Общество

Поможет ли электронное обучение детям-инвалидам?

Президент страны подписал закон о дистанционном образовании

  
115

29 февраля президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон, расширяющий возможности электронного обучения граждан, в том числе с использованием дистанционных технологий. Соответствующие изменения вносятся в закон РФ «Об образовании» и закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Согласно закону, под электронным обучением понимается реализация образовательных программ частично или в полном объёме с использованием информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе интернета. При этом вузы и техникумы смогут применять такую форму обучения во всех образовательных программах. До этого некоторые школы и вузы использовали технологии дистанционного обучения лишь экспериментально или в ситуации острой необходимости (например, во время эпидемии гриппа). Они не являлись противозаконными, но и не имели нормативной базы, что усложняло процесс.

За комментариями «СП» обратилась к одному из разработчиков закона — заместителю председателя комитета Государственной Думы по культуре Сергею Железняку.

«СП»: — В законе, среди прочего, уточняются требования к организации образовательного процесса при использовании новых информационных технологий. Благодаря этому школы смогут сами составлять образовательные программы и часть их делать дистанционными. Во всех ли школах есть специалисты, которые сумеют составить программы? Кто будет контролировать создание программ? Кто гарантирует их качество?

— Необязательно составлять это в каждой школе. Программы, созданные в одном учебном заведении, могут использоваться в других.

Контроль за их составлением, методический и содержательный, ляжет на руководство учебных заведений и руководителей системы образования. Программы станут серьёзным подспорьем для малокомплектных школ и детей с ограниченными возможностями. Это не замена существующей ныне системы образования, а развитие, дополнение, совершенствование.

«СП»: — Стало быть, разработанные педагогами программы кто-то станет, скажем так, принимать?

— Да, их станут принимать специалисты.

«СП»: — Из каких учреждений?

— Пока не могу ответить на этот вопрос.

«СП»: — В каком виде, где и насколько широко проводится сейчас электронное обучение в нашей стране?

— Прежде хочу сказать, что очень активно это используется в европейских странах, Юго-Восточной Азии и США. Южная Корея, в своё время сделавшая ставку на дистанционное обучение, сумела привлечь к преподаванию, разработке и распространению самых современных учебных материалов видных учёных и талантливых педагогов. Такое обучение позволяет распространять лучшую образовательную практику и материалы. И в России есть школы и вузы, в которых применяется данная система обучения. Правда, их количество пока небольшое. Определённое число назвать не могу.

Нужно отметить — невозможно обязать руководителей вузов и школ внедрить электронное обучение, решение об этом должны принимать педагогические коллективы. Они станут учитывать готовность и преподавателей, самих учеников пользоваться этими методиками.

Важно обойтись без «обязаловки»: программа должна продвигаться учителями и учениками.

«СП»: — То есть, статьи закона носят рекомендательный характер?

— Он описывает только правоотношения. Уверен, что в качестве развития закона в него внесут ещё много методических и разъясняющих материалов.

Возникнет необходимость повышения квалификации педагогов. Впереди много работы.

«СП»: — Каким образом модель дистанционного образования станет действовать в малокомплектных школах?

— Ряд сельских школ, в которых обучалось небольшое количество учеников, перешли на так называемую филиальную систему — стали подразделениями более крупных школьных образований. Остальные школы — самостоятельные учебные заведения.

Все эти заведения будут получать учебные материалы из более крупных образовательных учреждений. Школьники, у которых имеются технические возможности, станут выполнять задания и получать методические материалы на дом. Это гораздо более интерактивный режим общения школьников с учителями.

«СП»: — А во всех сельских школах имеются компьютеры?

— В соответствии с федеральной программой компьютерами обеспечили все находящиеся в деревнях и сёлах школы.

Сейчас, в ходе подготовки к президентским выборам, избирательные участки оснащаются веб-камерами с достаточно мощным интернет-соединением, позволяющим беспрепятственно осуществлять потоковое видео. Многие участки размещены в школах. Предполагается, что после окончания выборов, эта система задействуется в их интересах.

