Жители посёлка Северцево Ивановской области, пришедшие проведать свои картофельные участки, едва не лишились дара речи от увиденного: на поле, которое кормило их два десятка лет, активно работает строительная техника. Едва оправившись от потрясения, сельчане обратились к незнакомцам: «Что же вы делаете?» Мужики невозмутимо ответили: «Строим дорогу». «Но ведь это наша земля». «Нам сказали — мы копаем». И прибавили, что строят дорогу к даче премьера Медведева.
— Мы все — законные собственники земли, платим налоги. Каждый имел по 20 соток, ухаживали за ними много лет. А теперь всё разрушено, — плачет местная жительница 58-летняя Анастасия, попросившая не называть её фамилию. — Доходы наши очень скромные, для нас этот картофель — единственная пища.
— Нахожусь в полном отчаянии! Вышло так, что на моей шее оказались дочь и двое внуков. Дочь, проживающая в Костроме, потеряла работу, а найти другую очень сложно, — голос 64-летней Анна Алексеевны дрожит.
— Нас не предупредили об отъёме земли. А закон обязывает сделать это за год. Выходит, у нас просто отобрали собственность. Уверена, даже в самой слаборазвитой стране не позволили бы такого! — возмущается 56-летняя Ирина Трифоновна.
Впервые Медведев посетил Плёс в августе 2008 года. На стене яхт-клуба, где он отужинал в компании ивановского и костромского губернаторов, осталась памятная табличка.
Второй раз Дмитрий Анатольевич пожаловал в эти живописнейшие места в июле 2010 года с неофициальным визитом. Местные жители связали его приезд с начавшимся строительством на месте бывшей усадьбы Черневых. Медведев снова отужинал в яхт-клубе и побывал у русско-французской семьи Маньенан в домашней гостинице «Частный визит».
Весной прошлого года, в связи с возведением особняка для президента (теперь уже бывшего), разгорелся скандал.
Врачи крупнейшего в стране противотуберкулёзного санатория «Плёс» заявили, что здравницу закрывают из-за соседства со строящейся дачей президента.
После посещения «Плёса» комиссией Минздравсоцразвития, было приято решение перепрофилировать его: оставить пациентов с больными органами дыхания и с малыми формами туберкулёза. Название «противотуберкулёзный» убрали.
И вот — новый скандал, картофельный.
— Мы столкнулись с проблемами сразу после начала строительства на месте усадьбы Черневых. В нескольких местах перегородили подходы к Волге, вокруг шныряли охранники в форме с рациями. А когда супруга президента отмечала день рождения, все дороги перекрыли, — продолжает Анастасия. — Однако затем увидели, что и плюсы имеются: шоссе превратилось в цивильное, центр Плёса облагородили.
И тут у нас отобрали еду!
Глава администрации Плёсского городского поселения Татьяна Бебина утверждает, что во время проектирования дороги были просмотрены все документы о регистрации прав собственности на земельные участки в полосе отвода для строительства: «Ничего зарегистрированного там не оказалось. Несмотря на это, глава районной администрации принял все меры, чтобы жители посёлка, вложившие труд и средства в посадку картофеля, получили материальную компенсацию со стороны подрядчиков. Также им выделят земельные участки неподалёку от прежних».
«СП»: — Подрядчик выплатит компенсации?
— Конечно. Размер компенсаций назвать не могу, но людей они устроили. Это приличные деньги, не 10 и не 20 тысяч.
«СП» — Но жители Северцево говорят, что обладают документами о собственности на землю, платили за неё налоги.
— Любое свидетельство о собственности — на землю, на строение, — должно содержать адресную часть. У них есть документы о выделении им определённого количества земли. Но в бумагах нет указания о территории расположения участков.
Если для людей настолько важна была земля, на которой они выращивали картофель, нужно было принять юридические меры для её регистрации в этом месте.
К тому же они преувеличивают скромность своего материального положения. Да, заработки здесь значительно ниже, чем в Москве, но они не бедствуют.
Жители Северцево говорят, что о компенсации не слышали, а землю им предложили в отдалённом от посёлка месте, да и обрабатывать её нужно «с нуля».
— У нас нет средств на освоение новых участков. Бабушки копаются в земле из-за нужды, — грустно говорит Ирина Трифоновна.
Кандидат юридических наук Юлия Астраханцева подтверждает сказанное главой Плёса в части присвоения земле адреса: «Владельцам участков следовало получить в местной администрации справку об отсутствии арестов и запретов на участок, а также подать туда заявление о присвоении участку адреса.
Местные власти часто скрывают от граждан эту информацию, а когда им требуется земля, например, для продажи или возведения какого-либо объекта, говорят людям: «Она не ваша, адреса-то нет». Проблема — отсутствие у граждан юридической культуры. Однако их вины в этом нет — в странах Запада данная культура складывалась годами".
— Местному музею Медведев подарил картину XVIII века, а у нас средство к пропитанию отнял. Нехорошо как-то получается, — вздыхает Анна Алексеевна.
— Заместитель главы администрации Приволжского района заявил нам, что никаких нарушений при строительстве дороги допущено не было, но мы можем побороться за свою землю. Побороться?! А как? Для составления заявлений в суд и оплату услуг адвокатов нет денег, — говорит местная жительница Наталья Татаркина. — Да и слышали мы, что дорогу должны запустить 1 августа. Станет ездить в свой особняк президент по нашей картошечке на своём чёрном авто…
На фото Дмитрий Медведев в отеле «Частный визит» (город Плес)