Деревня Шаляпино, расположенная неподалеку от старинного города Плес Ивановской области, пока не входит в список секретных объектов. Тем не менее, концентрация сотрудников спецслужб на деревенских улицах не меньше, чем в центре российской столицы. Считается, что именно здесь, на заповедных берегах Волги, будет построена одна из новых резиденций первых лиц нашего государства. Поэтому, обитатели Шаляпино уже сейчас привыкают жить в обстановке особого режима, за высоким забором с колючей проволокой.
Атака на тихий провинциальный уголок началась без предупреждения. «Даже в тяжелые постсоветские времена мы свою жизнь считали раем. Пейзажи — взгляд не оторвать, рядом красавица Волга, — рассказывает местная жительница Галина Шерстянникова. — Ад начался после того как обнесли наши дома забором с колючей проволокой, а путь к реке преградили трехметровым металлическим заграждением. Деревеньку окружила массивная строительная техника — шум, непролазная грязь. На автомобилях теперь сюда не добраться, да и единственная оставшаяся тропинка — сплошная полоса препятствий. Фотографировать и вести видеосъемку нам запретили…».
Поступиться своей свободой и удобствами ради высших государственных интересов местных жителей никто не просил. Напротив, районные и областные власти предпочитали рассуждать о вещах сугубо коммерческих. «В самом начале этого ужаса нам сказали: „Беспокоиться не о чем. Строительство ведет крупный французский инвестор. Развивается туристический кластер“. Мы подумали, может, действительно что-нибудь получим от этого? Не тут-то было — получили непрекращающиеся проблемы и страдания, — говорит жительница деревни Анна Дорофеева. — Попасть домой можно только через пропускной пункт, о гостях должны заранее предупреждать охранников. Газ в баллонах из-за разрушенной дороги привезти невозможно».
Версию о неком французе, благодаря предприимчивости которого обитатели деревни попали в самое настоящее окружение, в беседе с Ксенией Собчак и Михаилом Зыгарь на телеканале «Дождь» озвучил и сам губернатор Михаил Мень:
Зыгарь: — Здесь какое-то мощное строительство.
Мень: — О, это знаменитое место. Это один французский инвестор строит сад. Это будет очень интересный проект, он делает дренажную систему для будущего сада.
Собчак: — А зачем ему посередине леса сад?
Мень: — Это на берегу Волги, не совсем посередине леса.
Альтернативная версия происходящего формулируется не столь замысловато. К примеру, по мнению жителя расположенного неподалеку города Плеса, уроженца Шаляпино Дмитрия Захарова, стройка имеет прямое отношение к возводимой поблизости дачи для президента Путина, которая сооружается на территории бывшей базы отдыха, что впритык к Шаляпино. Поэтому, считает Захаров, «…беды шаляпинцев — из-за строительства угодий для президента».
Факт возведения на месте заброшенной базы отдыха некого объекта местные власти не отрицают, но точное его предназначение назвать категорически отказываются. К примеру, по словам губернатора, премьер Дмитрий Медведев бывает в Плесе исключительно из-за потрясающей красоты здешних мест, и «…реально помогает Ивановской области», участвуя «…в судьбе дворянской усадьбы Черневых, которая была блестяще отреставрирована». А это обстоятельства, по мнению главы региона, «порождает определенные слухи». Правда, в объяснениях заместителя главы Приволжского района Игоря Буглака все же звучат характерные оговорки:
«СП»: — Что собой представляет этот объект? Для каких целей строится?
— Определенно ответить не могу. Это здание.
«СП»: — Один из шаляпинцев утверждает, что там сооружается дача для Путина.
— Не исключено. Но точного ответа дать не могу.
«СП»: — Какой объект станет результатом строительства возле Шаляпино?
— Администрация не давала разрешения на строительные работы в этом месте.
«СП»: — Но они идут полным ходом, люди страдают…
— Не слышал об этом.
Первый заместитель главы Плесского городского поселения (в составе которого находится Шаляпино) Илья Картошкин тоже знает о грандиозной стройке. И считает, что «…жителям деревни она никаких неудобств не доставляет».
«СП»: — Что строится?
— Экологический объект.
«СП»: — Не расскажете ли о нем подробнее?
— Подробнее не знаю.
«СП»: — Кто строит?
— И этого не знаю.
«СП»: — Но вы руководите районом, где это происходит.
— Я не владею информацией об этом.
Местные жители, напротив, на отсутствие информации не жалуются. «Усадьбу Миловка принялись усиленно возрождать после посещения этого места Медведевым. Затем у проживавших поблизости людей отобрали картофельные поля и проложили по ним трассу к Миловке, — утверждает житель Шаляпино Дмитрий Захаров. — Вскоре деревню превратили в резервацию и стали что-то вокруг активно строить. Почему такое количество потрясающих событий обрушилось на тихий, запущенный Плес и окрестности только после приезда Медведева?».
Мнение своего земляка разделяет и жительница Плеса Татьяна Александрова: «Премьер наведывается в эти места часто. И всегда посещает деревню Миловка, где возрождается бывшая графская усадьба Горбуновых-Черневых. «Всем известно, что усадьбу превращают в дачу для Медведева. Бывает здесь и его супруга. Останавливается в местном отеле «Частный визит», минимальная стоимость номеров в котором — 7500 рублей в сутки. Но, думаю, ей делают скидку. А действующий глава государства сюда пока не приезжал. «Путинский» особняк стали возводить позднее. Вероятно, Медведев рассказал ему о прелести этих мест». Правда, как с горечью замечает Татьяна, высокопоставленный ценитель среднерусской природы наверняка забыл упомянуть о простых обитателях Плеса и его окрестностей. Иначе созданную на месте деревни Шаляпино резервацию, нужно считать неотъемлемой частью восстановленной графской усадьбы, с ее псарнями, конюшнями и крепостными крестьянами.
Фото: Алексей Никольский/РИА Новости