Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура подала иск в суд против компании ООО «Строительная компания «Эверест», возводящей асфальтобетонный завод на заброшенном сибиреязвенном скотомогильнике. В результате начавшихся работ из-под земли может вырваться сибирская язва — страшное заболевание, эпидемия которого возникает мгновенно. Заражённые люди в большинстве случаев погибают. Споры этой болезни выдерживают кипячение в течение часа, а в земле могут сохранять свои смертоносные свойства столетиями.
Рядом со стройкой — одна из основных магистралей Нижнего Новгорода — Московское шоссе. Похоже, пустырь привлёк предприимчивых бизнесменов близостью к удобным транспортным развязкам. А на то, что строить здесь всё равно, что на минном поле, владельцы фирмы, вероятно, махнули рукой.
Первыми забили тревогу местные жители.
— Как им могло прийти в голову строить завод на месте захоронения больных животных?! Они могут заразить всю область! — возмущается жительница улицы Декабристов Алла Демьянова.
— Уверена, что ни в одном, даже самом слаборазвитом, государстве не позволили бы такого! Чувствуем себя абсолютно беззащитными. Даже после предписания прокуратуры немедленно прекратить работы на крайне опасном месте, строительство продолжилось, — говорит проживающая на той же улице Ольга Светланова.
Захоронения животных в этом месте производились с 1925 по 1950 годы, рассказывает помощник прокурора Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры Сергей Гучин: «Предназначался могильник именно для больных сибирской язвой животных. В те времена он находился за городом. Когда город разросся, захоронение оказалось рядом с жилыми кварталами.
Владельцы ООО «Строительная компания «Эверест» обратилась в городскую инвесткомиссию с запросом на выделение участка для проведения строительных работ. Разрешения не получили, поскольку не предоставили проектную документацию. Тогда решили занять территорию самовольно.
Разместили там переносные бытовые постройки, цистерны для воды, завезли стройматериалы, смонтировали железо-бетонные конструкции для установки производственного оборудования. И принялись возводить заводик по производству асфальта.
Санитарно-эпидемиологическими правилами запрещено использование этой территории для любой деятельности, связанной со строительством. Тем более не допустимо строительство и эксплуатация промышленных объектов непосредственно на территории сибиреязвенного скотомогильника".
«СП»: — Они изначально знали, на чём строят?
— Нам они об этом не сказали. Но, очевидно, что выбрали это место из-за удобного расположения.
«СП»: — На какой глубине находятся останки животных?
— Неизвестно, поскольку захоронения прекратились давно.
«СП»: — Какие последствия могут наступить из-за работ на этом месте?
— Сибирская язва представляет собой особо опасную бактериальную инфекцию, споры которой, являясь возбудителями заболевания, имеют устойчивость к внешним воздействиям. Если они выйдут наружу - возникнет эпидемия.
Начальник отдела ветеринарного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл Надежда Волкова говорит, что никто не знает, когда такого рода захоронения становятся безопасными: «Над ними необходимо сооружать бетонные саркофаги и ограждения. Тогда появится вероятность, что споры этой болезни не навредят людям.
Животных, умерших от сибирской язвы, не вскрывают, поскольку очень велика вероятность заражения. Вот и представьте, что произойдёт, если споры болезни выплеснутся…"
По данным названной организации, 179 из 231 сибиреязвенного скотомогильника в Нижегородской области не отвечают ветеринарно — санитарным правилам. Некоторые из них признаны бесхозными.
Разливы рек, распашка и земляные работы в этих местах могут способствовать выносу спор из глубины почвы.
Особо опасны скотомогильники в Арзамасском, Воскресенском и Спасском районах, они находятся ближе остальных к небольшим рекам бассейна Волги, поэтому ежегодно им грозит размытие. Эти объекты не оборудованы по правилам: в них нет гидроизоляции, отсутствуют заборы.
А в случае поднятия уровня воды Чебоксарского водохранилища в зону подтопления попадут семь скотомогильников. Об этом сообщил генеральный директор ОАО «Инженерный центр энергетики Поволжья» Александр Ремезенцев.
Поднятие воды до отметки 68 метров выполняется по проекту ОАО «Русгидро».
Губернатор области Валерий Шанцев заявил: «С самого начала было очевидно, что запуск Чебоксарской ГЭС на полную мощность, на чём настаивали энергетики „РусГидро“, принесёт больше вреда, чем пользы».
Можно было бы оценить позицию главы региона, если бы он в 2007 году не пообещал законсервировать все сибиреязвенные скотомогильники до 2010 года. Одно из таких захоронений находится прямо в центре города Дзержинска.
Получить мнение о возведении заводика на скотомогильнике у руководителей ООО «Строительная компания «Эверест» не удалось.
В России ежегодно регистрируется от 15 до 50 случаев сибирской язвы.
Справка «СП»
Сибирская язва — острая инфекционная болезнь, протекающая преимущественно в кожной форме, значительно реже — в лёгочной и кишечной формах с явлениями сепсиса. Её русское название происходит от характерных изъязвлений, возникающих на коже заболевших. Название в западной литературе — anthrax (углевик) — появилось от латинского наименования инфекции и характеризует чёрный налет, покрывающий изъязвления.
Сибирская язва широко распространена во многих странах Азии, Африки и Южной Америки. Есть её очаги и на территории Российской Федерации — в скотомогильниках, находящихся в Ставропольском крае, Белгородской, Воронежской, Курской, Самарской, Кировской, Ростовской, Курганской и Орловской областях, республиках Северной Осетии, Чувашии, Бурятии, Чечне, Татарстане.
Эта инфекция относится к зоонозам (человек заболевает или от самого зараженного животного, или от его шкуры и шерсти).
В начале ХХ века заболеваемость сибирской язвой в России носила массовый характер. В период с 1901 по 1910 годы эта тяжелая инфекция ежегодно поражала более 16 000 человек.
В настоящее время она носит спорадический характер, проявляясь отдельными вспышками.