Ветераны-моряки обратились с письмом к президенту России с просьбой вернуть легендарный крейсер «Аврора» в состав Военно-морского флота. По их мнению, это спасет уникальный корабль, оказавшийся, по сути, бесхозным.
В обращении, в частности, сказано: " …В последнее время ветераны не только Петербурга, но и всей страны озабочены тяжелой обстановкой, сложившейся вокруг корабля № 1 — крейсера «Аврора», превращающегося из национального символа нашей истории в музейный экспонат… В настоящее время экипаж корабля составляет всего 9 человек гражданского персонала (вместо положенных по штату 30) с окладом 7−8 тысяч рублей. Плюс 14 прикомандированных матросов срочной службы, проходящих на крейсере «курс молодого бойца», которые должны покинуть корабль в ближайшие дни, если не будет принято иное решение… При этом «Аврора» стоит на плаву, но не обеспечена безопасностью стоянки… Возможно, вы сочтете нужным придать «Авроре» специальный статус по аналогии с президентским полком. Если мы говорим сегодня о Российской федерации как о великой морской державе, то ни в коем случае нельзя допустить превращения крейсера «Авроры» — корабля, пережившего три войны и революцию, ни разу за всю свою историю не спустившую военно-морского флага, в музейный экспонат с инвентарным номером".
Напомним, много десятков лет «Аврора» стоит у Петровской набережной Невы рядом с Нахимовским училищем. Служила она музеем, куда мог прийти любой желающий, в том числе иностранец, и одновременно — боевой единицей флота. На ней проходили срочную службу молодые россияне, призванные на флот. Команда была небольшой, примерно 50−60 человек, но профессиональной. И службу они несли согласно уставу.
Два года назад решением министра обороны РФ Анатолия Сердюкова крейсер из состава ВМФ вывели. Формальным поводом послужила шумная вечеринка полутора сотен состоятельных гостей Петербургского экономического форума, сопровождавшаяся пьянкой, стриптизом, фейерверком и нырянием с кормы за борт. Поучаствовали в вечеринке, в частности, тогдашние губернатор города Валентина Матвиенко, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, депутат-единоросс Владимир Мединский (ныне — министр культуры в правительстве Д. Медведева)…
Многие в Северной Столице были шокированы происшедшим. Как-никак, а боевой корабль, к тому же исторический!
Минобороны оперативно принял меры. Причем кардинальные: всю штатную команду крейсера разогнали, оставив на какое-то время лишь одного офицера в звании капитан-лейтенанта да пару-тройку матросов ему в помощь. На корабль пришли гражданские механики и охранники.
А с 1 августа 2012 года, согласно приказу министра Анатолия Сердюкова, крейсер окончательно лишен военного статуса. Потерял отношение к флоту, передан в полное ведение Центрального военно-морского музея (ЦВММ), став исключительно музейным объектом.
Правда, соответствующий договор между кораблем и ЦВММ до сих пор не подписан. Что подтвердил корреспонденту «СП» начальник музея крейсера, контр-адмирал Чернавин. Был Лев Давидович, с которым мы знакомы с конца 1980-х годов, на редкость суров в этот раз. Мы поинтересовались, в чем причина. Ответил с непривычным для него раздражением: «Об „Авроре“ говорить больше никому ничего не буду. Одни неприятности у меня после этого!».
Более откровенен был как всегда бессменный председатель совета Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин. Именно он с товарищами по клубу стал инициатором письма в защиту крейсера, адресованного президенту РФ Владимиру Путину. «СП» обратилась к Игорю Кирилловичу за подробностями.
«СП»: — Многие горожане, услышав информацию о вашем обращении к президенту, поняли так, что вы предлагаете придать «Авроре» статус президентского корабля.
— Не совсем правильно поняли. Наше предложение: отнести «Аврору» к составной части ВМФ — вспомогательному флоту. В этом случае корабль может быть полезен еще очень много лет. Данный статус позволит на законных основаниях нести Андреевский флаг и Гюйс, участвовать в военно-морских парадах и иных официальных мероприятиях, в военно-патриотическом воспитании детей, в профессиональном воспитании — принимая на борт для прохождения корабельной практики курсантов и студентов морских вузов. Вот о чем идет речь.
«СП»: — Еще, если верить разным источникам, вы ратуете за то, чтобы поставить на корабле современный двигатель и пусть, мол, плавает на радость морякам! Но ведь у «Авроры» нет киля. Она на вечной стоянке в виде бетонного основания…
— Да что за чушь! Кто вам это сказал? Крейсер «Аврора» на плаву! Поднимитесь на борт, дождитесь невской волны и сами сможете в этом убедиться! Но не надо этому кораблю «ходить по морям». Находился уже. На «Авроре» эксплуатируются оборудование и механизмы, обеспечивающие его непотопляемость, пожаробезопасность. Обслуживать такие механизмы может только квалифицированный персонал. А именно — судовые механики, техники, электрики. И только такой экипаж может обеспечить безопасность его стоянки, которая включает не только швартовные бочки и штанги крепления к берегу, а в первую очередь безопасность пребывания и эвакуации людей с борта корабля в экстремальных условиях. Мы бьемся за то, чтобы он официально вернулся в состав российского флота. Потому что это заслуженный боевой корабль. Наша история. Наша гордость. Он может и должен еще служить людям. Все.
Еще одно мнение — капитана первого ранга в отставке Радомира Аникина. Радомир Серафимович отдал флотской службе более 40 лет. И сейчас продолжает служить — заместителем председателя региональной общественной организации ветеранов-подводников.
— Я, конечно, подписал обращение моих коллег-подводников к президенту Владимиру Путину. Толково написано, по делу. Правда, не очень верю в его действенность. Почему? А что, мы разве первые, кто просит Путина вмешаться, вернуть корабль в состав флота? Кто только не просил об этом! И депутаты городского законодательного собрания, и представитель главы государства в Северо-Западном регионе, ветеранские организации. Все без толку. Делает, что хочет, никого не слушая. Зачем нужен «Авроре» официальный флотский статус? Да затем, чтобы там порядок был. Кучка гражданских работников, присланная вместо уволенной на берег команды матросов, только губит все, не зная специфики судовой службы. Перевод в состав Военно-морского музея ситуацию не улучшит.
«СП»: — К слову, об этом музее. Не знаете, Радомир Серафимович, почему он никак не переедет из здания исторической Биржи на Стрелке Васильевского острова в отреставрированные специально для него помещения Флотского экипажа на площади Труда? Десятки миллионов рублей вбухали в эту реставрацию в свое время!
— Знаю. Потому не переехал, что многие экспонаты туда просто невозможно доставить и внести. Они мало того, что громоздки, так еще могут и рассыпаться от ветхости при переезде. Среди них — знаменитый ботик Петра Первого. Вот и думают теперь в музее думы, как тут быть. Благо, особо теперь никто не торопит с переездом. Ведь та торговая биржа, ради которой Путин когда-то и задумал весь этот музейный переезд, отказалась вселяться в здание на Стрелке. Построила себе более современное. Получается, зря тратили бюджетные деньги. Как-то все у нас не по уму…
Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