Социалист Франсуа Олланд, президент Франции, планирует ввести подоходный налог в размере до 75% для тех граждан республики, чей ежегодный доход превышает 1 млн евро или 100 тыс. евро в месяц. Это по сути дела означает социалистическую революцию, поскольку три четверти доходов богатых будут изыматься в бюджет страны для решения, в первую очередь, социальных программ.
Кто не в курсе: сейчас минимальная пенсия во Франции ровна 6000 тысячам евро в год. Французы-социалисты считают, что этого недостаточно. Поэтому не останавливаются на существующей 50% ставке подоходного налога. И их не пугает бегство капитала. На то оно и государство, чтобы собирать налоги, а не плакаться, что бизнесмены перепишут имущество на тещу. Это вопрос эффективности налоговой системы и социальной справедливости общества.
Профессор Парижской школы экономики Том Пикетти в этой связи сказал: «…правительствам будет всё сложнее объяснить гражданам, почему они тратят деньги налогоплательщиков на спасение банков и крупных корпораций, в то время как топ-менеджеры продолжают получать сверхвысокие доходы. Недовольство среднего класса своим положением может привести заигрывающие с ним правительства на опасный путь протекционизма. Введение прогрессивного налога на сверхдоходы — это наиболее безобидный способ удовлетворить чаяния избирателей».
Сравнительная характеристика шкал подоходного налога показывает, что самые высокие ставки приходятся на развитые страны: в Бельгии он варьируется в пределах 25−50%, в США — 10−35%, в Японии — 5−40%. Даже в Китае подоходный налог колеблется в диапазоне 5−45%.
В России же, где реальный сектор экономики деградирует, другая установка: богатых не трогать, иначе они вообще уйдут в тень. В итоге и миллиардеры, и работяги, и клерки платят одинаково- 13%.
По сведению налоговых служб, сейчас в России порядка 60 тысяч человек получают свыше 100 миллионов рублей в год. (К сведению, штатная численность российских налоговых полицейских примерно такая же: — 53 000 сотрудников). Введение подоходного налога для миллионеров и миллиардеров, хотя бы по американским меркам, означало бы дополнительный доход в российский бюджет, как минимум, в размере 2,1 триллиона рублей. Для сравнения: в прошлом году, по данным таможенной службы, мы продали нефти на 171,7 млрд долларов, или почти на 5,1 триллиона рублей. Прогрессивная шкала налогов позволила бы не только заткнуть дыру в пенсионном бюджете, но значительно снизить отчисления в бюджет страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые буквально душат малый бизнес.
Есть еще один существенный момент, о котором и экономисты, и финансисты обычно не говорят — социально-нравственный. По данным Левада-центр 70% россиян воспринимает «новых русских», сколотивших огромные состояния за несколько лет, негативно. В 2003 году таких было чуть больше 50%.
— Вспомните лозунг демократов первой волны: пусть в стране будут богатые люди, тогда и страна, и народ будут богаче, — говорит депутат Государственной думы Оксана Дмитриева. Теперь в России очень немного богатых, и очень много бедных и совсем бедных. Это означает только одно — богатство богатых существует за счет бедности бедных. Это богатство никак не служит стране, оно используется исключительно на нужды личного потребления. В итоге не развиваются новые отрасли, не создаются дополнительные рабочие места, не обеспечивается инновационный прорыв.
«СП»: — Если бы, к примеру, только московские миллиардеры заплатили прогрессивный налог, какие бы проблемы можно было решить?
— По последним данным «Форбс», в Москве проживают и «делают деньги» 79 миллиардеров — это основная часть российского списка «Форбс». Журнал посчитал: состояние 79 миллиардеров-москвичей составляет 375 миллиардов долларов. Ежегодный совокупный их доход составляет не меньше 10% от этой суммы, то есть, 37,5 миллиарда. С этого дохода взимается подоходный налог. Если бы действовала прогрессивная шкала налогообложения, и был принят вариант, который предлагала «Справедливая Россия», только миллиардеры, проживающие в Москве, должны были бы перечислить в доходную часть бюджета порядка 600 миллиардов рублей подоходного налога в год. Этой суммы было бы достаточно для повышения на треть заработной платы бюджетников всех уровней. Эта цифра превышает расходы федерального бюджета на образование.
— Риски связаны с нежеланием крупного бизнеса, наиболее обеспеченных плательщиков «работать за меньшие деньги», — считает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин, — Тот фактор и останавливал правительство от подобных мер в последнее десятилетие. Но, в любом случае, меры по перестройке налоговой системы в целях увеличения государственных доходов и инвестиций, в текущих условиях, необходимы.
«СП»: — Насколько наше общество «созрело» до введения прогрессивной шкалы подоходного налога?
— Судя по результатам выборов в Госдуму, где «левые» фракции едва не получили большинство мест, общество ждёт перемен. С другой стороны, решение именно по применению прогрессивной шкалы налогообложения на данный момент не находится в процессе активного рассмотрения. Как показала российская практика реформы налогообложения фонда заработной платы, попытки стратегического, проводимого на широком рынке повышения налогов в РФ в текущих условиях ведут к росту «теневого» сектора.
«СП»: — В США для топ-менеджеров банков введено ограничение на бонусы в размере 500 тысяч долларов в год. В Америке общественное мнение заставляет власть вводить ограничения на самое святое для капиталистов — на доходы для банкиров. Есть ли подобные ограничения на такие доходы у нас?
— Насколько мне известно, каких-либо законодательных ограничений размеров бонусных выплат не предусмотрено. В то же время следует отметить, что осенью прошлого года была озвучена инициатива Минфина, согласно которой с 2012 года выплаты в размере свыше объема трехмесячной зарплаты должны облагаться НДФЛ по ставке 13%.
«СП»: — Зачем вообще подоходный налог?
— Подоходный налог является одним из ключевых источников пополнения бюджета. В большинстве развитых стран его доля в общей структуре налоговых поступлений составляет около 25−30%. В России подоходный налог пока существенно меньше, что объясняется по-прежнему невысокой налоговой культурой работодателей и частных налогоплательщиков, а также высокой фискальной нагрузкой на корпоративный сектор.
Шкала подоходного налога в разных странах мира
Австралия 17−47%
Австрия 36,5−50%
Аргентина 9−35%
Бельгия 25−50%
Бразилия 15−27,5%
Великобритания 0−50%
Германия 14−45%
Дания 38−59%
Израиль 10−47%
Индия 10−30%
Ирландия 20−41%
Испания 24−43%
Италия 23−43%
Канада 15−29%
Кипр 20−30%
Китай 5−45%
Мальта 15−35%
Нидерланды 0−52%
Новая Зеландия 0−39%
Норвегия 28−51.3%
Португалия 0−42%
Словения 16%-41%
США 10−35%
Таиланд 5−37%
Тайвань 6−40%
Турция 15−35%
Филиппины 5−32%
Финляндия 8,5−31.5%
Швеция 0−56%
ЮАР 24−43%
Япония 5−40%
Фото ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Виктор Бартенев