В столице озерной Карелии славном городе Петрозаводске детворе учиться в школах совсем не обязательно. Такой вывод напрашивается, когда знакомишься с новой системой финансирования петрозаводских общеобразовательных учреждений.
В самих школах её успели почувствовать уже к февралю. Как признаются учителя: сразу вспомнились 90-е с их нищетой и безнадегой.
— Ситуация у нас сейчас просто аховая, — чуть не плачет Жанна Троцкая, завуч школы № 35. — Об одном молим Господа: чтобы дал нам доработать до конца нынешнего учебного года.
Эта школа расположена в неблизком от центра микрорайоне Пятый поселок. Когда-то здесь училось около тысячи школьников. В середине первого десятилетия 2000-х годов дал знать о себе демографический кризис. А с осени прошлого года начали принудительно закрывать старшие классы. Городское управление народного образования «настоятельно рекомендовало» директору Наталье Анисимовой не набирать ребят в 10-й класс. Попытки опытного специалиста, когда-то окончившего эту школу и после пединститута вернувшегося работать в альма-матер, завершились угрозой чиновников «не подтвердить ей при плановой аттестации высшую категорию». Так что сейчас в единственной на весь Пятый поселок школе немногим более 200 учащихся, 13 штатных учителей и с десяток совместителей.
— Прожить на нашу зарплату, составившую в феврале в среднем 13 800 рублей, удается с трудом, — рассказывает Жанна Троцкая. Кстати, тоже ветеран 35-й, работает здесь 22 года. - Если и держимся, то во многом ради детей.
«СП»: — Вы сами, помимо выполнения обязанностей завуча, ведете ещё и какой-то предмет, Жанна Евгеньевна?
— Да, конечно, как без этого. Я преподаю физику.
«СП»: — Есть, как положено, соответствующая лаборатория?
-Что вы, какая лаборатория?.. Есть несколько приборов, полученных школой — не смейтесь! — ещё в 1960-е годы. Я когда достаю их, чтобы показать ребятам, они смеются: антиквариат! В начале 2000-х в рамках национального проекта мы успели получить оснащение для кабинетов литературы и частично математики. Частично потому, что финансирование тогда быстро закончилось. Но такого, как в нынешнем году, у нас ещё не было. Похоже, школу просто решили закрыть. А для начала уморить нас, педагогов. Фонд оплаты труда у нас оскудел с нового года более чем на полмиллиона. Мы голову ломаем, как выжить?
«СП»: — Есть куда перейти работать учителям?
— В Петрозаводске, мы недавно специально интересовались, вакантных мест, к сожалению, нет. Средний возраст моих коллег по школе составляет 38 лет. Придется, видимо, менять профессию…
Надежда Пекарчик, коллега Ж. Е. Троцкой из Университетского лицея, считающего в городе одним из самых «продвинутых» в том, что касается качества обучения, на вопрос о финансировании её учебного заведения, просто… заплакала: «Что тут говорить? Без зарплаты сидим. По сравнению с прошлым годом объем субвенций уменьшился почти на 3 миллиона 400 тысяч рублей».
В этом лицее более 1000 учащихся. Педагогов, включая дающих здесь уроки преподавателей вузов, 102 человека. Более трети из них — высшей категории. А сама Надежда Васильевна, возглавившая коллектив 27 лет назад, заслуженный учитель РФ, орденоносец, отмеченная также медалью «Профессионал России». Ребята из этого лицея постоянно участвуют в городских, республиканских и всероссийских олимпиадах. Возвращаются с них неизменно с призовыми дипломами. Их-то всех — за что?
— Не за что, а почему, — объясняет Надежда Юрьевна Терес из школы № 19. Она, как представилась, «просто учитель». Потому, в отличие от руководителей, не боится называть вещи своими именами. — Потому что и в республиканском правительстве, и в законодательном собрании у нас сидят непрофессионалы. Принимают решения, а об их последствиях не думают.
