Следствие назначило экспертизу видеозаписи появившегося в интернете обращения так называемых «моджахедов Татарстана», взявших на себя ответственность за покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова и убийство его заместителя Валиуллы Якупова, произошедших 19 июля. В настоящее время, по официальным данным, в рамках расследования двойного преступления арестованы семь человек, двое объявлены в розыск, еще десятки — под подозрением.
В минувшие выходные в интернете появилась видеозапись, на которой мужчина, снятый в лесу, с открытым лицом, в камуфляжной форме и с автоматом сообщает, что он «Мухамед, амир моджахедов Татарстана». Мужчина заявил, что именно по его приказу «была проведена операция» против Файзова и Якупова. По некоторым данным, этот человек — Раис Мингалеев, объявленный в розыск в качестве подозреваемого в организации убийства и покушения. Следствие уже приобщило видео к уголовному делу.
Между тем, 5 августа в Казани прошла очередная акция протеста «против незаконных массовых задержаний мусульман» в рамках проводимого расследования. В акции приняли участие около 200 человек. Они держали флаги с исламской символикой и плакаты: «Требуем освободить невинных мусульман», «Нас никто не запугает, мы боимся только Аллаха», «Москва, не нагнетай обстановку в Татарстане», «Не дадим устроить второй Кавказ», «Оборотни в погонах имитируют борьбу с терроризмом».
Чтобы узнать, какова сейчас обстановка в республике, мы обратились к руководителю Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раису Сулейманову:
— Мы видим, что ваххабиты Татарстана стали копировать своих северокавказских единомышленников: люди действительно сидят в лесу, записывают видеообращения с автоматами в руках под знаменами халифата. Ваххабитское лесное бандподполье действительно появилось. Лидер моджахедов Татарстана, как он себя представил амир (военный руководитель) Мухаммед, а настоящее его имя Раис Мингалиев, выступает без каких-либо масок. Этот факт говорит о том, что человек перешел уже на стационарное обитание в лесу в своем лагере, а его единомышленники поставляют ему пропитание и боеприпасы.
Тот факт, что в своих первых двух обращениях он присягнул на верность Доку Умарову, уже говорит о многом. Все обратили внимание на то, что он взял на себя ответственность за организацию недавних покушений на муфтия и его заместителя, но многие не обратили внимания на то, что он объявил войну традиционному для татар исламу ханафитского мазхаба. На практике это означает отстрел традиционного мусульманского духовенства. Первый, кого они убили, это заместитель муфтия Татарстана Валиулла Якупов. Важно понимать, что ваххабитское сообщество Татарстана — это не 10 моджахедов, сидящих в лесах и снимающих видеоролики. Это сообщество насчитывает порядка 3000 человек. Между ними есть значительная координация деятельности, потому что покупка одного автомата требует до 200 тысяч рублей, и чтобы укомплектовать оружием хотя бы один взвод, требуются значительные финансовые ресурсы.
«СП»: — Откуда у них такие деньги?
— Ваххабиты перешли на самообеспечение, причем весьма своеобразным образом. В основном они осуществляют рэкет на рынках, а сейчас пойдут по пути рэкетирования более крупных предпринимателей, чиновников и даже депутатов районного, городского или республиканского уровня. Это делается так: человеку присылается диск с видеозаписью, где тот же амир Мухаммед говорит, в какой школе учится его сын, в какой садик ходит дочь, называет адреса, по которым живут все его родственники, а после этого говорит, что этот человек обязан платить закят. Закят в исламе — это обязательная милостыня, которую он, естественно, должен платить этому «амиру». А если предприниматель не мусульманин, то он обязан платить джизью — налог для неверных.