«СП»: — Как электронное обучение поможет детям-инвалидам, в том числе детям, прикованным к постелям?

— Они станут в более комфортных условиях проходить предметы, осваивать учебные программы. Таким образом, получат большие возможности для социализации и получения образования.

«СП»: — Для предоставления детям с ограниченными возможностями уроков и заданий через интернет, следует создать необходимую для этого программу?

— Наработки в этом направлении уже есть. Наша задача — создать доходчивую законодательную основу для стимулирования процесса создания такой программы.

«СП»: — Педагог рядом с ребёнком не понадобится?

— Думаю, что человеческое общение ничто не заменит, но отсутствие учителя не снизит качество образовательного процесса.

«СП»: — Как будет действовать система во время эпидемии гриппа, когда учебные классы и вузовские аудитории стремительно пустеют?

— Также. По интернету станут транслироваться учебные фильмы, лекции, предоставляться материалы, способствующие обратной связи и контролю за восприятием преподносимого.

«СП»: — Не позволят ли нормы закона, облегчающие переход на дистанционное обучение, злоупотреблять этой возможностью? Например, повышать оценки, полученные на экзаменах

— Надзорные органы, общественные организации педагогов, все граждане должны сделать так, чтобы этого не произошло. Им следует выявлять и пресекать такие попытки.

«СП»: — Какого рода ещё попытки могут предприниматься?

— Мне сложно предугадать это.

«СП»: — Сколько денег планируется израсходовать на введение электронного обучения?

— Это пока не определено. Минобрнауки в ближайшее время приступит к рассмотрению данного вопроса.

Адвокат, президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков считает саму идею с введением электронного обучения правильной, но уверен, что выдвинута она с коммерческой целью: «Большая часть разработчиков закона компетентна не в вопросах образования, а в лоббировании интересов продавцов компьютерной техники, компьютерных программ и технологий.

В период создания Единого государственного экзамена эти деятели, совместно с Минсвязи продвигали «компьютерные» группировки. Им важно было не совершенствование образовательной отрасли, а предоставление продавцам техники миллиардных заказов на информатизацию и компьютеризацию школ.

После проведения программы компьютеризации большое количество сельских школ осталось с протекающими крышами и туалетами на улицах, зато с «тарелками». Во многих из них компьютеры стоят невостребованными в сараях — учителя не владеют ими, денег на интернет нет.

Тем временем разработчики закона вещают о дистанционном обучении деревенских школьников".

«СП»: — А электронное обучение детей-инвалидов возможно?

— В стране отсутствуют специалисты, способные создать программы для их обучения.

Закон носит декларативный характер, он не предназначен для серьёзных изменений в российском образовании, не говоря уже об электронном обучении сельских школьников и детей-инвалидов.

К разработке закона отчего-то не привлекались специалисты. Например, блестящий академик Российской академии образования Абрамов мог дать объективную оценку сегодняшнему состоянию образовательной отрасли и, исходя из неё, вложить в законопроект по-настоящему необходимые пункты.

Закон не будет действовать ещё и потому, что в российском законодательстве отсутствует понятие «информационная технология». Как смогут при этом учителя составлять образовательные программы?!

«СП»: — Сергей Железняк признал, что в законе существуют нормы, позволяющие злоупотреблять возможностью электронного обучения, но затруднился назвать способы злоупотреблений.

— Сегодня существует возможность изменения результатов, полученных на олимпиадах выпускников школ. Олимпиады проводятся для поступления в вузы. Результаты проходят через вуз, проводящий олимпиаду, то есть через человека, который может пропустить своего человечка.

При дистанционном образовании появятся более широкие возможности для фальсификаций. Можно будет изменить оценки в экзаменах, зачётах, курсовых работах, подделать дипломы.

Ну, не получается в нашей стране с законами. Этот вроде и нужный, и о детях заботится, а, похоже, выйдет с ним как с остальными: громадные деньги «вбухали» в создание, в результате — чиновники и бизнесмены «нагреют» руки, а деревенские школьники и дети-инвалиды останутся с дырявыми крышами и туалетами на улицах.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Константин Небытов

Судебный пcихолог

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня