18+
пятница, 24 марта
Общество

Истребитель пятого поколения может разбиться о… безработицу

Реализация самого амбициозного проекта русской оборонки последних лет — под большим вопросом

  
31

На пути истребителя встал — мировой экономический кризис и весь негатив, что с ним связан. Дело в том, что на самой засекреченной производственной площадке — «Комсомольском-на-Амуре производственном авиационном объединении» (КнААПО, входит в АКХ «Сухой») ожидается массовое увольнение трудового коллектива, сообщает агентство «Новый Регион». Недовольные материальным положением рабочие уже написали президенту Медведеву и премьеру Путину, но реакции первых лиц пока нет. По словам официального представителя профкома КнААПО Павла Арсланова, в профком поступило уведомление о массовом сокращении части коллектива в начале марта.

— Под сокращение попадает чуть более тысячи человек. В настоящее время в подразделениях объединения работает комиссия по сокращению. Причина увольнений — сокращение производственной загрузки КнААПО, — сообщил Арсланов.

Ситуацию усложняет трудовой спор, начавшийся еще в прошлом году. Поводом для затяжного противостояния коллектива и заводской администрации стало нежелание топ-менеджмента АХК «Сухой» и руководства КнААПО повышать коллективу зарплату. Сегодня тут платят меньше, чем на другом заводе «Сухого» — «Иркуте», который 20 февраля показывали президенту Дмитрию Медведеву.


Проект со скандалом…

Еще в январе 2009 года вице-премьер Сергей Иванов заявил, что на ПО компании «Сухой» в Комсомольске-на-Амуре уже практически завершено строительство первого экземпляра истребителя пятого поколения — это суперсекретный ПАК ФА («перспективный комплекс фронтовой авиации»), внешний вид которого до сих пор составляет самую главную тайну Минобороны России. Иванов пообещал, что чуть ли не в июне 2009 года, машина встанет на крыло. Заявление Иванова заметили, а в западной прессе оно и вовсе наделало много шума. Но Иванов умолчал, что работа над новейшим истребителем с самого начала шла со скандалами.

Еще в 1997 году ОКБ компании «Сухой» представило прототип самолёта, получивший рабочий индекс Су-37 и имя «Беркут». Этот истребитель обещал стать первым в мире самолетом вообще и боевым — в частности, имеющим крыло обратной стреловидности. На нескольких последних Московских авиасалонах в Жуковском Су-37 демонстрировал москвичам и иностранцам свои летные качества — выделывал петли, бочки и прочие фигуры высшего пилотажа. Но, увы, дело не довели до конца. Проект был закрыт и самолет теперь используется в качестве летающей лаборатории для отработки других тем. Сейчас ОКБ компании «Сухой» разрабатывает полноценный самолет пятого поколения — ПАК ФА (на базе «Су — 35»), его первый полёт, вроде бы планируется на 2009 год.

— «Сухой» уже вплотную подходит к началу полномасштабных испытаний истребителей нового поколения, — прокомментировал заявление вице-премьера правительства РФ гендиректор АХК «Сухой» Михаил Погосян. — Программа создания этого самолета выполняется в полном соответствии с графиком. Сегодня ряд новых технологий отрабатываются на самолете «Су-35».

Как сообщили корреспонденту «СП» в Минобороны, разработка российского истребителя пятого поколения осуществляется совместно с Индией. Стоимость проекта оценивается в 10 миллиардов долларов. При этом расходы планируется покрывать на паритетных началах. Не так давно аналогичное соглашение о совместной разработке истребителя пятого поколения было подписано и с Бразилией.


…а самолет с «плюсами»

В.М.Чуйко, президент, председатель правления, генеральный директор ассоциации «Союз авиационного двигателестроения»:

— Мне не по душе формулировка 4++. Обычно так говорят, когда «срываются» сроки работ, либо нет стоящих мыслей по пятому поколению. Что касается самолета с «плюсами» — это очень глубокая модернизация того, что есть сегодня, и двигатели для него тоже, кстати, существуют. Разработаны два основных варианта. АЛ-31ФМ1 ФГУП ММПП «Салют» или изделие 117С НПО «Сатурн» вполне можно ставить на этот самолет, и он будет успешно летать. АЛ-31ФМ1 прошел государственные испытания и с 2007 г. состоит на вооружении ВВС РФ. Немного дополнительных усилий и финансирования, и «Салют» сможет создать АЛ-31ФМ2. Изделие 117С в минувшем году проверено в небе на современном многофункциональном истребителе Су-35. В принципе, и 117С, и АЛ-31ФМ1, в зависимости от выбора заказчика, способны обеспечить полеты самолета 4++.

Идею создания самолета пятого поколения и двигателей для него обдумывали еще в 80-е годы со сроками сдачи в эксплуатацию в 90-х. Но в силу ряда объективных и субъективных факторов, работы по ним были практически остановлены. Кроме непростого положения в экономике и почти полного нарушения кооперационных связей в период установления демократии в нашей стране на это повлиял ряд организационно-технических и субъективных причин, не позволивших получить двигатель пятого поколения в конце 80-х, хотя уже в то время были достигнуты положительные результаты, и средств на это выделялось достаточно.

