Газета «Коммерсант» сообщила, что в январе 2012 года Служба внешней разведки (СВР) объявила три закрытых тендера на сумму свыше 30 млн руб., цель которых — выработать новые методики мониторинга блогосферы. Главная задача — «массовое распространение информационных сообщений в заданных социальных сетях с целью формирования общественного мнения».
Заказчиком выступила «Войсковая часть N 54939», которая входит в систему СВР. Она запросила разработку программы для «исследования методов разведки интернет-центров и региональных сегментов социальных сетей», «исследования методов негласного управления в интернете» и представить проект касательно «средств продвижения специальной информации в социальных сетях».
Планируется, что «мониторить» блогосферу будет система «Диспут», анализировать полученные данные — система «Монитор-3», вбрасывать нужную информацию в соцсети — система «Шторм-12». Назначение последней определено так: «Разработка специального программного комплекса автоматизированного распространения информации в крупных социальных сетях и организации информационной поддержки мероприятий по подготовленным сценариям воздействия на заданную массовую аудиторию социальных сетей». «Коммерсант» пишет, что целью этой виртуальной армии станет «массовое распространение информационных сообщений в заданных социальных сетях, используя имеющиеся учетные записи пользователей с целью формирования общественного мнения», «сбор статистики и анализ эффективности распространения информационной волны», «анализ пригодности наиболее популярных сервисов социальных сетей для инициирования информационных волн различной тематической, социальной и прочей направленности».
Внимание российских спецслужб к интернету и социальным сетям не кажется таким уж странным, если вспомнить, что в разгар «арабской весны» — событий в Тунисе и Египте — толпы протестующих собирались на площадях во многом благодаря таким сервисам, как Твиттер и Фейсбук. Очевидно, российские спецслужбисты решили не наступать на чужие грабли и сыграть на опережение, вплотную занявшись интернетом.
Мы попросили главного редактора сайта agentura.ru Андрея Солдатова прокомментировать эту новость:
— Во времена Советского Союза в КГБ были подразделения по проведению открытых пропагандистских мероприятий в зарубежных и советских СМИ. В 90-е годы эти мероприятия были переименованы в «программы содействия». В течение 15−20 лет под ними, в основном, понимались статьи, размещенные в различных СМИ. А теперь к этому добавляется еще и работа в социальных сетях. Поэтому интерес СВР — вполне ожидаемая вещь.
«СП»: — Намерения СВР воспринимаются многими как попытка провластной пропаганды Кремля. Насколько это верно?
— Кремль действительно занимается пропагандой. С середины 90-х годов в ФСБ и СВР работают подразделения, которые занимаются пропагандой в обществе точки зрения власти. В течение довольно длительного времени эти операции были ограничены определенными схемами. Например, в свое время перед СВР стояла задача по формированию за рубежом благоприятного общественного мнения по второй чеченской войне.
«СП»: — Как это делалось?
— Самыми разными способами: от размещения «нужных» публикаций до проведения выставок в здании ООН в Нью-Йорке. После начала Второй чеченской войны большинство зарубежных СМИ были настроены резко критично к тому, как вела боевые действия Российская армия. СВР и многие другие наши структуры пытались изменить это мнение в благоприятную сторону: доказать связи чеченских боевиков с мировым террористическим движением
«СП»: — То есть вы считаете действия внешней разведки нормальными?
— Я считаю, что ситуация с обнародованием информации о ее тендерах позволяет нам лучше узнать о деятельности этой организации, которая должна быть подотчетна обществу. Но мне совершенно не кажутся эти действия СВР нормальными с точки зрения разведывательной деятельности. Я считаю, что формирование общественного мнения — задача совершенно не для разведки.
«СП»: — Почему обсуждаемые тендеры разместила именно СВР, а не ФСБ?
— В ФСБ есть Центр информационной безопасности, который занимается ровно тем же самым. Там есть своя программа по мониторингу блогосферы. Например, есть компания под названием «Аналитические бизнес-решения», которая делает продукт «Семантический архив». Она «мониторит» блоги и для МВД, и для ФСБ. Так что многие силовые ведомства сейчас этим занимаются очень активно.
Свое мнение высказывает политолог Дмитрий Орешкин:
— Я думаю, что подобные задачи перед СВР встали потому, что понятно, какова реальная роль информационного обеспечения в современном мире. Зона интерпретаций мира — это прежде всего интернет. Понятно, что СВР и любая другая спецслужба обязана им заниматься. Вот они и занимаются в меру своих способностей. Но, думаю, у них ничего не получится.
«СП»: — Почему?
— Потому что это внутриведомственный конкурс. Выигрывают его, естественно, свои люди. Освоят бюджет, напишут какую-нибудь стратегию, которую никто не реализует. А если реализует, то это будет тоска зеленая, потому что важна не технология, а контент. А его они генерировать не могут. Соответственно, конкурировать с более яркими людьми им также не удастся.
Творческим людям свойственно искать свободу, а она всегда лежит где-то в стороне от этих урегулированных и согласованных источников. В итоге их попытки формирования определенного общественного мнения, конечно, потерпят неудачу.
То же самое мы видим и на телевидении. Оно успешно существует, и многие его смотрят, но чем человек более образован и продвинут, тем меньше его интересует то, что происходит в этом «ящике».
"СП": — То есть из задумки СВР ничего не получится в силу вырождения системы, в которую она встроена?
— Нет, что-то из этого получится. Создадут стратегию, начнут ее реализовывать, освоят бюджет, но КПД будет удивительно низким. Все определяется людьми, креативом, который есть в команде. А людей, способных на него, в спецслужбах все меньше и меньше. Им становится скучно, неприятно и стыдно работать в подобных проектах.
Это версия агитпропа, который развернется в интернете, пропаганды. Они все определили правильно: проанализировать то, что происходит в сети, выделить ключевые точки, поставить людей, которые будут влиять на массы. Это все здорово, вот только работает только тогда, когда нет конкурентов. Когда у вас есть «карманный», управляемый интернет, который не испытывает никакого влияния извне, — тогда люди «жрут» то, что вы им даете. А если есть альтернатива — будут уходить к другим ресурсам и к более талантливым авторам.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Денис Абрамов