И в ужасе закрыв глаза, эти рано созревшие дети твердят как Отче наш свое: «Все умрут, а я останусь».
Константин Ананьев
(о фильме «Клип» Майи Милош)
Сербской кинокартине «Клип» отказали в выдаче прокатного удостоверения, без которого показывать ее на территории России нельзя. Об этом сообщил в твиттере Сэм Клебанов, глава кинопрокатной компании «Кино без границ», которой принадлежат права на фильм Майи Милош. В картине показана жизнь девушки-тинейджера, из-за проблем в семье пускающейся во все тяжкие. Свои эксперименты с парнями она снимает на мобильный телефон. Чтобы избежать проблем, создатели фильма привлекали к сексуальным сценам дублеров, а также использовали муляжи. Но это не остановило наших чиновников, обративших внимание на то, что героям ленты четырнадцать лет. Министерство культуры мотивировало отказ выдать прокатное удостоверение тем, что картина нарушает нормы, установленные Федеральным законом
Автор этих строк два года назад тесно соприкоснулся с механизмом выдачи прокатных удостоверений. В то время на наши экраны попал фильм «Пипец», с возрастным порогом для российского зрителя в 14 лет. Картина, между тем, содержала сцены насилия, и в самой стране-изготовителе (США) была доступна для желающих начиная с 17 лет. Даже трейлер «Пипеца» нельзя было увидеть на Ютубе, если владелец аккаунта был несовершеннолетним. После обращения в Министерство культуры РФ с запросом, возрастное ограничение у фильма было поднято до 18 лет. Компания-прокатчик извинилась у себя на сайте, но прокат уже был завершен. Данная схема работала успешно очень долго: наши дельцы закупали низкопробную продукцию и пускали по кинотеатрам, где сквозь пальцы смотрели на возрастные ограничения. Два года назад более половины репертуара киносетей имело расхождение с возрастным рейтингом Минкульта. Иногда за этот показатель бралась цифра, рассчитанная американцами по своим правилам. Мониторинг отечественных киносетей, проведенный для данной статьи, показал, что сейчас кинотеатры (по крайней мере в Москве) стали более строго подходить к маркировке своей продукции. Однако было обнаружено, что некоторые фильмы имеют возрастные ограничения даже выше, чем это определил Минкульт. Объяснить этот казус можно только повышенной самоцензурой. Вместе с тем никакой ответственности кинотеатры за несоблюдение законодательства не несут. За много лет был лишь один случай, когда прокуратура одного города средней полосы России обнаружила на сеансе 12 подростков, не имевших права находится в зале. Билетер отделался служебным наказанием, а кинотеатр был предупрежден. В Москве таких прецедентов не отмечалось. Когда сербской картине «Клип» отказали в выдаче прокатного удостоверения, то, по информации «Известий», Минкульт мотивировал это тем, что «что возрастные ограничения в России не работают: в кинотеатры все равно пускают всех без разбору». То есть государственный орган признается в своем бессилии контролировать соблюдение законодательных норм.
Новый закон четко определяет «Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей» (статья 5). К запрещенной для распространения среди детей, например, относится информация:
…2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости, либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;…
Как можно, к примеру, определить — вызывает ли некий фильм желание заниматься бродяжничеством? «Приключения Тома Сойера» к таким относятся? Запретить! А что значит «отрицающая семейные ценности»? Как можно это доказать? Опираясь на что? И как можно доказать обратное в случае, например, предъявления претензий? Где это будет обсуждаться? В стране, где случайный ключник и простой прихожанин испытывают «боль непроходящую» и потерю работоспособности от пяти девиц, дрыгающих полминуты ногами? А что будет, если активист праворадикального движения «Народный собор», мистическим образом постоянно оказывающийся свидетелем бесовских оргий, попадет на полуторачасовой сеанс с сексуальными сценами? В какую сумму он оценит причиненный душевный вред?
На самом деле, попытка законодательно зафиксировать некий аналог Кодекса Хейса не может вызывать ничего кроме иронии и желания изобличения схемы, благодаря которой сферу культуры будут держать на коротком поводке. Более того, можно уже сейчас сказать, что закон будет применяться избирательно и иногда носить популистский характер, что показал прецедент с «Клипом».
В начале октября в российский прокат выйдет фильм «Духless» Романа Прыгунова по книге Сергея Минаева. Картина изобилует сценами с употреблением наркотиков, алкоголя, секса а также мусорной свалки, где герой чуствует себя хорошо (пропаганда бродяжничества!). Однако, этому фильму, сделанному не без участия властных структур и доверенных лиц президента и «ЕР» (Федор Бондарчук), отсутствие прокатного удостоверения не грозит. И дело даже не в том, что «Духless» является «социально значимым проектом», финансировавшимся Фондом кино и Министерством культуры. Просто некоторые у нас ровнее перед законом. Как, например, будущий «Соловей-Разбойник» с Иоанном Охлобыстиным в главной роли. Персонажи мочат всех и вся, включая законных представителей власти. Похоже на приморских партизан? Неважно, главное — санкционировано сверху! А за закон пусть такие лохи как «Кино без границ» со своими «Клипами» отдуваются!
