Лидия Сычёва. Русь в ожидании варягов. Статьи о культуре. Алетейя, Санкт-Петербург, 2012, 248 с.
Наверное, слов «Патриотическая публицистика окрепла, когда в неё включились такие авторы, как Лидия Сычёва — человек с ясным умом, несгибаемым благородным характером и редкой по нынешним временам высокой культурой русского языка», — из уст Сергея Георгиевича Кара-Мурзы, вынесенных на обложку, уже достаточно для представления и автора, и его книги. А то, что слова эти сказаны не зря, очередная книга Лидии Сычёвой доказывает каждой статьёй.
Особенность большинства печатной продукции нынешних времён в том, что они не освещают ситуацию в той сфере, которую призваны освещать, а затемняют. Читая материалы об искусстве, литературе, живописи в профильных изданиях, не получаешь представления о ситуации в этой области. Это тоже умение и даже мастерство: много наговорив, не раскрыть сути. Иногда это происходит от того, что человек сам не знает ситуации, не следит за ней, не понимает проблем. Иногда — умышленно ситуацию забалтывает, водит по каким-то второстепенным темам.
Книга статей о культуре Лидии Сычёвой поднимает проблемы, которые волнуют всех. Формулирует вопросы и зачастую даёт ответы, что сейчас обществу очень важно. Мы хотим знать, что делать.
Заглавная статья, которая открывает книгу и как бы задаёт общий тон, стала бы в обществе, не разобщённом сознательно на микроскопические сегменты, не пересекающиеся друг с другом, предметом бурных обсуждений: что есть власть в России и каково отношение русского народа к власти и желание самому во власти быть. «Русские никогда не стремились к мировому владычеству (они и в своей-то стране к власти не стремятся, а в планетарном масштабе и подавно), и вот этот сознательный отказ быть первыми (хотя народ вроде бы на это способен) есть тоже одна из загадок русской цивилизации… Пока наши власти имитируют бурную деятельность, народ безмолвствует. Он просто не понимает, как можно заниматься такими глупостями, как власть, когда смысл жизни совсем в другом». Даже приведённых фрагментов хватает, чтобы броситься в дискуссию!
«Время жить и время побеждать» — статья больше о политике или культуре? Но разве в современном мире они не связаны неразрывно? Автор сравнивает президентов трёх славянских стран, участвовавших в общем празднике Победы. И тут задаётся вопросом, что такое новый реализм.
«Всё лучшее в культуре, литературе, политике было создано лучшими людьми. Духовные карлики копаются в „нижнем белье“ гениев, пытаясь там обнаружить „сходство“ со своими мелкими страстями».
Наверное, как кредо журналистики можно взять слова Лидии Сычёвой: «Государственная „яхта“ раскачивается всё сильнее. Журналисты не властны над морями и стихиями, но они обязаны указать и „рулевым“, и „пассажирам“ на зреющую бурю. Это наш профессиональный долг. И мы должны его выполнить». Вот здесь — яркая хлёсткая цитата и сухой пафос-констатация. Возьми окончание фразы без начала — от скуки скулы сведёт. Но это та мысль, которую ещё и ещё раз хочет напомнить нам писатель. И в этой связке всё филигранно точно: и форма, и содержание. Это стиль автора.
Как статью назовёшь… «Роман Ходорковский и Порфирий Путин, или Достоевский forever». Автор заголовком уже привлекла великий роман великого писателя, и статья о фильме про «несчастного» олигарха не может не отсылать нас в историю. Это тоже стиль и метод: уместить в статью объёмы и смыслы классиков. Но для этого нужно их хорошо знать! И автору, и читателю. Лидия Сычёва и в этом смысле — просветитель.
И литература, и музыка, и кино, и живопись… Прочитав книгу, ты не только пролистаешь с автором страницы литературы («Три женских имени в русской литературе», «Время Бояна», «О Викторе Бокове, грустном поэте», «Сергей Есенин и современность»), но и побываешь в разных странах, где бывал автор, и отовсюду привозил ещё более окрепшую любовь к своей стране, понимание её особой роли в мире, её места на земле и под небом («Почему Россия не Европа», «Путь к Босфору», «В небе над Иорданией»).
Исповедальность «Силы таланта»: понимание через другого человека и себя. Признание и показ, как человек, не давя, воздействует на другого человека. Точность и образность. Лиричность и чётко, а то и жёстко поставленные вопросы.
Многие думают точно так же, как автор! Но не умеют сформулировать. Или умеют, но боятся быть заподозренным в нелояльности к беспределу властей всех уровней. Вот и получается, что в горящую избу — опять женщина!
Под статьями стоят даты. Все статьи — о современном моменте. Но ставят, возьмёмся за высокий слог, вечные вопросы. И дают представление о положении в той или иной области, о ситуации, о проблемах лучше, чем подшивки профильных изданий.