Что касается сегодняшнего положения, я глубоко убежден в том, что в первую очередь, необходимо четко определить, а лучше и документально зафиксировать, что такое пятое поколение в принципе. И самолета, и двигателя. А уж затем начинать над ними работать, заключив договоры, где обязательно должны быть указаны конкретные графики выполнения работ и, что не менее важно, суммы их финансирования. Чтобы было с кого за это спрашивать. Работы по самолетам поколения «4 и плюсы», конечно, тоже имеют смысл в части модернизации действующего авиапарка и с точки зрения приобретаемого при этом опыта. Но создание ЛА пятого поколения — отдельный вопрос, где все организационные вопросы надо решать в соответствии с требованиями времени. Это и планирование работ, и обеспечение в соответствии с ним финансирования в полном объеме. У нас этого явления пока, к сожалению, нет, — сказал Чуйко в интервью изданию aviaport.ru.


Но Америка впереди

Истребители пятого поколения — одна из острых тем современной гонки вооружений. По мнению летчика-испытателя Михаила Власенко, требования к самолетам этого класса и на Западе, и в России предъявляются примерно одинаковые: многофункциональность, то есть высокая эффективность при поражении воздушных, наземных, надводных и подводных целей; кардинальное уменьшение заметности самолета в радиолокационном и инфракрасном диапазонах; способность осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности; автоматизация управления бортовыми информационными и помеховыми системами и пр.

США опередили Россию в области создания истребителя пятого поколения. Еще 15 декабря 2005 года в США вступила в строй первая эскадрилья таких самолетов F-22A «Рэптор». Но эти машины оказались слишком дорогими, и не могут претендовать на массовое производство. Решение вопроса с этим проектом откладывалось до вступления в должность нового президента США. Теперь Обама должен решить, стоит ли тратить гигантсткие суммы на покупку этих самолетов, считающихся самыми дорогими истребителями в мире. Цена одного F-22 составляет около 180 миллионов долларов.

Сейчас в США разрабатывается истребитель F-35, который в два раза дешевле (69,3 млн. долларов). И в его создании американцы несколько опережают нас. На сегодняшний день собрано 6 самолетов F-35 (включая первый опытный экземпляр), еще 17 машин находятся в сборочном цехе. Опытные самолеты выполнили к сегодняшнему дню 83 полета.

F-35 представляет собой многофункциональный ударный истребитель, выполненный с применением технологий обеспечения малозаметности типа «стелс». Истребитель будет выпускаться в трех конфигурациях — базовой для ВВС (CTOL), палубной для ВМС (CV) и с укороченным взлетом и вертикальной посадкой для корпуса морской пехоты США (STOVL). Боевой радиус действия F-35 составляет 1500 километров, практический потолок — 19200 метров. Максимальная скорость истребителя равна 2600 километрам в час. Боевая нагрузка варьируется от 5900 до 7700 килограммов.

Технико-тактические характеристики российских истребителей пятого поколения пока держатся в секрете. Но главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин охарактеризовал их так:

 — Анализ принятых решений и текущего хода разработки позволяют нам быть уверенными в том, что по своим тактико-техническим характеристикам и уровню боевых возможностей наш истребитель не будет уступать лучшим зарубежным аналогам. К 12 августа 2009 года Россия получит летный образец самолета пятого поколения и в этом же году он поднимется в воздух.

На учениях Pacific Vision-2008, прошедших в августе на американской авиабазе Хикем, состоялись виртуальные компьютерные поединки между американским истребителем F-35 и российским Су-35. В виртуальных боях российский истребитель одержал победу над американским истребителем пятого поколения. На учениях присутствовал представитель австралийского военного ведомства, который и сделал победу российского оружия достоянием прессы.


Lockheed Martin: F-35- черный пиар

В средствах массовой информации по всему миру появился целый ряд публикаций, в которых боевая эффективность самолета, позиционируемого американцами как лучший в мире, ставится под сомнение. «Черный пиар» появился совсем не вовремя с точки зрения концерна Lockheed Martin — производителя самолета. В целом ряде стран уже принято решение о закупке этого самолета, а информация о том, что есть самолеты, которые и лучше, и дешевле, чем F-35, ставит под сомнение целесообразность таких сделок. В поддержке черной пиар-компании Lockheed Martin подозревает и концерн Boeing, который настойчиво предлагает иностранным покупателям свои истребители F/A-18E/F Super Hornet. В итоге за честь F-35 вступился Пентагон. Представители Пентагона заявили, что на учениях ставились совсем иные задачи, нежели сравнение боевых возможностей самолетов разных стран и F-35 по-прежнему остается лучшим в мире. Соответствуют ли такие утверждения действительности, могут показать лишь реальные воздушные бои между новейшими американскими и российскими самолетами.


Из досье «СП»

Су-35 (Су-27М) — российский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель четвертого поколения. Разработан в ОКБ Сухого как дальнейшее развитие Су-27. Генеральный конструктор Су-35 — Михаил Петрович Симонов. Первый полёт совершён 28 июня 1988 года. Вылет первого серийного самолёта состоялся 1 апреля 1992 года. В первой половине 1990-х годов было выпущено 12 прототипов, впоследствии программа была приостановлена в пользу разработки Су-37 (впоследствии и эта программа была свернута в связи с крушением опытного экземпляра). В 2005 году принято решение о возобновлении разработки Су-35. Обновлённый истребитель получил индекс Су-35БМ.

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
;