Общество

Бесцельное

Писатель Александр Мелихов критикует Совет при президенте

  
24

Мы давно догадывались, что при президенте имеется какой-то малозаметный Совет по культуре, поскольку культура дело государственное. Хотя «потребляем"-то мы культуру, разумеется, не ради государственной пользы, а ради тех радостей, которые она нам несет, защищая нас от скуки и безобразия окружающего мира. Но и государство, населенное психологически, экзистенциально защищенными людьми, выигрывает неимоверно, освобождаясь от алкоголиков, наркоманов, депрессивных страдальцев.

При этом культура — это еще и «имидж». Только имена Достоевского, Толстого, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, Кандинского и Малевича, как бы к ним ни относиться, не позволяют видеть в России «Верхнюю Вольту с ракетами». Словом, я не удивился, когда некоторое время назад по новостным каналам прокатились сообщения о встрече Путина с членами Президентского совета по культуре и искусству. Член Совета Александр Архангельский использовал точный образ: совещание лишь поворот ключа для запуска двигателя, но как станет работать государственная машина и куда она двинется, — вопрос не к совещанию, каким бы представительным оно ни было.

А что представительное оно, то представительное. Сплошь имена известные если уж не всей стране, то, как минимум, профессиональному сообществу. Хотя, зная своих коллег писателей, легко предвижу ворчание, что не представлены такие-то имена, такие-то направления…

Но как бы так можно было составить совет, чтобы ни имя, то бронза? И вообразилось: рядом с президентом заседают Пушкин, Достоевский, Толстой, Маяковский…

И Пушкин заявляет прямо в камеру: «Подите прочь, какое дело поэту мирному до вас! И мало горя мне, свободно ли печать морочит олухов!» Маяковский в ответ призывает сбросить Пушкина с парохода современности. Толстой требует отправить туда же и самый пароход. Достоевский же предлагает объединить церковь с государством, дабы бороться с идеей либерализации и прагматизма.

Увы, суждения великих обогащают и стимулируют эстетическую и социальную мысль, но — гениальные творцы слишком яркие, своеобразные и пристрастные личности, чтобы определять культурную политику.

Но кто же тогда может ее определять? На совещании речь шла в основном о «потреблении» и тиражировании искусства, но культура-то прежде всего созидание нового! Однако на совещании почти ничего не говорилось о поддержке и стимулировании тех сил, которые порождают новых творцов.

Так попытаемся же вспомнить и вдуматься, какая сила породила плеяду великих русских писателей за такой короткий срок, что они могли бы быть по возрасту сыновьями одной матери? Какие культурные институты и финансовые вливания породили Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Достоевского, Толстого?

Нет, я целиком за то, чтобы минимум вдвое повысить зарплату учителям, музейным и библиотечным работникам, однако при всем моем преклонении перед этими святыми людьми я не могу смешивать три эти ремесла — хранение, тиражирование и творчество.

Культура во все времена служила не целью самой себе (такую культуру можно назвать мастурбационной), но средством достижения каких-то более высоких целей. Марши исполнялись не для того, чтобы воодушевиться и разойтись, но для того, чтобы воевать. Мессы тоже исполнялись не для того, чтобы возвыситься душой и прослезиться, но для того, чтобы приблизиться к Богу. И если культура не знает цели выше самой себя, она не может не быть мелкотравчатой: в искусстве становится королем тот, кто согласен быть слугой чего-то более высокого. Общенациональную цель задают не советы, но скрытая в массах национальная аристократия. К чьему голосу и должно прислушаться государство.

Не будет аристократии — не будет и культуры, как друзья вы ни садитесь, в каком порядке и в каком составе.

Иллюстрация: В.А. Тропинин. «Портрет Пушкина». 1827 г.; democrats.ru

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Леонид Ивашов
Леонид Ивашов

Я сотрудничаю только с теми изданиями и информагентствами, которые имеют смелость говорить правду. И особенно уважаю те редакции и тех людей, которые пытаются не поверхностно взглянуть на происходящие события, не бросить в угоду моменту что-то сенсационное, а копают в глубину, добираясь до истины.

«Свободная пресса» — как раз такое издание, не побоюсь этой фразы, любимое мной. И поэтому я всегда с удовольствием и весьма добросовестно сотрудничаю с ней.

Издание — с юбилеем. Моряки говорят: так держать! Это сегодня очень и очень необходимо России — честная, глубокая правда!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня