеевна ретроградом. Свободу слова понимает просто: говорить, что не противоречит начальственным взглядам, соответствует идеологии действующей власти. Шаг влево — шаг вправо и…
Вспоминается декабрьская, 2011 года, история с легендарным исполнителем и «музыкальным философом» Борисом Гребенщиковым. Он был приглашен выступить на этом факультете перед студентами. В последний момент встречу отменили. «Не время, сессия на носу», — вынесла вердикт академик Вербицкая. Ни для кого из людей знающих это не стало неожиданностью…
К чему это я? К нравам, царящим на одном из старейших факультетов второго вуза страны. А, может, и первого — если судить по времени открытия. Людмила Алексеевна при случае, а часто и без оного, любит подчеркивать, что СПбГУ был открыт раньше МГУ. Как будто ЭТО имеет сейчас какое-то значение. ЭТО, а не современная организация учебного процесса, студенческой жизни и студенческого быта.
Или по своей инициативе завкафедрой Котова пугала четверокурсника отчислением? А члены аттестационной комиссии из личной неприязни усердствовали в своем желании «завалить» при пересдаче экзамена вчера ещё числившегося успешным студента?..
— Простите, о каком студенте вы меня спрашиваете — о Воробьеве? А кто это? — проректор СПбГУ Илья Дементьев выдерживает мхатовскую паузу. — Ах, Воробьев… Действительно, есть такой. У него сложности с обучением. Получил неудовлетворительные оценки во время минувшей зимней сессии. То есть, оказался профнепригоден. А качество образования у нас превыше всего.
«СП»: — Можно уточнить, Илья Александрович, по каким предметам у него «неуды»? И как давно не успевает в учебе — неужели с первого курса?
— По разным предметам… (на самом деле у Воробьева только один «неуд» — авт.). Вы знаете, такое случается. В нашем Университете более 30 000 студентов. Не все из них успевают. Нынче 300 человек пришлось отчислить, в тот числе, и его.
«СП»: — То есть, с активной общественной деятельностью Виктора Воробьева его отчисление, на ваш взгляд, никак не связано?
— Давайте говорить прямо. Это разносторонний молодой человек. У него много интересов. На факультете он осваивает языковую программу, словацкий и чешский языки. Со словацким не справился… Но он подал заявление ректору, оспаривает свое отчисление. Соответствующий приказ в отношении него приостановлен. В течение ближайших нескольких дней специальная комиссия изучит ситуацию, и после этого будет принято окончательное решение. Мой совет Виктору — учиться надо. Лучший способ избежать каких-либо неприятностей — это успешная учеба!
У Ильи Александровича Дементьева я не стала спрашивать о том, как он относится к многочисленным скандалам, сотрясающим питерский университет все последние годы. Что может ответить человек, максимально приближенный к ректору, по должности обязанный «соответствовать»? А у Дементьева должность очень солидная, полностью звучит так: проректор — руководитель Аппарата (с большой буквы! — авт.) ректора…
Спросила — у экс-декана факультета журналистики СПбГУ, ныне — депутата законодательного собрания Петербурга Марины Шишкиной. Она в свое время стала одной из первых, публично высказавших действующему ректору Николаю Кропачеву все, что думает о его руководстве вузом. За что её благополучно и «ушли» пару лет назад.
— Меня уже давно ничего не удивляет в нашем главном университете, — сказала «СП» Марина Анатольевна. — Всё, что происходит — следствие непрофессионализма нынешнего ректора. И давняя история со студенческими столовыми, и сдача в аренду помещений в общежитиях, в то время как своим студентам жить негде, и многое-многое другое. То, что творилось при Вербицкой, теперь кажется просто цветочками… А мальчика этого славного Витю Воробьева мне очень жаль. Я его знаю. Он — хороший студент. С независимым характером и самобытными суждениями. За что и поплатился — у меня на этот счет нет никакого сомнения.
К сказанному остается добавить, что профессор Николай Кропачев, возглавивший СПбГУ в 2008 году, считается наставником президента Дмитрия Медведева, который в свою очередь учился на юрфаке в те годы, когда Николай Михайлович был там старшим преподавателем. Широкая известность, правда, со знаком «минус», пришла к Кропачеву во время его службы председателем Уставного суда Петербурга (2000−2005 гг.). Месяца не проходило, чтобы стены данного учреждения не сотрясал скандал. Дело дошло до того, что Уставной суд хотели даже распустить…
К СЛОВУ
Свою позицию, касающуюся ситуации с отчислением «за неуспеваемость» студента-выпускника Виктора Воробьева высказали его товарищи. Они обратились к общественности города с открытым письмом.
«Председатель петербургского отделения «Российского студенческого союза», лидер Независимого студенческого совета СПбГУ Виктор Воробьев представлен к отчислению. Официальная причина — академическая неуспеваемость. Решение аттестационной комиссии вуза является ангажированным и подлежит отмене. Мы считаем, что оказываемое в течение сессии давление, угрозы отчисления во время обучения и последовавшее за этим исключение из учебного заведения имеют под собой причины, лежащие вне поля сугубо академических вопросов… Виктор Воробьев принимает активное участие в защите прав и интересов учащихся и борьбе с коррупцией в сфере образования. Незаконная сдача посторонним людям площадей в общежитиях СПБГУ, насильственное присоединение СЗТУ к СПБГГУ, незаконный перевод учащихся СПБГАСУ на платное отделение, распил бюджетных средств вузов, вымогательство взяток, — все это проблемы, с которыми активно боролся Виктор Воробьев. …Мы считаем отчисление Виктора Воробьева продолжением политики руководства СПбГУ, направленной на борьбу с инакомыслием в Университете. Руководство Университета последовательно избавляется от всех носителей критических настроений. Жертвами такого подхода уже стали незаконно уволенные декан журфака Марина Шишкина, декан медфака Сергей Петров, подведенный под увольнение автор блога «Новости СПбГУ» Владимир Волохонский и многие другие. Попыткам увольнения постоянно подвергается лидер профсоюза «Универсант» Сергей Самолетов. Мы заявляем, что промежуточная аттестация Воробьева в осенне-зимнем семестре проводилась с многочисленными нарушениями. Нами направлены жалобы ректору СПбГУ и в надзорные органы. Мы резко осуждаем политику администрации СПбГУ по борьбе с инакомыслящими, которая предполагает преследование неугодных преподавателей и студентов. Мы давно уже оставили попытки воззвать к совести руководства Университета. Совесть не бывает коллективной, а вот репутация — бывает. И такая политика, которую проводит администрация, наносит непоправимый ущерб репутации Университета. Мы требуем отмены решения аттестационной комиссии и созыва повторной комиссии, состоящей из независимых и не ангажированных экспертов для проведения переэкзаменовки, открытой для наблюдения всеми заинтересованными лицами и видеозаписи с последующей публикацией в любых информационных ресурсах без согласования с администрацией СПбГУ.
Исполнительный комитет Независимого Студенческого Совета СПбГУ — Николай Артеменко, Екатерина Старикова, Мариана Зорькина, Максим Кулаев, Богдан Литвин, Валерий Тропин, Кирилл Попов".