Первая неделя Олимпиады в Лондоне завершена. Расписание соревнований таково, что самые медальные для нас виды спорта только начались. Но министр спорта Виталий Мутко уже грозит жесткими выводами нашим спортивным федерациям по приезде в Москву, ибо уже понятно — мы проиграем в общем медальном зачете не только США и Китаю, но и другим менее грозно выглядящим спортивным державам. Многие к тому же отмечают, что даже 23 золотые медали, полученные в Пекине, покажутся нам в Лондоне настоящей сказкой. Для тех, кто не следит за событиями в Лондоне, скажу, что у нас пока всего лишь четыре золота и десятое место в общем зачете, в коем мы проигрываем даже Казахстану.
Пока претензий не может быть только к Федерации дзюдо, одним из руководителей которой является член кооператива «Озеро» Аркадий Ротенберг. Все три золотых медали взяли дзюдоисты — Арсен Галстян, Мансур Исаев и Тагир Хабибуллаев, плюс бронза Ивана Нифонтова и серебро Александра Михайлина. Дзюдо, понятно, президентский вид спорта, поэтому, по словам призера Олимпиады в Афинах Дмитрия Носова, за десять лет в этот вид спорта было вложено 50 миллионов долларов, приглашен итальянец Энцо Гамба, который и дал обещанный результат.
У нашей страны традиции таковы, что наиболее успешно развивается любимый вид спорта руководителя страны. Из-за любви Ельцина к теннису мы получили несколько успешных поколений, выигрывающих и Олимпиады, и турниры Большого шлема. Брежнев же любил хоккей, и в период его правления гегемония СССР в этом виде спорта могла подвергаться сомнению разве что заокеанскими профессионалами. Следящие за нынешней Олимпиадой блогеры уже сильно сожалеют, что президент у нас не любит плавание так сильно, как дзюдо, потому что в этом видом спорта можно получить куда большее количество медалей.
Однако на одном президентском виде спорта далеко не уедешь, пусть даже им будет плавание. Не стоит забывать о провале на зимней Олимпиаде в Ванкувере, где Россия показала худший в истории результат — три золотых медали. Тогда уволили президента ОКР Леонида Тягачева, погрозили пальчиком спортивным федерациям и всё на этом закончилось. Перед сочинской Олимпиадой, которая под разговоры о домашних спортивных триумфах уже сожрала такой бюджет, который не снился ни одной стране, организовавшей игры, результаты Чемпионатов мира этого года таковы: биатлон — две бронзы, конькобежный спорт — серебро и две бронзы Ивана Скорбева. То есть, как вы понимаете, близок самый большой провал отечественного спорта за всю историю.
Очевидно, что сейчас российский спорт находится в глубочайшем кризисе, связанным с тем, что советская система подготовки спортсменов себя изжила, новая же не появилась, и в итоге ее просто пытаются заменить деньгами, как в дзюдо, или Олимпиадой в Сочи. Обратите внимание, что спортсмены-то есть, сколько у нас серебра с бронзой в Лондоне, нет именно системы подготовки, выражаясь языком ювелира, того, что делает из алмаза бриллиант.
Посмотрите даже на дзюдоистов. Двое из чемпионов — уроженцы Дагестана, где борьба — национальный вид спорта, однако на внутрироссийских соревнования они представляют те регионы, где живут: Исаев — Челябинскую область, а Хабибуллаев — Самарскую область и Санкт-Петербург. Это говорит о том, что в Дагестане нет условий для их тренировок, соответственно, хочется спросить, а что же происходит там с детским спортом? Для Северного Кавказа, согласитесь, этот вопрос актуален не только с точки зрения спортивных результатов.
Все разговоры о том, что на Кавказе сейчас спортивный подъем — не более, чем разговоры. Если взять «Анжи», заваленное Сулейманом Керимовым деньгами, то эта команда базируется в Подмосковье, а в Махачкалу прилетает только в день матча. Да и сам принцип создания команды больше напоминает не вложения в развитие спорта, а инвестиции, как сейчас модно говорить, в создание позитивного имиджа региона. Объект вложения выбран правильно, футбол куда чаще появляется на телеэкранах, чем борьба.
Но, кстати, Керимов — это одно из немногих счастливых исключений, практически все остальные ведущие клубы финансируют госкорпорации, а менее успешные — вообще бюджеты разных уровней. Причем футбольной «Томи» или хоккейному ЦСКА деньги нашел лично Путин (представляете Обаму, спасающего какой-нибудь клуб НХЛ?). Но я ни разу не слышал, чтобы он так же громко находил деньги на какие-нибудь детские спортивные школы.
Между тем очевидно, что новые олимпийские чемпионы должны расти именно в детских школах. Но даже хоккейная школа Чемпиона КХЛ этого года, московского «Динамо», располагается на катке 1971 года постройки. Или стоит ли удивляться тому, что моя знакомая, чей сын занимается стрельбой из лука, вынуждена была из своего кармана платить 30 тысяч рублей за его летние сборы. Что же творится с детским спортом в провинции — и представить себе страшно, особенно если речь идет не о футболе с хоккеем, а о менее раскрученных видах спорта. В них, по сути, все держится на энтузиастах типа Ирины Винер — в художественной гимнастике или Виктора Чегина — в спортивной ходьбе. Не нашлось энтузиастов в академический гребле и в гребле на байдарках и на каноэ, и мы в этих видах спорта откатились в конец второго эшелона. Или посмотрите, куда скатывается традиционно сильная в СССР спортивная гимнастика.
Для сравнения приведу пример Китая, где при детских спортивных школах есть даже научно-исследовательские институты, которые, в частности, изучают траекторию прыжков в воду. Причём сейчас они существуют уже даже в глухой китайской провинции. Я, конечно, не хочу ставить в пример китайскую систему подготовки спортсменов, она носит откровенно античеловеческий характер, когда ребенка полностью отрывают от семьи и делают из него биоробота, но обратить внимание на уровень их спортивных школ, безусловно, стоит.
Первый шаг, который надо сделать государству в реформе системы подготовки спортсменов, — это полностью отказаться от бюджетного финансирования профессионального спорта. И ничего, что умрет часть футбольных клубов, в конце концов, в Шотландии обанкротился выдающийся «Глазго Рейджерс» и никому в голову не пришло спасать его бюджетными вливаниями. Профессиональные спортсмены, если востребованы, то могут прожить за счет частных владельцев команд и клубов, а также рекламных контрактов. Зато детский и массовый спорт без государства не проживут, поэтому всю спортивные статьи государственного бюджета должны уходить туда.
К сожалению, у нашей власти нет понимания того, что спорт — это не только Олимпиады, но и спортивные залы с хорошими детскими тренерами даже в самых маленьких городах. И престиж страны именно в этом, а олимпийские медали — это всего лишь медали. Поэтому очень жаль, что спорт в России — это только олимпийские чемпионы, десяток футбольных клубов и хоккейных команд. С таким подходом мы действительно в медальных зачетах будем проигрывать даже Северной Корее.
Фото Дмитрий Азаров/Коммерсантъ