13 ноября Государственная Дума в первом чтении рассмотрит законопроект об упрощенном предоставления российского гражданства бывшим соотечественникам.
Соответствующие поправки в закон «О гражданстве Российской Федерации» 31 октября уже одобрены на очередном заседании Совета Федерации. В Госдуму их внесли члены Совета Федерации Ильяс Умаханов и Владимир Джабаров. Затем к сенаторам от Дагестана и Еврейской АО присоединился еще и бывший хоккеист, представляющий Приморье, Вячеслав Фетисов.
Смысл нововведений в том, чтобы давать гражданство соотечественникам, проживающим за рубежом, в упрощенном порядке. То есть — без проживания в России на протяжении пяти лет, без подтвержденного источника дохода и без экзамена по русскому языку.
Наверное, многие сочтут этот закон полезным. Действительно, часто приходят сообщения о нарушении прав русских за рубежом, в частности, в республиках Средней Азии, той же Туркмении, или в Прибалтике с ее постоянно обостряющимися языковыми барьерами. Однако не все так просто, ибо закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» дает очень расплывчатое понятие «соотечественник».
В частности, из определения «соотечественника» следует, что им признается «лицо, состоявшее в гражданстве СССР, проживающее в государстве, входившем в состав СССР, получившее гражданство этих государств или ставшее лицом без гражданства». То есть — все граждане бывшего СССР, родившиеся до его распада. Например, гастарбайтеры, которые сегодня работают, например, дворниками и строителями.
Конечно, некоторые из них получают гражданство и сегодня. Однако это сопряжено с огромными трудностями, на преодоление которых далеко не у всех хватает денег и терпения. Несмотря на общественное напряжение, возникающее в связи с ростом нелегальной миграции, некоторые правозащитники активно им в этом содействуют. В частности, известная калужская правозащитница Татьяна Котляр прописала у себя в квартире едва ли ни сотню гастарбайтеров, чтобы обеспечить им пятилетнее проживание в России. Есть еще и коррупционная составляющая, когда за определенную мзду можно получить гражданство, имея стаж проживания и источники доходов только на бумаге. Причем в том же Узбекистане работают целые нелегальные агентства, посредничающие в получении такого рода услуг. Однако при этом Федеральная миграционная служба не нашла оснований, скажем, для приема в гражданство двукратной Олимпийской чемпионки в спортивной гимнастике Марии Филатовой, родившейся в Кемеровской области, ставшей знаменитой в советские времена, но оказавшейся в США. По словам главы ФМС Константина Ромодановского, у нее недостаточно заслуг перед нашей страной.
При этом отмечу, что уже достаточно давно идет процесс так называемой натурализации зарубежных спортсменов, чтобы у них было право выступать за сборную России. Но и тут случаются весьма любопытные казусы. Камерунский футболист Жерри-Кристиан Тчуйсе получил российское гражданство в начале «нулевых» годов, однако сразу после его получения «заигрался» за сборную Камеруна и сейчас с российским паспортом живет во Франции.
Но вернемся к законопроекту Умаханова-Джабарова-Фетисова… Часто законопроекты, вносимые сенаторами, пылятся в Думе годами, а потом отклоняются как неактуальные. Однако в этом случае парламентарии проявили чудеса оперативности. Профильные думские комитеты по делам национальностей и по конституционному законодательству рекомендовали принять проект закона в первом чтении.
Оперативность на самом деле неудивительна. Потому что один из авторов законодательной инициативы Ильяс Умаханов справедливо замечает, что лично Владимир Путин в своих предвыборных статьях поднял вопрос о необходимости предоставлять российское гражданство тем, кто был гражданином СССР, прямым потомком родившихся в Советском Союзе или даже в Российской империи. Недавно данную позицию российской власти на официальном уровне поддержал глава МИД Сергей Лавров.
Многие полагают, что Владимир Путин проводит политику «замещения» избирателей, которые все менее активно голосуют за власть, на тех, кто сейчас не голосует сам, но участвует в так называемых каруселях на избирательных участках. Иного объяснения для массового приема в российское гражданство граждан бывшего СССР придумать сложно. Есть еще имперские комплексы, но до сего времени никакого законодательного оформления они не получали.
Очень часто приходится слышать, что в России не хватает рабочих рук, поэтому без мигрантов Россия развиваться не сможет. В частности, об этом применительно к Москве говорил столичный вице-мэр Андрей Шаронов, но и он оговорился, что речь идет, прежде всего, о высококвалифицированной рабочей силе, за которую еще предстоит выиграть конкуренцию у стран Европы. Если не выиграем, то гражданство придется давать не профессорам и врачам, а дворникам и строителям. Что в свою очередь породит демпинг на рынке труда. Об этом уже предупреждают, в частности, непримиримые политические оппоненты — один из лидеров ФНПР Александр Шершуков и председатель оппозиционного «Демократического выбора» Владимир Милов.
