Кандидатура командующего Воздушно-десантными войсками России генерал-полковника Владимира Шаманова наряду с еще несколькими военачальниками скоро будет предложена на должность начальника Объединенного штаба Организации договора о коллективной безопасности (ОШ ОДКБ). Об этом заявил генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. «У нас было несколько фамилий, они согласовывались и сейчас еще будут согласовываться, могу лишь сказать, что одна из кандидатур на эту должность — генерал-полковник Шаманов», — сказал Бордюжа.
Останется ли Шаманов во главе ВДВ, если все же займет должность начальника ОШ ОДКБ? Пока неизвестно. В настоящее время должность начальника Объединенного штаба является совмещаемой, на нее решением Совета коллективной безопасности ОДКБ на межсессионный период назначается начальник генерального штаба одного из государств-участников организации. Однако этот порядок может быть изменен до конца года, сообщил высокопоставленный источник в российском Генштабе. По его сведениям, на этот пост будут назначаться на постоянной основе высшие офицеры в ранге заместителя начальника Генштаба.
Сейчас начальником ОШ ОДКБ на межсессионный период является первый замминистра обороны — председатель Комитета начальников штабов министерства обороны Казахстана генерал-полковник Сакен Жасузаков. Вопрос о назначении его преемника и изменении формата работы организации будет рассмотрен 19 декабря 2012 года.
То, что ОДКБ с точки зрения военной силы и политического влияния — структура весьма сомнительная, известно уже давно. Держится она практически целиком на ресурсах Российской армии. Зачем в столь аморфную организацию направлять генерал-полковника Владимира Шаманова, который пользуется большим авторитетом в Воздушно-десантных войсках России? Также непонятно, какая судьба при таком обороте событий постигнет сами ВДВ? Не секрет, что Минобороны РФ на протяжении последних лет не раз выступало с разрушительными для «голубых беретов» инициативами. Однако инициативы эти блокировались только и исключительно командующим Воздушно-десантными войсками. Откуда у Шаманова политические и административные ресурсы, чтобы противостоять всесильному, казалось бы, министру обороны Анатолию Сердюкову?
В войсках это не секрет: победой во второй чеченской войне Владимир Путин во многом обязан именно Шаманову. И, судя по всему, нынешний президент страны этого не забыл: он неизменно поддерживает командующего ВДВ во всех конфликтах. Результат — натянутые отношения между Шамановым и руководством Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных сил РФ.
Не является ли возможное повышение Шаманова до начальника ОШ ОДКБ вежливой попыткой избавиться от неугодной фигуры? За ответом на этот вопрос мы обратились к президенту Академии геополитических проблем генерал-полковнику Леониду Ивашову:
— Я знаю Владимира Шаманова очень давно и только с положительной стороны. К тому же у этого генерала есть не только опыт командования частями, но и губернаторской деятельности — это расширяет его потенциальные возможности. Поэтому назначение его на должность начальника объединенного штаба ОДКБ будет понижением. Если задача состоит в том, чтобы придать ОДКБ новое качество и масштаб, это еще имеет какую-то логику. Но если то, что есть, будет законсервировано в нынешнем виде, — это не лучшее кадровое решение. Шаманов достоин должности начальника Генерального штаба Вооруженных сил России или даже министра обороны. Это его уровень и лучшее использование его потенциала.
«СП»: — Почему перевод в ОДКБ будет понижением — ведь это межгосударственная организация?
— Потому что ОДКБ — это весьма аморфная структура, и есть тенденция на ее сокращение. Приход туда Шаманова будет иметь смысл, только если ставить перед ним задачу разработать стратегию расширения и развития ОДКБ, интегрировать его с Шанхайской организацией сотрудничества и превращать в военную организацию Евразийского союза. Одновременно мы сегодня видим, что Сердюков и Макаров добивают Вооруженные силы России своими реформами. Шаманов в новой роли мог бы наилучшим образом использовать свой потенциал, чтобы исправить ситуацию.