Все эти события — покушения, съемка видеороликов — развиваются на фоне бурной митинговой активности в Казани и Набережных Челнах, где члены террористической организации «Хизб ут-Тахрир» выходят на улицы и говорят, что «вот, начались репрессии против мирных мусульман, и мы требуем создать исламское государство». Буквально позавчера, 5-го августа, прошел такой митинг, на котором они потребовали свергнуть светское правительство Татарстана. Примечательно то, как уверенно вели себя его организаторы: митинг проходил по «законам шариата», то есть его участников разделили по половому признаку: с одной стороны находились мужчины, с другой — женщины. При этом была своя исламская «полиция» — одетые в зеленые жилеты крепкого телосложения бородатые мужчины, которые в течение часа, что длился митинг, ходили и наблюдали, чтобы никто из женщин или мужчин не переходил на другую сторону. Что интересно, эти правила они распространили и на светских журналисток — их тут же поставили в женский ряд и сказали, что они могут находиться только там. Того же самого потребовали и от полицейских — городской полиции было сказано, чтобы она стала в мужской ряд, и полицейские им быстренько подчинились. Дошло до курьезов. В Казани есть движение «Против преступности и беззакония», которое возглавляет Дмитрий Бердников. Он тоже решил поддержать, как он их называет, «мусульманских диссидентов», и пришел на митинг со своим флагом. А флаг представляет собой российский триколор, на котором написано название движения. Когда Бердников развернул его с мотивом «Я поддерживаю мусульманских оппозиционеров, которые борются против путинского режима», к нему подошли бородачи из этой исламской полиции и потребовали немедленно убрать этот флаг. На это он с удивлением сказал: «Погодите, я — ваш союзник…», на что получил ответ, что здесь могут быть только флаги халифата, и ни в ком случае нельзя демонстрировать знамя кяферского государства. В итоге Бердников ретировался.
Одновременно интересно посмотреть на то, какие флаги были развернуты самими организаторами митинга: белое полотно, на котором черными буквами написана шахада, — символ мусульманской веры — «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк Аллаха». И были знамена, где это было написано на черных полотнищах белыми буквами. С теологической точки зрения, если надпись указана черными буквами на белом полотнище, это означает, что мусульмане находятся на территории «Дар аль Ислам», то есть территории ислама. А если они выходят с черными флагами, на которых слова написаны белыми буквами, то это означает, что они находятся на территории «Дар аль Харб» — территории, где мусульмане подвергаются притеснениям, и где ислам ещё не распространился. На вчерашнем митинге выходили и с теми, и с другими знаменами. Теологически это трактуется так, что Татарстан они воспринимают как территорию ислама, но в то же время — как территорию войны. То есть, что нужно свергнуть светское государство, и Поволжье должно войти в состав исламского халифата. Именно это вчера они и озвучили. Выступала лидер местной сепаратистской организации «Мили Меджлис» Фаузия Байрамова, которая прямым текстом заявила, что нужно свергнуть светское правительство и создать независимое исламское государство.
Фактически мы видим классический пример арабских революций: регулярная уличная активность, когда вначале люди выходили как бы за права человека, а заканчивалось все призывом свергать собственное правительство.
«СП»: — Насколько серьезна текущая ситуация?
— Крайне серьезна. Многие до сих пор пребывают в иллюзии, что Татарстан — это островок стабильности, где все хорошо. Проблема заключается в том, что светские власти долгие годы либо потворствовали распространению идеологии ваххабизма, либо закрывали на него глаза. Сейчас это все дает свои результаты. Выросло поколение тех, кто был воспитан и вырос в ваххабитских медресе, вернулся из Саудовской Аравии, они здесь пустили свои корни. То есть семена были посеяны в 1990-е годы, когда сюда приезжали саудовские «миссионеры», а сейчас мы пожинаем плоды.
Власти уже не могут контролировать эту ситуацию. Они пытаются направить ее в некое сепаратистское русло против федерального центра. С одной стороны, мы сейчас видим, что центральная площадь Казани фактически превращается в каирскую площадь Тахрир, а с другой стороны, ситуация развивается по северокавказскому сценарию, когда лесное вооруженное подполье имеет целую сеть ваххабитских ячеек по самой республике.
«СП»: — По делу о покушении на муфтия Татарстана и его заместителя арестованы 7 человек. Что это за люди?
— Некоторые персонажи очень интересны. Например, самопровозглашенный шейх Умар — настоящее имя Айрат Шакиров — ваххабитский проповедник, который ходил по мечетям и пропагандировал против светской власти и традиционного мусульманского муфтия.
