Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович выступил против идей бывшего вице-премьера Игоря Сечина относительно планов приватизации важнейших государственных активов в топливно-энергетическом комплексе. Сечин предлагал использовать средства государственной компании «Роснефтегаз» (около 100 млрд руб.), в которой он является главой совета директоров, для докапитализации приватизируемых энергоактивов. Например, провести объединение Федеральной сетевой компании (ФСК, владеет магистральными электросетями) и «Холдинга МРСК» (контролирует распределительные сети) на базе «Роснефтегаза», создав подконтрольную ему Национальную сетевую компанию. Или предлагалось выкупить дополнительные эмиссии акций двух крупных электрогенерирующих компаний — «Русгидро» (владелец большинства ГЭС страны) и «Интер РАО».
Однако Аркадий Дворкович изначально выступил против подобных планов. В частности сейчас стало известно, что в тексте письма, направленного им на имя президента, сказано, что «правительство РФ считает нецелесообразным объединение» ФСК и «Холдинга МРСК» на базе «Роснефтегаза», — сообщает «Интерфакс». Дворкович сообщил президенту, что предложенные Сечиным мероприятия не укладываются в действующее законодательство и предложил альтернативный план: принудить «Роснефтегаз» выплатить государству 50 миллиардов рублей в качестве дивидендов, после чего эти средства передать в капитал «Русгидро». В результате «Роснефтегаз» не сможет участвовать в приватизации предприятий электроэнергетики, на которую госкомпания планировала направить свои свободные средства.
Вся схема приватизации государственных энергетических гигантов изначально выглядела несколько странной, ведь в качестве главных игроков в этой процедуре выступали опять-таки государственные компании: «Роснефтегаз», ВЭБ и Фонд прямых инвестиций. Чтобы разобраться в конфликте Дворковича с Сечиным, мы обратились к президенту Союза предпринимателей и арендаторов Андрею Буничу:
— Прежде всего, я считаю, что в ближайшее время вообще не нужна никакая приватизация этих компаний и самым простым решением, на мой взгляд, было бы ее прекращение и сохранение ситуации в нынешнем виде.
Эти компании по своей сути выполняют государственные функции, решают стратегические задачи по добыче и передаче электроэнергии потребителям, а не преследуют цель извлечения максимальной прибыли. Они стопроцентные естественные монополисты, и их даже Чубайс в свое время не приватизировал. Из всей энергетической системы тогда в государственной собственности остались только ФСК, МРСК, «Русгидро» и «Росатом». Даже Чубайсу было понятно, что эти предприятия имеют совершенно нерыночную основу хозяйствования. А сейчас ни с того ни с сего было принято решение об их приватизации, и естественно, в этом случае у новых хозяев будут уже иные цели, а не интересы государства или потребителей электроэнергии.
При этом приватизацию планируется осуществить государственными компаниями, и в результате мы получим ту же самую структуру государственного управления, которая была раньше, но уже зачем-то через посредника. Я не вижу в этом никакого смысла. Разве государство не в состоянии напрямую управлять своими компаниями? Зачем ему делать приватизацию важнейшего актива, чтобы его купила другая госкомпания, а потом через нее этим активом управлять? Логика отсутствует.
«СП»: — И все же, зачем?
— Дело в том, что изначальная идея по приватизации этих компаний принадлежит Дворковичу. После того как решение о приватизации уже было принято, его оппоненты придумали способ выполнить его формально, а фактически оставить все как есть, через появление государственного посредника. И тогда Дворкович понял, что такой вариант ему не нужен и начал борьбу против этого обходного маневра. Вот он и выступает с разными инициативами и письмами, но в них нет ничего принципиально отличного от того, что предлагает Сечин. Весь спор идет вокруг того, кто конкретно из чиновников будет рулить этими компаниями, кто будет иметь большее влияние в рамках этих бесконечных реорганизаций, дополнительных эмиссий акций, передачи собственности, слияний, поглощений
«СП»: — На конкретном примере, что изменится, если будет принята схема Дворковича?
— «Роснефтегаз» находится под контролем Игоря Сечина. Дворкович предлагает забрать у него миллиарды рублей, чтобы перенаправить их на докапитализацию «Русгидро», которое находится под контролем правительства. Но Сечина-то в правительстве уже нет, решения там принимаются вице-премьером Дворковичем и премьером Медведевым. Усилиями Дворковича «Русгидро» превращено в потенциальный объект для приватизации, но поскольку сейчас никаких денег для нее нет, он предлагает осуществить дополнительную эмиссию ее акций, чтобы их выкупило государство. А деньги государство возьмет у «Роснефтегаза», который передаст их правительству в качестве дивидендов, а правительство своим решением передаст их «Русгидро». В этом случае уже правительство становится ненужным посредником. Сечин же планировал сделать это напрямую без участия правительства — в понимании Дворковича «Русгидро» тогда бы ушло вообще не тем людям, от которых его потом не достанешь. С точки зрения экономики, кто победит, разницы нет никакой — идет перетягивание каната, люди просто разбираются, кто и что будет контролировать. Полная бессмыслица.
«СП»: — Это наносит вред государству?
— Конечно. Представьте себе, высшие чиновники вместо того, чтобы заниматься организацией управления этими компаниями, повышением их эффективности, вовлечены в дурацкие бюрократические игры. «Надо сделать не так, а эдак, потому что если сделать иначе, меня здесь не будет, и это вообще не будет иметь смысла, потому что деньги не через меня пойдут». В результате уже два года эти крупнейшие компании вместо того чтобы нормально работать, думают о каких-то махинациях и ухищрениях. Мы просто видим борьбу политических финансовых группировок.
«СП»: — То есть она ведется не исключительно между Сечиным и Дворковичем, но за ними стоят блоки, возглавляемые Путиным и Медведевым?
— Да, за этими группами, бесспорно, стоят совершенно разные финансовые и политические интересы, поэтому Дворкович здесь выступает как представитель группировки, ориентированной на Медведева, он отражает ее интересы, а Сечин — наоборот. Теперь вся общественность будет следить за итогами этого разбирательства, чтобы сделать вывод, какая из групп обладает большим ресурсом, влиянием