Будучи начальником Генштаба России он мог бы влиять на деятельность и развитие ОДКБ сильнее, чем с позиции начальника штаба самого ОДКБ. Мне известно, что Путин к Шаманову относится хорошо, а Сердюков, Медведев и прочие — наоборот. И озвученные планы — это не лучший компромисс. Убирать Шаманова из наших Вооруженых сил означает обеднять потенциал высшего военного руководства страны.
Схожей точки зрения придерживается и руководитель Центра военного прогнозирования, кандидат военных наук, полковник Анатолий Цыганок:
— С одной стороны, решение о назначении Шаманова начальником Объединенного штаба ОДКБ было бы достойным: он имеет опыт управления войсками, возглавляет ВДВ России, имеет опыт работы губернатором Ульяновской области
«СП»: — Но есть и такая точка зрения, что перевод Шаманова, если он состоится, может быть следствием его несогласия с политикой Сердюкова?".
— Да, и я считаю, что это и есть основная причина. Когда Шаманов постоянно говорит о том, что «технику для ВДВ нам предлагают те лица, которые ни разу даже не десантировались», он, конечно, вызывает определенное раздражение у тех, о ком говорит. Эксперты, которые находятся в Министерстве обороны, ни разу не прыгали с парашютом, но навязывают Воздушно-десантным войскам ту технику, которая практически неприменима в этих войсках.
Когда три месяца назад Путин повысил Шаманова в воинском звании, Сердюков мог подумать, что тот очень близок к президенту и представляет для министра обороны опасность. Поэтому это могло стать причиной для возможного перевода Шаманова в ОДКБ. К тому же в этом случае, скорее всего, освободится должность командующего ВДВ, и с этим родом войск сразу станет меньше проблем. Напомню, что дивизионная структура на сегодняшний день сохранилась только в ВДВ, и произошло это благодаря Шаманову. Его аргументация была очень проста: поскольку именно воздушно-десантные дивизии показали свою значимость и профессионализм в Осетинской войне, то зачем их трогать? Конечно, Сердюкову не по душе такой своенравный генерал, который к тому же регулярно критикует министра обороны.
Справка «СП»
Первый острый публичный конфликт между Сердюковым и Шамановым случился в 2009 году. Тогда было объявлено, что ВДВ, как и вся остальная армия, переводятся с дивизионной на бригадную структуру. Первой к 1 декабря того года решили расформировать 106-ю гвардейскую Тульскую воздушно-десантную дивизию. Один из ее полков предстояло передислоцировать в южном направлении, а два других — расформировать. Однако вскоре командующий ВДВ счел нужным лично заявить, что подчиненные ему войска сохранят прежнюю структуру. По мнению Шаманова, она оптимальна и в ближайшие годы меняться не будет. Опровержений ни со стороны Минобороны, ни со стороны Генштаба не последовало.
В прошлом году Шаманов вступил в публичную дискуссию уже с начальником Генерального штаба генералом армии Николаем Макаровым. Начальник Генштаба внезапно заявил, что включенная в госпрограмму вооружений до 2020 года новая боевая машина пехоты БМД-4М, предназначенная для «голубых беретов», оказывается, никуда не годится из-за слабой бронезащищенности. И, соответственно, закупаться не будет. Категоричный ответ Шаманова в прессе последовал незамедлительно:
— Если в ближайшей перспективе не получим БМД-4М, в современной войне сможем рассчитывать лишь на роль партизан-диверсантов.
Проблема тут же вышла на уровень президента страны. Недавно на специально собранном совещании Путин отметил, что задержка с принятием на вооружение новой боевой машины десанта недопустимо тормозит развитие всех подсистем вооружения ВДВ и потребовал объяснить, «почему не выполнено задание госпрограммы в части, касающейся разработки и поставок бронетехники ВДВ».
Фото: Сергей Михеев/Коммерсантъ