Российским авиакомпаниям, возможно, разрешат нанимать иностранцев для работы пилотами, что настоящим законодательством пока запрещено. Об этом в интервью газете «Ведомости» рассказал глава Минтранса РФ Максим Соколов.
Существующий в стране дефицит летных специалистов министр оценил в тысячу человек. «Результат любого дефицита — возникновение монопольно высоких цен, в данном случае мы говорим о зарплатах летного состава», — отметил он.
По мнению Соколова, допуск иностранцев для работы в нашем небе не даст быстрых результатов, но, по крайней мере, приведет российское законодательство в соответствие с международным. Начать же он предложил с изменения 56-й статьи Воздушного кодекса, которая запрещает российским авиакомпаниям нанимать иностранных пилотов.
К слову, идея покрыть кадровый голод в отечественной гражданской авиации за счет привлечения зарубежных специалистов витает в воздухе. Еще в октябре 2009 года ряд крупных российских авиакомпаний обратились в Министерство транспорта и Госдуму с просьбой позволить им нанимать иностранных летчиков. Мотивация: авиапарки укомплектованы в основном иностранными самолетами, управлять которыми могут далеко не все наши пилоты.
С тех пор проблема нехватки рук для штурвалов не стала менее острой. В «Трансаэро», например, рассказали, что ежегодно отрасль нуждается в притоке почти 800 новых пилотов. Только в одном из главных национальных перевозчиков — компании «Аэрофлот» — в настоящее время не хватает 150 летчиков.
Между тем, главный редактор портала Avia.ru, эксперт по авиации Роман Гусаров считает, что в этой ситуации виновато, прежде всего, само транспортное ведомство:
— Кадровый голод — это результат бездействия самого Минтранса. Отрасль давно предупреждала федеральные органы о том, что рано или поздно здесь начнутся большие проблемы. Об этом свидетельствовала статистика: ежегодно авиационные вузы готовили в десять раз меньше пилотов, чем списывалось с летной работы. И было ясно, что, в конце концов, эти два потока с грохотом пересекутся. Сегодня это и произошло. Ныне основным тормозом развития наших авиакомпаний является не нехватка самолетов, а именно отсутствие кадров — некому летать! И это, в свою очередь, порождает целый клубок других проблем.
«СП»: — Поясните?
— Во-первых, нарушается законодательство. То есть летчики летают больше положенных санитарных норм, что, понятное дело, приводит к утомляемости и, как следствие, — к ошибкам. Посмотрите: что ни катастрофа, то «человеческий фактор». Второе — падает дисциплина среди пилотов. Потому что они начинают рассуждать так: мол, куда вы денетесь, все равно больше брать на работу некого. Это еще и задирает уровень зарплат до невероятных высот — по 300−400 тысяч рублей в месяц получают пилоты. Наверное, их эта ситуация устраивает. Но не устраивает авиакомпании, не устраивает пассажиров, которые, в конечном счете, и платят эти зарплаты летчикам. Причем незаслуженно высокие. Поэтому как-то надо решать этот вопрос.
«СП»: — И лишь иностранцы тут помогут?
— Было время, когда мы могли обеспечить наши авиакомпании собственными пилотами. Надо было просто решиться на коренное реформирование системы образования. Звучали, в общем-то, слабые голоса на этот счет. Но никто не решился систему реформировать. А у нас она сегодня крайне неэффективна. Пилотов готовим очень долго, даем им высшее образование с кучей ненужных сопутствующих предметов, которое совершенно ни к чему. Получается дорого, но на выходе мы имеем человека с высшим образованием, который не умеет летать. И которого еще авиакомпаниям приходится долгое время и за огромные деньги доучивать.
Однако менять такую практику не захотели, наоборот, решили еще накачать систему подготовки (такую, какая она есть) деньгами. Увеличили там раза в два набор. Но это ситуацию не спасает. Поэтому выход один: если хотим и дальше развиваться, если не хотим отдать собственное небо иностранным авиакомпаниям, то нам придется открыть (пусть даже на какое-то время) небо и дорогу в наши авиакомпании иностранцам. Другого не дано. Как говорится: «Заграница нам поможет».
