Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
21 сентября 2012 14:43

Историки против нации?

Без прошлого нет будущего

1693

-Написать патриотическую статью о войне 1812 года? Нет, извините, это очень трудно, — сказал мне знакомый профессор, специалист по истории Наполеоновских войн.

Я все-таки постарался убедить профессора, назвал примерную сумму. Гонорар по нашим меркам — достойный. Профессор обещал подумать и прислал на выбор несколько своих статей. Прочитав, я понял — печатать нельзя. Разве что в научном сборнике тиражом 500 экземпляров. Для специалистов. И ни в коем случае не размещать в интернете.

Отечественная война 1812 года — тема не такая уж спорная. Все источники давно известны, многие опубликованы. О чем же спорить? Наполеон, без всякого сомнения, был агрессором. Россия — защищалась от нашествия почти всех европейских наций. Война окончилась блистательной победой — изгнанием Наполеона и гибелью почти всей его Великой армии. В сражении против захватчика объединились помещики и крепостные, войну же еще в XIX веке справедливо назвали Отечественной и гордились ее героями.

И вдруг на сайте «Эха Москвы» появляется текст под примечательным названием «Фарс длиною 200 лет», который тут же начали цитировать в интернете. Зовут автора Евгений Понасенков. Полное соответствие названия, текста и фамилии автора: война не отечественная, русская армия бессильная, русские дворяне корыстные, крестьяне безграмотные, а Кутузов чуть ли не педофил.

В статье Понасенкова вовсе нет имен Багратиона и Барклая, Ермолова и Раевского, Даву, Нея, Евгения Богарне, зато упоминаются Иосиф Кобзон и часы патриарха. Понасенков даже не упоминает, например, о сражении при Малоярославце (стратегически более важном, чем Бородинское), зато ни к селу, ни к городу приплетает, что Григорий Александров и Сергей Эйзенштейн были любовниками. В общем, перед нами не образец «строгой науки», а трескучая и легковесная интернет-публицистика. Но она имеет успех. Почти все комментарии на «Эхе» хвалебные, даже восторженные: мол, спасибо за правду.

Ни один историк не возразил, хотя разобраться с сочинением Понасенкова несложно. Решили, что это ниже их достоинства? Нет. Историки заняты своими делами.

Вот солиднейший «Новый мир» (2012, № 8) напечатал статью доктора исторических наук Сергея Нефедова «Эпоха больших батальонов». В общем, она любопытна и очень хорошо написана. Но там нет ни слова о народной войне, о партизанском движении, о предусмотрительности Кутузова, о мужестве Дохтурова и Раевского. Зато Нефедов не забывает рассказать о русских дезертирах, о русских мародерах, о палочной дисциплине, о шпицрутенах для рекрутов. А еще о русских морозах, которые и победили Наполеона.

Я даже глазам не поверил. Наполеон ушел из Москвы 19 октября, какие морозы? Первый снег выпал под Смоленском, когда французы уже безнадежно проиграли кампанию, а настоящие морозы ударили уже за Березиной — они лишь добивали остатки Великой армии.

Пожар Москвы в XIX веке считали величайшим подвигом русского народа: «…Москва стыд поругания скрыла в развалинах своих и пепле! Собственными нашими руками разнесен пожирающий ее пламень. Напрасно возлагать вину на неприятеля и оправдываться в том, что возвышает честь народа. Россиянин каждый частно, весь город вообще, великодушно жертвует общей пользе», — писал генерал Ермолов.

Бывший московский губернатор Федор Васильевич Ростопчин, которого считают главным организатором московского пожара, несколько лет спустя после победы над Наполеоном приехал в Париж. Там он имел необыкновенный успех: настоящий суровый римлянин, который предал собственный город священному огню!

Но в наши дни не какие-нибудь французы, а современные российские историки сурово осуждают и Ростопчина, и русских поджигателей.

«Обрекая первопрестольную столицу на уничтожение, Ростопчин добивался (и добился) еще одного, не менее важного результата, — между оккупационными властями и обездоленным народом сейчас уже не могло возникнуть никакого сближения. Русские простолюдины теперь были совершенно глухи к словам „свобода“ и „вольность“, а европейские солдаты, в свою очередь, уже не могли относиться к русским иначе как к диким и темным варварам».