Опасения оппозиции насчет роста межнациональной напряженности и ситуации на рынке труда не разделяет один из авторов законопроекта, вице-спикер Совета Федерации Ильяс Умаханов. По его словам, законопроект касается только коренных народов России и главным образом титульной нации — русских. При этом сенатор ожидает, что в Россию вернутся люди с высшим образованием, потребность в которых как раз не оспаривается.
«СП»: — Жители каких стран, по-вашему, чаще будут обращаться за получением гражданства в особом порядке?
— Это будут жители бывших советских республик, потому что там осталось очень много русских людей, у которых есть проблемы с получением социальных благ или, например, с продвижением по службе. Речь идет о тех, кто остался в Прибалтике, Средней Азии, Закавказье. Будут и жители дальнего зарубежья. Но я не уверен, что они готовы переехать в нашу страну. Им, скорее, важна связь с Родиной, а не дом и рабочее место.
«СП»: — По вашим оценкам, соотечественников насчитывается 20−25 миллионов человек и, по данным МИД, 52% из них готовы вернуться в Россию. Справится ли экономика России с таким потоком?
— Это трудный вопрос. Но на Востоке говорят: «Копать колодец надо до того, как захочешь пить». Нужна большая подготовительная работа, потому что какие-то социальные трения в регионах, где есть рост безработицы или низкие зарплаты, допустить нельзя. Но в данном случае мы говорим о переселении. Для этого есть государственная программа с механизмами, инструментами и финансовыми ресурсами для обеспечения сограждан жильем и работой. Хотя на данном этапе мы к такому притоку не готовы.
При этом Ильяс Умаханов признает проблему крайне размытого определения «соотечественник» в законодательстве. Он предлагает его пересмотреть, снять все противоречия. Но сделать это уже после принятия поправок в закон о гражданстве.
Старший научный сотрудник Института экономической политики Сергей Жаворонков считает, что прослойка людей старшего поколения, воспитанных в советское время на идеалах интернационализма и образе «советского человека», которых как раз и можно отнести к соотечественникам, уже выбрана.
— Сейчас в Россию едет молодое поколение, с трудом изъясняющееся на русском языке, нередко пропитанное идеями радикального ислама, относящееся к коренному населению в лучшем случае безразлично. Чаще — с завистью и враждой.
«СП»: — И каково влияние этих людей на экономику? По мнению экономиста Константина Сонина, например, без мигрантов российская экономика будет нести огромные потери.
— В России дефицит квалифицированной рабочей силы. Грубо говоря — инженеров, прорабов, а не неквалифицированных рабочих. Единственная причина найма мигрантов — это масштабный демпинг на рынке труда, их вовлеченность в коррупционные схемы. Хороший пример — система столичного ЖКХ, откуда в начале нулевых были выдавлены россияне. С налогоплательщиков списываются расходы на заработные платы во многие десятки тысяч рублей каждая, за которую с удовольствием пошли бы работать и местные жители. Но и мигранты этих приличных денег не видят. Им платят процентов тридцать от положенной суммы, а остальное оседает в карманах чиновников. Кроме того, о какой честной конкуренции, стимулирующей развитие экономики, можно говорить, когда за легального работника надо платить социальные платежи и подоходный налог, а мигрант ничего не платит? Так что абстрактные рассуждения о пользе привлечения иностранной рабочей силы для бизнеса и роста ВВП можно парировать не менее обоснованными утверждениями, что для роста ВВП нужен высокий уровень заработных плат, умеренный уровень налогов и высокий уровень потребительских расходов, которые будут осуществляться в России, а не в виде денежных переводов в Среднюю Азию.
«СП»: — Но предлагаемый законопроект, в принципе, касается соотечественников. Его авторы утверждают: главным образом — этнических русских, проживающих на территории стран СНГ.
— Под эти разговоры в свое время как раз и вводился безвизовый режим со Средней Азией. Но с самой тяжелой для русских страной — Туркменистаном — уже введены визы. Основная же масса русских проживает в Казахстане, который обладает ВВП на душу населения лишь немногим ниже российского. И миграция откуда минимальна. Равно как, например, из Украины и стран Балтии. В Киргизии сейчас проживает 8% русских, в Узбекистане — менее 5%, в Таджикистане — 1%. И России ничего не мешает установить для них льготный порядок получения гражданства, что будет являться повторением опыта цивилизованных стран.
Фото: Кирилл Каллиников/ РИА Новости