В пятницу Российский студенческий союз предложил Министерству образования и науки РФ усовершенствовать процедуры реорганизации государственной вузовской сети и прописать механизмы защиты интересов студентов. Председатель студенческой организации Артем Хромов, обосновывая это обращение, пояснил: «Практика прошлых лет показала, что в процессе объединения вузов нередко игнорировались мнения работников учебных заведений и интересы студентов. Результатом реорганизации некоторых вузов стали рост стоимости обучения, сокращение преподавателей, интриги с арендой коммерческими структурами имущества вузов. Мы предлагаем Минобрнауки указать механизмы защиты прав и интересов студенчества при сокращении вузов. В частности, решение о реорганизации учебного заведения не может быть принято, если с ним несогласно большинство учащихся».
Напомним, в июле президент Владимир Путин заявил: «Необходимо до конца текущего года выявить неэффективно работающие вузы. Программа их реструктуризации, в том числе за счет присоединения к более сильным учебным заведениям, должна быть разработана и утверждена до мая 2013 года». В том же месяце его поддержал премьер Медведев: «Карфаген должен быть разрушен. Значительная часть вузов, которые не отвечают современным критериям, должна быть перепрофилирована или закрыта».
Минобрнауки уже разработало перечень критериев, по которым станет оцениваться деятельность государственных высших учебных заведений и приниматься решение о сокращении и объединении вузов. Вузы, которые попадут под сокращение, назовут в декабре на заседании коллегии Минобрнауки. А план по реорганизации и сокращению вузов и их филиалов министерство образования и науки РФ представит не позднее марта 2013 года.
Пытаясь успокоить взволнованное студенчество, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов в конце прошлого месяца пообещал, что реорганизация вузовской сети не повлечет за собой сокращения количества бюджетных мест. Однако приблизительно в то же время директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко заявила, что сокращение бюджетных мест в вузах неизбежно.
Ранее, в начале июня, министр образования Дмитрий Ливанов сказал: «В стране нужно сокращать количество студентов, обучающихся за счет государства». Также он сообщил, что в ближайшие три года количество вузов сократится до 30%.
Ректорское сообщество поддержало инициативы Минобрнауки. Об этом в июле сообщили ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий и ректор Санкт-Петербургского университета Николай Кропачев.
Впервые о «зачистке» вузов заговорили в 2008 году. Минобрнауки тогда решило, что их в России слишком много — около 37000, нужно «урезать» к 2012 году до 1500. Однако по какой-то причине «урезание» не состоялось. И вот к нему вернулись…
Единственная цель программы — уменьшение финансирования вузов, убежден доктор педагогических наук, президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков: «В США в 2007 году приняли федеральный закон «Соревнующаяся Америка», целью которого является привлечение как можно большего количества специалистов в научную отрасль и инженерию. У нас подобные проекты отсутствуют, зато имеются пожелания о сокращении числа вузов. Количество государственных вузов уменьшится, а все негосударственные «фантомные» останутся. И Минобрнауки не в состоянии их ликвидировать. Ранее они получили от государства лицензии и аккредитации. Чиновники выдали эти документы, вероятно, не безвозмездно. Попробуй их теперь закрыть!
«СП»: — А попытки предпринимались?
— Одна из комиссий Рособрнадзора пыталась лишить аккредитации несколько вузов. Пришла в один из них. Вуз — одна комната. Члены комиссии попросили: «Покажите бухгалтерские документы». «Бухгалтер заболела». «Покажите библиотеку». «Ключ потерялся». Комиссия составила акт противодействия, обратилась в суд. Прошло три года — ни одного заседания не состоялось. А учебное заведение, находящееся в московском районе Текстильщики, «цветет и пахнет». У него множество филиалов в северокавказских республиках и других регионах страны. Студенты не учатся: платят, получают зачеты и дипломы юристов и экономистов.
Удалось комиссии с огромным трудом закрыть лишь два «фантомных» вуза.
Большая часть таких заведений не занимается учебной деятельностью. Получив право выдачи государственных дипломов, она просто выдает их за деньги.
Доказать, что такой диплом фиктивный, практически невозможно, для этого следует доказать фиктивность самого высшего учебного учреждения. А как это сделать, если оно имеет государственную аккредитацию? Ни в одной стране мира, за исключением России и Китая, коммерческие вузы не выдают государственные дипломы.
Беда в том, что сократят не «фантомные» учебные заведения, а нормально функционирующие, но не дающие прибыли. Нарушения при желании можно отыскать в любом вузе".
«СП»: — Что произойдет с бюджетными местами?
— Чиновники от образования прогнозируют их сокращение на 30%. Но поскольку планируется ликвидировать 20−30% вузов, то число бюджетных мест уменьшится не менее чем на 50%. Кроме того, безработными останется огромное количество педагогов.
Учитывая все эти факторы, качество образования, которое и сегодня оставляет желать лучшего, существенно снизится.
Выпускники Бауманки не могут читать ни старые чертежи, ни новые. Выпустившиеся из МИСИ неспособны составить компьютерную графику. Подобных примеров — великое множество.
«СП»: — Какие вузы исчезнут?
— Часть будет объединена, количество мест для студентов существенно сократится. К Финансовому университету могут присоединить Всероссийский заочный финансово-экономический институт. Обсуждается возможность объединения педагогического и инженерно-педагогического университетов в Нижнем Новгороде.
Закроют юридические и экономические факультеты в технических вузах. Пока сложно предположить, какие еще заведения прекратят существование.
«СП»: — В прогнозе социально-экономического развития России, составленном Минэкономразвития, среди прочего сказано, что к 2015 году у нас станет на 1 миллион студентов меньше. Чем это грозит системе высшего образования страны и самой стране?
— Составляя прогноз, специалисты министерства исходили из единственного ограничения — демографии. Действительно, к этому году произойдет существенный производственный и демографический спад. В стране уже закрываются школы, вот-вот станут закрываться вузы. Но затем начнется рост населения. Куда пойдут учиться подросшие дети? Россия превратится в страну неучей.
Справка «СП»
Согласно ежегодному рейтингу World Reputation Rankings, который проводится британской газетой «The Times», в топ-100 мировых вузов российские высшие учебные заведения в этом году не попали. В прошлом году в нем оказался лишь один вуз — МГУ имени М. В. Ломоносова. Он занял 33 место.
В настоящее время объем мирового рынка образовательных услуг составляет около 40−45 миллиардов долларов. Из них 40% рынка контролируют США. Активные участники процесса — Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, страны Восточной и Юго-Восточной Азии.
Россия, как экспортер образовательных услуг, контролирует лишь 1−1,5% рынка. Другими словами, мы и сегодня отнюдь не блещем. А что будет завтра?
Фото ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков