Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
3 октября 2012 18:01

По кривой дорожке

Минтранс чудесным образом «удешевил» строительство автобанов

263

Министр транспорта России Максим Соколов внезапно оспорил общеизвестные данные, что строительство автомобильных дорог в России обходится значительно дороже, чем в зарубежных странах с аналогичными природными условиями. По мнению Соколова, это миф: мы строим «значительно дешевле, чем в Германии, Франции и схожей с Россией по климату Канаде, дороже российских дорог обходятся американские и испанские, а дешевле — финские и китайские».

По мнению чиновника, для справедливого расчета необходимо унифицировать его, этого расчета, методики. В частности, исключить налог на добавленную стоимость и затраты на подготовку территорий, в том числе — на выкуп земель у владельцев. Тогда, утверждает министр, без учета качества полотна и ширины дороги в среднем строительство 1 км полосы стоит 41 млн рублей. То есть якобы дешевле, чем почти во всех зарубежных странах.

Что же говорят другие доступные источники? Эксперты Всемирного банка ставят Россию на 48-е месте в мире по доступности и качеству транспортной инфраструктуры. А по качеству автомобильных дорог наша страна и вовсе занимает 111-ю строчку.

И это пресловутое «качество» обходится отечественному налогоплательщику весьма недешево. В частности, в свое время стоимость реконструкции Московской кольцевой автодороги (МКАД) превысила 100 млн долларов США за километр, Третьего транспортного кольца (ТТК) — 117 млн долларов. Но сегодня и эти цифры не предельны. Так, журналисты подсчитали, что изначально запланированная стоимость строительства современной автомагистрали в олимпийском Сочи достигала 140 миллионов долларов за километр. Этих денег достаточно, чтобы выложить дорогу устрицами слоем 6,37 см, оригинальными сумками от Louis Vuitton — слоем в 9 см, норковыми шубами — 4,7 см, залить коньяком «Хеннесси» на глубину 13,85 см или закидать 100-долларовыми купюрами слоем почти 3 мм. Однако, как показала практика, реальные расходы на строительство этой дороги оказались значительно выше.

А стоимость одного километра Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге превысила 150 млн долларов. Впрочем, рекордсменом по дороговизне возведения автотрасс все равно остается Москва. Только первый участок Четвертого транспортного кольца в районе Шоссе Энтузиастов обошелся налогоплательщикам в 716 миллионов (!) долларов за километр. Даже километр Большого андронного коллайдера, возводимого в дорогостоящей Швейцарии на глубине 100 метров с огромной и очень сложной системой охлаждения обошелся «всего лишь» в 370 млн долларов.

Ну хорошо, это рекорды. А что же средние цифры? По расчетам НПЦ «ОПОРА» (Санкт-Петербург), средняя стоимость километра дороги обычного типа в России колеблется в пределах 100−200 миллионов рублей, а скоростная двухполосная дорога стоит около 400 миллионов рублей за километр. Современная автомагистраль обойдется уже в 600−800 миллионов рублей за километр, что в 2−3 раза дороже, чем средняя цифра по Евросоюзу.

Данные доктора экономических наук профессора Никиты Кричевского также однозначно опровергают тезис министра транспорта. По его словам, средняя стоимость строительства километра дороги в Китае составляет 2,2 миллиона долларов, в США — 5,9 миллионов, в ЕС — 6,9 миллионов. В России, согласно Федеральной целевой программе от 2010 года, средняя стоимость строительства километра автодорог в 2010—2015 годах должна достичь 17,6 миллиона долларов. Дорого обходятся не только уже упоминавшиеся рекордные примеры, но и дороги попроще. Например, средняя расчетная стоимость строительства автодорог в Краснодаре и Новороссийске превышает 32 миллиона долларов за километр. Расходы на Центральную кольцевую автодорогу в Московской области, так называемую «бетонку», достигли 40 миллионов долларов на километр. Трасса Москва — Петербург (с 15-го по 58-й км) обходится в 65 миллионов за километр. Рекордным в этом ряду он называет Западный скоростной диаметр (ЗСД) в Санкт-Петербурге, где километр стоит в среднем 140 миллионов.

«СП» — Никита Александрович, а как Минтранс получил свою таблицу, согласно которой у нас строительство дорог обходится очень дешево?

— Я читал эту информацию министерства. Каким чудесным образом выведены его цифры — большая загадка. Мы считали свои цифры иначе, включая дороги в чистом поле. Берем не четыре рекордных километра в Москве, а сотни федеральных трасс. Траты на коррупционные выплаты тоже надо учитывать, потому что как раз эти пункты показывают, где работают незаконные схемы. В этом весь смысл сравнения. Результаты расчетов вы видели.

Гораздо понятнее, зачем Минтранс сделал сейчас это заявление. Приравняв на бумаге расходы на дорожное строительство к минимальным зарубежным показателям, ведомство как бы обосновало низкое качество наших «автобанов» их якобы низкой стоимостью. И теперь, как бы ради повышения качества, будет выбивать в правительстве дополнительное финансирование. Только на самом деле, надо полагать, эти деньги уйдут туда же, куда и ранее выделенные — на качестве работ увеличение инвестиций у нас точно не отражается. Значительная часть денег уходит именно на покрытие коррупционной составляющей.

«СП» — Что свидетельствует в пользу этой версии?

— В свое время еще бывший министр транспорта Левитин сделал доклад в правительстве, из которого следовало, что стоимость возведения дорог в соседних регионах может отличаться более чем в 20 раз. Никакой разницей в стоимости песка или щебня это не объяснить. Зато о многом свидетельствуют факты, когда перед утверждением плана строительства дорог эти земли кто-то быстро покупает. Потом оказывается, что за купившей фирмой стоит определенный чиновник, перепродающий впоследствии участок городу втридорога. Вот всем известный пример: новая дорога Москва — Санкт-Петербург поначалу должна была пройти через Молжаниново. А там земли незадолго до того приобрели структуры госпожи Батуриной. К ней выходили от федеральных структур с конкретными предложениями по выкупу земель, но не сошлись интересами. Именно поэтому снесли кусок Химкинского леса, чтобы обойти молжаниновский участок.

«СП» — Вспоминается заявление Владимира Ресина, которое он сделал несколько лет назад о том, что до 62% денег на строительство дорог в Москве уходит на их выкуп.

— Да, и эта цифра содержит определенный коррупционный потенциал. Ну не могут у нас в стране гравий, асфальт и, тем более, рабочая сила стоить во много раз дороже, чем за рубежом.

«СП» — Такая коррупционная наценка для налогоплательщика…

— У нас в стране в отношении инфраструктурной сети работает правило «три раза по четыре»: в четыре раза дороже стоит построить километр дороги, чем в странах с аналогичными природными условиями; в четыре раза меньше эта дорога служит по времени; в четыре раза дороже обходятся ремонт и эксплуатация дороги. Эта формула не меняется уже многие годы.

Иллюстрация: Иван Шишкин. Лесной пейзаж. Дорога 1876

Последние новости
Цитаты
Юрий Афонин

Заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Константин Затулин

Депутат Госдумы, руководитель Института стран СНГ

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня