Директор Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов предложил запретить иностранцам въезжать на территорию нашей страны по национальным паспортам и выйти из международных договоров об упрощенном порядке приобретения российского гражданства.
На состоявшемся 11 марта заседании глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических веществ (ФСКН) напомнил, что въезд по внутренним документам и внутренним паспортам в Россию разрешен с 1990-х годов благодаря «четырехстороннему международному соглашению». В первую очередь речь идёт, конечно, о наших «азиатских» партнёрах по СНГ.
Ранее Иванов неоднократно заявлял, что граждане государств Средней Азии, пользуясь безвизовым режимом с Россией, работают наркокурьерами.
«Наша граница практически не работает в системе антинаркотической борьбы. Это подтверждается прежде всего ничтожно малым количеством уголовных дел по контрабанде наркотиков, в частности, по афганскому героину — 0,5% от общего количества дел. В США же на границе изымается от 30% до 50% незаконно ввозимых наркотиков. По заявлениям руководства Ирана, на его границах изымается до 85% поступающих в страну наркотиков. Подобное сопоставление шокирует», — сказал Иванов.
Насколько осуществимы подобные меры в условиях, когда мы, с одной стороны, говорим о новом Евразийском содружестве, с другой — постоянно твердим о необходимости переселения соотечественников в Россию, а с третьей — предлагаем ужесточить режим поездок?
— Я не уверен, что предлагаемые меры будут эффективны, — говорит заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин, — международные паспорта в республиках Средней Азии выдаются достаточно свободно. Конечно, тем у кого для этого есть необходимые средства. В итоге ограничительные меры коснутся честных трудяг-гастарбайтеров, но совершенно не затронут тех, кто занимается наркотрафиком. У них всегда найдутся денежки для того, чтобы купить себе международный паспорт.
«СП»: — Чисто технически легче ли задержать наркокурьера, который едет по международному, а не по национальному паспорту?
— Абсолютно никакой разницы. Мне часто приходится ездить на Украину. Езжу, обычно, по национальному паспорту, потому что в загранпаспорте места для всех штампов не хватит. При этом контроль для тех, кто едет по международным паспортам, абсолютно такой же.
«СП»: — Какова же логика Иванова?
— Логика туманна. Тот, кто на миллионы долларов возит наркоту через границу, всегда найдёт несколько сот «зелёных», чтобы выправить себе международный паспорт. Что касается ужесточения правил принятия российского гражданства, то здесь масса разнонаправленных тенденций. У каждого ведомства свой интерес. Для ФСКН, конечно, лучше осложнить жизнь тем, кто хочет стать гражданином России, а ещё лучше совсем запретить поездки из Средней Азии в Россию и наоборот. Построить стену, как между Израилем и Палестиной. Но даже такого рода стены, как известно, не решают проблем.
«СП»: — Однако приведённые Ивановым цифры говорят о том, что граница у нас фактически открыта для наркотрафика. Что с этим можно сделать?
— Да, сам Иванов признал, что в США рейнджеры задерживают до половины всех наркотиков на границе. Это говорит о том, что они на порядок профессиональнее и честнее работают, чем наши пограничники. Контроль на российской границе, если не считать «козьих троп», никто не отменял. Основная масса наркокурьеров так или иначе идёт через руки наших пограничников. Поэтому эффективность контроля зависит совсем не от паспортов, а от того, будем прямо говорить, какие взятки получают пограничники и наркополицейские за свою «невнимательность».
"СП": — Может ли усложнение процедуры получения российского гражданства ударить по нашим соотечественникам, живущим в ближнем зарубежье?
— Когда наши соотечественники с российскими паспортами циркулируют между Средней Азией и Россией, они подвергаются точно такому же контролю, как и иностранцы. Поэтому мне вообще не очень понятно, как ограничения для получения российского гражданства может повлиять на трафик наркотиков в Россию.
Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов, уверен, что сегодня Россия не только перевалочный пункт, но и одна из главных территорий сбыта для среднеазиатских наркодиллеров.
— Проблема стоит остро. Ситуация, кстати, обострилась после того, как таджикские власти отказались от услуг российских пограничников, и граница с Афганистаном стала фактически прозрачной. Более того, по некоторым данным, в транзите афганского героина в Россию и Европу заинтересованы и США, которые взяли под свой контроль данный наркотический маршрут.
В роли наркокурьеров при этом выступают жители среднеазиатских республик. Чисто запретительными мерами, такими, как запрет въезда в Россию по национальным паспортам, проблемы не решить. Россия взяла на себя роль интегратора на постсоветском пространстве и стремится воссоздать разорванные экономические связи. Поэтому такого рода ограничения скорей оттолкнут, чем привлекут бывшие советские республики. Тут изначально заложено противоречие.
Думаю, заявленные Виктором Ивановым ограничительные меры вряд ли будут приняты. Это не соответствует политической конъюнктуре.
Вместе с тем никто не мешает той же ФСКН ужесточить контроль на российской границе. Кроме того, можно было бы ужесточить законодательство для тех, кто провозит наркотики в Россию.
«СП»: — Сам же Иванов признаёт, что на границе ничтожно мало задерживается наркокурьеров по сравнению с теми же США. В чём причина?
— Нельзя забывать, что у США больше опыта. Во времена СССР за наркоманию очень жёстко наказывали, что сдерживало её распространение на европейскую часть страны. В Средней же Азии лёгкие наркотики в той или иной степени использовались и в советское время.
У этой проблемы есть и другая сторона. В последние годы, после того, как США взяли под свой контроль производство героина, который является единственным средством доходя для афганских дехкан, американские силовики начали наступление на кокаиновых баронов в Южной Америке. Эффективность борьбы продиктована и желанием убрать конкурентов на данном, мягко говоря, специфическом рынке.
Ну, а результат работы российских служб оставляет желать лучшего, что вызвано и коррумпированностью части чиновников, покрывающих наркобаронов.
«СП»: — Как могут повлиять предлагаемые меры на наших соотечественников?
— Программа переселения соотечественников так и не начала толком работать. Те из них, кто хотел вернуться на родину, сделали это в девяностые годы. А в отношении остальных необходима фильтрация и изучение личного дела буквально каждого претендующего на российское гражданство. Но опять же многое упирается в то, что сегодня Россия боится оттолкнуть не только новых потенциальных граждан, но и, собственно, руководство среднеазиатских республик. Не секрет, что именно за счёт миграции в Россию удаётся снимать часть социальных проблем внутри этих государств.
«СП»: — Может быть, в связи со всеми минусами, которые вы перечислили, надо скорректировать наши внешнеполитические векторы в СНГ?
— Я не исключаю, что в период нового срока президентства Владимира Путина силовая составляющая его деятельности будет более весомой, чем в предыдущие годы. Поэтому с наркопотоком, по всей видимости, будут бороться более активно, так как это создаёт прямую угрозу национальной безопасности. Но здесь нельзя перегнуть палку. Сориться с партнёрами по СНГ нельзя. Надо понимать, рано или поздно американцы уйдут из Афганистана, и давление радикальных мусульман на Среднюю Азию усилится.