Между тем, сербская картина «Клип» — победитель Роттердамского кинофестиваля. Компания-прокатчик, выпускающая ее, одна из старейших в сфере работы с фестивальным кино. Глава «Кино без границ» — Сэм Клебанов на днях откроет цикл на телеканале «Культура», где будут показаны известные фильмы прокатного ряда кинокомпании. Утверждать, что подобные картины могут развращать детей — кощунство над здравым смыслом. Не нравятся сцены секса в «Клипе»? Поставьте возрастное ограничение «начиная с 18-ти» и следите за выполнением законов! Почему должен страдать зритель, который при желании скачает всё из торрентов, если ему воспретят прийти цивилизованно в один из редких кинотеатров, еще связанных с артхаусом. За последние полгода, по данным сайта «Бюллетень кинопрокатчика», «Кино без границ» выпустило 14 картин со средним охватом 12 экранов и числом зрителей в 4,5 тыс. человек, посмотревших каждый фильм. А один из релизов «Кино без границ» посмотрело всего… 73 человека. То есть в данном случае речь идет о штучном артхаусном продукте. Даже слово «артхаус» именно эти люди у нас популяризировали, назвав им в том числе свой сайт.
Кому же не грозит в обозримом будущем испытать на себе жесткую хватку нового закона? Обратимся к недавно прошедшему Московскому международному кинофестивалю, в программе которого присутствовал «Клип» Майи Милош. Фильм показали один раз прессе и дважды простым зрителям, без каких-либо возрастных ограничений, разумеется. Никто не пострадал и даже ничего не заметил, особенно на фоне программы «Секс. Еда. Культура. Смерть» и ретроспективы Юньфаня. Территория фестиваля — вообще свободное от таких условностей место. Здесь, выражаясь языком Лунгина, ангелы по залу летают и, видимо, закрывают детям глаза в самых пикантных моментах. Однажды автор этих строк попал на японский фильм из программы ММКФ, где по сюжету маленькие дети убивали родителей, а потом и себя. В зале присутствовали люди с детьми, которых никто не предупредил о содержании картины. Как это похоже на показ перед детским утренним сеансом трейлера «Мальчишник в Бангкоке», где на экране обезьяну насиловали бутылкой! Никита Сергеевич Михалков, являясь Председателем правления «Три Тэ», иногда лично заинтересован в прокате собственных картин. Самая крупная российская киносеть «Синема парк», в которой на 20% учредителем является «Три Тэ», год назад очень показательно подошла к выполнению норм российского законодательства в моменте кинопроката «Утомленных солнцем 2: Цитадель». Минкульт определил возрастное ограничение для картины в 16 лет, а в сети «Синема Парк» пускали в зал любого, начиная с 12-ти! Очень удобный недогляд, положительно отражающийся на сборах не только кинотеатра, но и режиссера.
Может всё-таки мы зря нападаем на доблестных тружеников из Министерства культуры, занимающихся такой важной работой, как определение возрастного ограничения для кинопродукции? Можно оценить плоды их работы, заглянув в периодически некорректно работающий Государственный регистр фильмов: http://old.mkrf.ru/activity/register/ на сайте Минкульта, откуда налогоплательщики должны извлекать информацию — для какого возраста предназначен фильм, который предстоит посмотреть им и их детям? Сразу же обнаруживаются интересные сведения. Фильм «Обитель зла: Возмездие», очередная часть фантастического боевика с Милой Йовович, имеет ограничение на просмотр «18+» запрещено для детей", но дата прокатного удостоверения, указанная на сайте, обозначена следующая: 5 сентября 2012 года. Этого не может быть даже технически, так как законодательные правила имеют такую формулировку: «Оформление и выдача прокатного удостоверения осуществляются не позднее 10 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами». То есть прокатчики должны были сдать кинокопию и все документы не раньше 24 августа. Прямо-таки Министерство культуры будущего! Учитывая то, что в прокат картина выходит только 13 сентября (в США — на день позже), то, по всей видимости, компания-прокатчик не только не предоставляла кинокопию в Минкульт, но и пока не продублировала кинокопию, если вообще имеет ее на руках на данный момент. Как же Минкульт может выносить такое определение загодя? Отметим, удостоверение все же выдали (или выдадут), а «Кино без границ» в том же самом — отказали. И как откажешь очередной «Обители зла», когда у нее уже заявлено около тысячи копий в прокате?
В общем, грядет страшное время экзекуций в кино. Внутри отрасли качественно, правда, мало что изменится, но прессу будут периодически сотрясать популистские скандалы с запретом. Пройти высокодуховное сито в лице Минкульта независимому кинопроизведению будет, при желании кукловодов, невозможно. Всегда найдется повод запретить фильм как, например, формирующий неуважение к каким-нибудь членам семьи. Пока же у нормальных зрителей от такой кинополитики формируется устойчивое неуважение к Министерству культуры и государству в целом.