В год на жалованье учителям 19-й школы нужно почти пять миллионов. Выделено на 2012-й только 1 миллион 786 тысяч рублей. Этих денег хватит на один квартал. По школе уже пошли слухи, что её «вот-вот закроют». Тем более, что петрозаводский юго-восточный микрорайон Птицефабрика не считается в городе перспективным. И «держать там школу для 60 человек — глупо», — заявила корреспонденту «СП» сотрудница управления образования петрозаводской администрации. Назвать себя она не посчитала нужным, видимо, чтобы более соответствовать имиджу провинциальных чиновниц.
В общем, в какую петрозаводскую школу не загляни сегодня, услышишь плач, увидишь обреченность. Виной же всему — принятые в конце 2011 года депутатами карельского парламента (к тому времени уже уходящего созыва) изменения в закон «О межбюджетных отношениях». Соответствующее предложение было внесено незадолго до этого судьбоносного для школьного образования решения главой правительства республики Андреем Нелидовым. Точнее, он предложил новую методику расчета средств на финансирование школ. Мол, эффективней нужно расходовать казенные деньги. Саму методику никто из народных избранников, похоже, особенно не изучал. Результат, как видим, не замедлил сказаться.
Чтобы было понятней: согласно федеральному законодательству все российские школы финансируются сейчас из двух источников. Первый — муниципальный. Эти средства идут на оплату содержания и обслуживания зданий. Второй — региональный. Он предусматривает оплату труда учителей и все расходы на организацию учебного процесса. С «коммуналкой», по счастью, все пока в школах столицы Карелии в порядке, обошлись без реформ. Республиканское же предновогоднее решение о «перераспределении» привело к тому, что 19% средств из фонда оплаты труда учителям идут теперь на что угодно, только не на зарплату! Например, на приобретение учебников, школьной мебели, наглядных пособий.
— Мы рады, что правительство республики озаботилось, наконец, тем, чтобы школы, а не родители учащихся покупали учебники, — цитируют директора учебных заведений некстати ушедшего на днях в отпуск первого заместителя главы администрации Петрозаводска Евгения Журавлева. — Однако фонд оплаты труда оставили нам в прежнем объеме. И теперь нужно сократить несколько учителей в каждой школе, чтобы купить учебники.
Из-за одобренного депутатами «финансового перераспределения» школы города не досчитались с начала года 14,5 миллиона рублей. Это и зарплата педагогов, и реализация многих общеобразовательных программ. Таких, скажем, как изучение национальных языков малых народов Карелии — вепсов и карелов, организация внеклассной работы. По неподтвержденным данным, уже в нынешнем году из-за недостаточного финансирования в Петрозаводске могут закрыть сразу 5 школ, сократив более 1000 из 3056 учителей. Ребятам «повезло» больше, их, как водится, «набьют» под «завязку» в классы оставшихся учебных заведений.
Сегодня 33 из 39 петрозаводских школ не имеют достаточно средств для финансирования учебных расходов. Учителя, директоры школ, родители учащихся бьют в колокола: помогите! В республиканском правительстве делают вид, что набата не слышат.
— Я в курсе событий, — прокомментировала для «СП» ситуацию заместитель председателя законодательного собрания республики Карелия Ирина Петеляева. — Она мне самой не до конца понятна. Решение о перераспределении в системе финансирования школ принимал глава республики Андрей Нелидов. Объяснил тем, что необходимо оптимизировать всю систему трат. Сейчас создана комиссия, которая занимается урегулированием производственных отношений между муниципалитетами и республикой. Потребуется некоторое время для наведения порядка. Могу также сказать, что возможная причина недофинансирования фонда заработной платы школ связана с тем, что республиканское правительство забрало у Петрозаводска и ещё у Костомукши 10% средств от поступающего дохода. Тоже для оптимизации…
Подумалось: оптимизировать бы само карельское правительство, сократив, например, там число чиновников. А освободившиеся средства направить в школы.
К слову, средний чиновник республиканского правительства, по нашим данным, получает от 50 000 и выше — в зависимости от стажа, должности, наград. Самая низкая зарплата у секретарей глав комитетов — 35 000, это без премий.