Другой человек — Марат Кудакаев. Он долгое время возглавлял отдел по работе с заключенными в Духовном управлении мусульман Татарстана при прежнем муфтии Гусмане Исхакове, который потворствовал ваххабизму. Кудакаев без преувеличения является идеологом тюремного джихада. Он считал, что именно заключенные, криминал должны стать авангардом джихада в Поволжье. Рассуждал так: большинство татар — это овцы, и гражданское население не сможет подняться на джихад, а зеки, уголовники — люди отчаянные, решительные и им будет легче переступить этот барьер. Он как сотрудник Духовного управления мусульман ездил по зонам, приходил в тюремные мечети и агитировал людей. Сотрудники тюрем думали, что приходит имам — общается на религиозные темы с заключенными, а о чем он говорит, долгое время не подозревали. Затем, когда пришел новый муфтий Илдус Файзов, — он сейчас раненый лежит дома — он сразу обозначил себя как ярый противник ваххабизма и сторонник традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба. И тут ему стали сообщать, что Кудакаев агитирует зеков на джихад. Илдус Файзов его сразу выгнал и наладил нормальную работу с тюрьмами. При этом там обнаружили огромное количество страшнейшей ваххабитской литературы — ее всю изъяли и заменили на традиционную. Но Кудакаев вел свою работу 8 лет — какой урон он успел нанести, а Файзов является муфтием всего полтора года.
Другой арестованный — председатель совета директоров компании «Идель-Хадж» Рустем Гатауллин. Эта компания занималась организацией паломничества в Мекку, но как это происходило? Большинство верующих ехали в Мекку на автобусах — это порядка 18 дней в каждую сторону. И вот все 18 дней им читали ваххабитские проповеди. В результате получалось так, что часть этих паломников оказывалась под саудовским влиянием. Когда пришел Файзов, он сразу обратил на это внимание и сказал Гатауллину, что в пути не должно быть ваххабитских проповедников — должны быть только ханафитские — традиционные для татар. Тот отказался. Тогда создали другого туроператора и туда перевели все квоты на организацию паломнических поездок. На практике конфликт возник не из-за денег, а из-за идеологии. Примерно так же можно рассказать и про остальных арестованных.
«СП»: — А что власти?
— К сожалению, они борются не с причиной, а со следствием. Остается проблема зарубежного религиозного образования, когда молодой человек уезжает на 5−7 лет учиться в Саудовскую Аравию. Его становление как личности происходит именно там, в стране, где ваххабизм является государственной религией. Самое главное то, что у саудитов нет мирного опыта совместного проживания с немусульманами. Там даже мусульман-шиитов преследуют. Естественно, что когда эти молодые люди возвращаются и видят, что татары и русские, мусульмане и христиане, живут совместно и мирно, они не довольны. Начинают проповедовать то, что они называют «чистым исламом». Постепенно это создает очень значительные проблемы. Запретить получать образование в Саудовской Аравии нельзя — это нарушение конституционных прав человека. Тогда пошли по другому пути: в пятницу 3-го августа в местном парламенте приняли поправки к закону о религиозных организациях, суть которых в том, что религиозная организация может устанавливать квалификационные требования к своим работникам. В данном случае Духовное управление мусульман Татарстана устанавливает, что имамы, преподаватели татарских медресе обязательно должны иметь российское мусульманское религиозное образование. Благо, что в республике все необходимое для этого есть.
«СП»: — Разговаривая о сепаратизме, хотелось бы обратить внимание на другой интересный эпизод: недавно состоялось награждение государственными наградами нескольких жителей Татарстана. Среди них автор учебника «История Татарстана. С древнейших времен до наших дней» Дания Сабирова. Многие называют этот учебник антироссийским. Путин действительно наградил человека, который пропагандирует мысль о том, что Татарстан — суверенное государство, угнетаемое российской властью?
— Это страшнейший русофобский учебник. Мне самому хотело бы знать, как такие национал-историки могут работать в Республике Татарстан в государственных ВУЗах.
Как такое награждение стало возможным? Обычно регионы составляют списки кандидатур, которые отправляют в Кремль. Ясно, что Путин их лично не проверяет, а у той же Дании Сабировой послужной список такой, что непосвященный человек может быть впечатлен. А на деле ее книжки разжигают межнациональную ненависть и способствуют сепаратизму. Беда в том, что на ее учебниках воспитывается уже не одно поколение. Впервые она издала этот учебник в 2002 году, потом много раз переиздавала, и сегодня по нему в обязательном порядке занимаются студенты в государственных ВУЗах республики.
На фото: место покушения на председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан муфтия Илдуса Файзова © Михаил Соколов/Коммерсантъ