«СП»: — Но у нас есть и военные летчики. Почему бы не переобучить их?
— Гражданская авиация давно пополняется за счет военных летчиков, которые переучиваются. Но и этот поток небесконечен. К тому же в военные училища сейчас набор курсантов почти не ведется. Там тоже кадры потихонечку истощаются. То есть те, кто хотел прийти в гражданскую авиацию, — пришли. Конечно, хотелось бы своих. Нужна была смелость не держаться за эту систему образования, за этот безумный бюджет подготовки пилотов, который сегодня выделяет государство. Я так понимаю, это кому-то просто выгодно — ведь деньги немалые. Чем больше учат, чем больше программа, тем больше денег даст государство. Чем же плохо? Поэтому, к сожалению, слабая мотивация сегодня у тех, кто принимает решения, чтобы что-то изменить серьезно.
«СП»: — Ну а какие специалисты к нам пойдут?
— Зарплаты у наших летчиков сегодня вполне соответствуют европейским. А санитарные нормы даже ниже. Т.е. те в год больше летают за такую же зарплату. Понятно, что в первую очередь мы привлечем бывших соотечественников — пилотов из стран СНГ, которые не имеют таких зарплат, как в России. Скорее всего, придут пилоты из Украины, Белоруссии, Молдавии, из Средней Азии. Для их авиакомпаний это окажется большой проблемой, ведь мы будем «высасывать» у них лучшие кадры. Правда, сами пилоты давно стремятся сюда и интересуются, как им тут закрепиться. Поэтому если им сейчас разрешат, то они, конечно же, немалым потоком хлынут на российский рынок.
«СП»: — А как это отразится на безопасности полетов?
— С квалификацией у них все нормально, они летают на таких же самолетах, на такой же западной технике. В конце концов, есть же система подготовки по летному делу — никто ее не отменял. Так что на безопасности, я уверен, это не отразится. Это отразится на уровне зарплат, которую платят пилотам. Ну, потому что если новички явно насытят рынок, то не будет уже такой практики, когда российские авиакомпании друг у друга перекупают, переманивают пилотов — как на аукционе. Как говорится, кто больше даст. А зарплата — это немалая составная часть в стоимости билета. Это должно снизить финансовую нагрузку на авиакомпании и несколько «взбодрить» пилотов, повысить их дисциплину. Напомнить, что они должны серьезнее относиться к профессии.
Заместитель начальника летно-испытательного комплекса аэродрома Киржач, пилот гражданской авиации Олег Башмаков, в свою очередь, не оценил идею Минтранса:
— Да, сейчас в Воздушном кодексе записано, что членами экипажей воздушных судов могут быть только граждане России. Но связано это, в первую очередь, с тем, что командир воздушного судна за рубежом представляет интересы государства. То есть я, находясь за границей, на воздушном судне, являюсь и консулом, и всем-всем — как капитан корабля. Самолет — это территория нашего государства. А гражданин, скажем, Великобритании или гражданин ЮАР (неважно какой страны) будет отвечать нашим интересам? Это же наемник!
Считаю предложение правительства в корне неправильным. Надо поднимать свою экономику, надо поднимать свою авиацию, а не вкладывать наш капитал, мозги, ресурсы в чужую. Конечно, проще взять за границей готового специалиста вместо того, чтобы заниматься подготовкой молодежи у себя в стране. Но это прямая дорога к полной деградации. А ведь чтобы подготовить нормального командира воздушного судна — от школьной скамьи до летчика первого класса — необходимо 8−9 лет. Так и было в советское время: он приходил сначала на Ан-2, потом садился на Ан-12, потом — на Як-40… И так шагал, шагал, шагал и доходил до первого класса. И это не просто уровень технической подготовки был — это был образ мыслей. Сейчас училище закончил, сорок часов налета, английский хорошо знаешь — бух, в кабину «Боинга». Девять часов в полете. Прилетели куда-нибудь в Таиланд — 6−8 часов поясных, восемь или девять — стоянки, и назад. Вот так их и выжимают…
Фото Дмитрий Суходольский/ Интерпресс/ ИТАР-ТАСС