Это фрагмент из статьи Владимира Земцова, одного из крупнейших в мире специалистов по войне 1812 года. Но разве русский народ должен был «сблизиться» с оккупантами? И неужели свобода в самом деле путешествует на штыках оккупационных армий?

Интересно, что само слово «патриотизм» предстает у историка почти что ругательством: «охранительно-патриотические круги», «патриотическое возбуждение». О «патриотическом духе» ученый отзывается с очевидным сарказмом и украшает свой текст совсем уж чудовищной фразой: «Патриотический порыв», организованный Ростопчиным, с неизбежностью должен был соединиться с разнузданной уголовщиной". Это о народном подвиге, пожалуй, самом удивительном в XIX веке!

Вообще появилось целое направление в современной историографии — «разоблачительное». Историки не опускаются до уровня Понасенкова, но, в общем, действуют в его русле. Почему? Нет, нет, Госдеп здесь ни при чем, не будем тревожить зловещие тени. Я, правда, не знаком с Нефедовым и Соколовым, но с профессором Земцовым работал на одной кафедре и могу сказать, что человек он порядочный, умный и честный, никак не продажный. Причину надо искать в интеллектуальной традиции русских западников, которая со временем становится все более антинациональной. Есть, конечно, и другие причины, так сказать, частные. Историк ведь не бездушная машина. У каждого свои слабости, увлечения.

Например, Владимир Земцов и Олег Соколов много лет занимались военно-историческим реконструированием, и, как это часто случается, чрезвычайно увлеклись Наполеоном Бонапартом. Этот военный гений приобретает себе сторонников и спустя почти два века после смерти.

Причем Соколов превратился в такого убежденного бонапартиста, что, говорят, получил прозвище «Сир» (так обращались к французским королям и императорам) и стал даже кавалером ордена Почетного Легиона. Ну что же, французы оценили его заслуги, а как же их оценить русским?

Нет, историки не отрицают, что Бонапарт был агрессором, что русские вели войну справедливую, что одержали в ней победу, да и народную войну тоже ведь не отрицают. Но вольно или невольно они расшатывают веру народа в один из самых значительных национальных подвигов, на которых основано национальное самосознание.

Вот сейчас появилась чеченская национальная идея: героизм вайнахского народа в годы Великой Отечественной войны. Историческая основа у идеи, мягко говоря, сомнительная. Спустя семьдесят лет (почему не раньше? гонения на чеченцев прекратились к 1956 году) откуда ни возьмись сотнями выплывают чеченцы, защищавшие Брестскую крепость. Правда это, или нет, не знаю, но я не завидую человеку, который покусится на эту новую национальную идею. Его могут на вполне законных основаниях отправить в зиндан, как это недавно чуть было и ни случилось с двумя русскими историками.

Подвиг — святыня, а святыню нельзя оскорблять. Салман Рушди оскорбил Мухаммеда и вот уже сколько лет живет под чужим именем и в чужих домах, скрываясь от праведного гнева.

Может быть, национальные мифы пестуют отсталые народы? Посмотрим. Вот чеченцы идут от победы к победе — и в бизнесе, и в спорте, и в строительстве своей столицы. Голос ислама в мире все слышнее. Они не отстают, за ними — будущее. А Россия? «А из России надо валить».

Это можно прочитать и в социальных сетях, и в газетах, об этом пишут вам знакомые и друзья. «Валить, валить…» Не только из-за коррупции, из-за неустроенности или бедности (да и не бедняки уезжают). Нет веры в себя, в свою страну, потому что нет веры в славное прошлое, в историю великого народа великой страны.

Однажды я разговорился с девушкой, только что прочитавшей монографию Земцова «Битва при Москве-реке» (так французы называют Бородинское сражение). Девушка была явно угнетена прочитанным: «Такое впечатление, что смотришь хоккейный матч Россия—Канада с канадским комментатором».

Чем все это кончится? Все куда-нибудь свалят? Да, мир большой и без России, и без русских. Не бывает наций без веры в славное прошлое. Не станет веры, исчезнет и нация.

Фото: Картина «Пожар в Москве» (художник Ш. Мотт, XIX век). Репродукция Фотохроники ТАСС

Последние новости
Цитаты
Константин Затулин

Депутат Госдумы, руководитель Института стран СНГ

Кирилл Семенов

Политолог, исламовед

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня