Низкая рождаемость — проблема большинства развитых стран. Россия не исключение. Однако, согласно данным Минздравсоцразвития РФ, в последние годы нашей стране, вроде бы, удалось добиться перелома: с 2007 по 2011 годы рождаемость выросла на 21,2% (в 2006 году родилось 1479,6 тыс. человек, в 2011 году — 1793,9 тыс. человек). Главным образом, с гордостью доложила руководитель ведомства Татьяна Голикова, рождаемость повышается за счёт вторых и третьих рождений. В 2011 году коэффициент рождаемости составил 1,606 детей на одну женщину репродуктивного возраста, в то время как в 2006 году он был существенно ниже — 1,3. В министерстве утверждают, что столь значительных успехов удалось добиться благодаря государственным социально-экономическим и медицинским программам, поддерживающих рождаемость и семью.
Большое воздействие на стимулирование роста рождаемости, полагают в ведомстве, оказало решение о предоставлении женщине, родившей второго и последующего ребенка, материнского капитала. По сравнению с 2007 годом размер этого капитала вырос с 250 тысяч рублей до 365,7 тыс. рублей в 2011 году. Средствами капитала уже воспользовались 867 тысяч человек на общую сумму 270,953 миллиарда рублей. 98,1% семей потратило материнский капитал на улучшение своих жилищных условий.
Однако насколько устойчива тенденция увеличения рождаемости в России? Об этом «СП» расспросила председателя наблюдательного совета некоммерческой организации «Институт демографии, миграции и регионального развития», писателя и публициста Юрия Крупнова. По его мнению, рост рождаемости в России, действительно, довольно существенный.
— Но связано это, главным образом, вовсе не с мерами, принимаемыми правительством РФ. Поэтому ставить нынешнюю сравнительно благополучную статистику в заслугу исключительно ведомству Голиковой я бы не стал. Куда большее влияние на улучшение демографии в стране сегодня оказывает пик рождаемости, происшедший в период с 1986 по 1989 годы. Случился он, напомню, благодаря двум факторам: антиалкогольной кампании (её качество обсуждать не стану, поскольку речь о другом) и социальным подъёмом населения, поверившего в цели и задачи перестройки. Вот тогда рожать действительно стали больше. Сравнительно многочисленным девочкам, появившимся на свет в те годы, сейчас по 23−26 лет. Они и становятся матерями в наши дни.
Правда, снизилась в стране и смертность: 10 лет назад на 1000 человек ежегодно умирали 16 наших сограждан, сейчас — 13 — 14. Можно ли считать этот показатель благополучным? Для сравнения: в Казахстане за аналогичный период он в два раза лучше.
Уменьшение числа умерших в России, к сожалению, в очень малой степени связано с мерами правительства по улучшению демографии. В основном это — следствие повышения общего уровня жизни в России в последние годы. Но уровень-то этот стал результатом независящего от нас повышения мировых цен на нефть и приспособления населения к последствиям шоковой терапии, осуществлённой в 1990-х!
Отсюда легко спрогнозировать, что ждет нас уже в ближайшие годы. Рождаемость резко упадет. Спад уже начался. В настоящее время родителями становятся «дети Гайдара», появившиеся на свет в 1990-х. Их очень мало.
«СП»: — То есть, в демографических перспективах нашей страны никакого просвета?
— Перспективы катастрофические! Механизмы воспроизводства существенно не изменились. По данным представляемого мной института, Россия по-прежнему имеет европейскую рождаемость — 1,5 ребёнка на женщину. И африканскую смертность — 14 умерших на 1000 человек ежегодно. Главная причина страшной ситуации — духовная дестабилизация, потеря людьми веры в перспективы и смысл жизни.
Процесс начался в 1964 году, когда не только стала снижаться рождаемость (что можно было бы объяснить ростом потребления), но и резко увеличилась смертность. Хрущёвские реформы девальвировали жизнеспособность страны и дали толчок процессам, которые впоследствии развалили Советский Союз. Внёс свою серьёзную лепту и период так называемого «застоя», когда резко выросло употребление алкогольных напитков и суррогатов.
Но самый мощный удар по демографии страны нанесли реформы начала 1990-х годов: возник, по сути, русский крест, смертность взлетела до невиданных прежде высот, рождаемость упала в глубочайшую пропасть!
«СП»: — Какими путями можно выбраться из демографической пропасти?
— Выход единственный — демографическая революция! Мы должны кардинально изменить так называемый рыночный, крайне либеральный режим. Он не просто антидемографичен, а по своей природе заинтересован в вымирании людей. При существующей структуре экономики, собственности и отношений в нашей стране в России примерно 30% лишних жителей! Чем быстрее они вымрут — тем лучше для сидящих «на трубе» и получающих газо-нефтяные доходы!
Обновлённая «Стратегия — 2020» (программа экономического и социального развития России — «СП»), разрабатывавшаяся по заказу правительства и представленная в августе прошлого года президенту в почти конечном варианте, — шоковая терапия Гайдара в кубе! Если её примут — мы получим в чистом виде механизм, заинтересованный в уничтожении людского ресурса страны.
«СП»: — Стратегию писали непрофессионалы?
— Её писали люди из школы Гайдара, не умеющие создавать новое общественное богатство. Люди, в сотню раз лучше способные претворять в жизнь принцип большевиков: отнять и поделить! Однако большевики создали мощную индустриальную державу, а эти, так сказать, потомки Гайдара не знакомы с процессом создания. Они умеют только распределять.
Авторы документа считают: мы наплодили нищету. Её нужно аккуратно, без расстрелов, как в Бабьем Яру, без поджогов, как в Хатыни, вытравить и достичь идеала макроэкономики: бездефицитного бюджета и низкой инфляции. Для этого они сделали ставку на привлечение рабочей силы из сопредельных государств, то есть не оставили рабочих мест для жителей собственной страны. Предусмотрели платные медицину и образование, повышение пенсионного возраста, рост тарифов на коммунальные услуги.
«СП»: — Однако так ли важна высокая численность населения для России? У нас самая большая территория, обилие ресурсов. По многим показателям мы останемся одной из ведущих держав.
— Население России составляет приблизительно 1% от мирового. А территория страны — 15% от суши планеты. Каким способом 1% населения может контролировать 15% суши? Кроме того, существует и чисто экономический аспект. Более-менее самовоспроизводящиеся национальные рынки должны составлять примерно 300 — 350 миллионов человек. В Евросоюзе и зоне его влияния — полмиллиарда жителей. А у нас — 143 миллиона. Увеличение населения необходимо как для поддержания экономики, так и для сохранения нашей уникальной цивилизационной мощности. Для сохранения страны. Иначе территория России станет предметом интереса археологов.
«СП»: — Когда остановится падение численности населения в России?
— При нынешних общественном строе оно не остановится. По самым оптимистичным прогнозам ООН и ЦРУ, к 2050 году население России сократится минимум на 15−20 миллионов. А по пессимистичным — ещё больше…