Общество

Инвалидам запретили взлет

Верховный суд разрешил авиакомпаниям не пускать их в самолеты

  
87

Верховный суд признал законным пункт приказа Министерства транспорта от 2007 года, в котором авиаперевозчикам предоставлено право не допускать на борт воздушных судов больных на носилках и пассажиров в инвалидных креслах, если самолет не оснащен специальным оборудованием. Отмены подобной дискриминации людей с ограниченными возможностями давно, но тщетно добивается Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль в действии» (ОЗПП).

Юрист ОЗПП Алексей Давыдкин говорит, что приказ Минтранса давным-давно устарел, но по сей день позволяет авиаперевозчикам не оборудовать в лайнерах места для маломобильных граждан:

— Представьте: инвалиду-колясочнику нужно переместиться в другой регион для обследования, а представитель авиакомпании в аэропорту говорит: «Не-льзя-я, хоть вы и заплатили. В самолетах нашей компании места для таких не предусмотрены. Приказ Минтранса позволяет авиакомпаниям отказывать в перевозке инвалидам по причине отсутствия возможности для их размещения. С другой стороны, это ведомство не устанавливает для компаний количество воздушных судов, которые все же следует приспособить для перелета этой категории граждан. Поэтому перевозчики сами решают, какое количество мест оборудовать для инвалидов. Или не оборудовать.

Они не видят смысла в создании таких мест — закон позволяет им не нести никаких обязательств перед маломобильными людьми. К тому же перевозчики не желают расходовать дополнительные деньги.

«СП»: — Инвалиды, покупая билеты на самолеты, обязаны предупреждать авиакомпании о своих недугах?

— В соответствии с этим приказом они должны предупреждать. Сообщить об инвалидности пассажиры могут и покупая проездные документы на сайтах компаний. Однако отметка не гарнирует посадку на борт. Пункт это позволяет.

«СП»: — Чем суд мотивировал отказ?

— Сегодняшняя резолюция без мотивировки. Представитель Генпрокуратуры сообщил, что, по его мнению, данная норма не противоречит федеральному законодательству и не дискриминирует маломобильных людей. Вот такая позиция! Мы с ней не согласны, поэтому станем обжаловать решение.

Первый, получивший известность случай отказа человеку с ограниченными возможностями в перелете, приключился 30 июня 2008 года в московском аэропорту «Домодедово». Инвалида-колясочницу Наталью Присецкую не пустила в самолет авиакомпании «S7» cтюардесса. Член экипажа отказалась объяснить причину, а представитель компании заявил, что имеется некая внутренняя инструкция, запрещающая колясочникам летать без сопровождающих. Наталья следовала в командировку во Владикавказ. Она благополучно прошла регистрацию, но уже на трапе ее не пустили на борт. Женщина была вынуждена купить билеты на самолет другой авиакомпании и ехать в аэропорт «Внуково».

Вернувшись в Москву, Присецкая обратилась в суд. В октябре того же года Черемушкинский суд столицы частично удовлетворил ее требования и признал действия стюардессы незаконными. Наталья получила от перевозчика компенсацию в 50 000 рублей.

В том же месяце в самолет той же авиакомпании в аэропорту «Домодедово» не пустили колясочницу Александру Даурову. Жительница Улан-Удэ возвращалась с отдыха из Санкт-Петербурга. Купила за три месяца билет с транзитом через столицу.

— Все неописуемые впечатления от Санкт-Петербурга смазала «S7», столько сил и нервов! Если бы не питерские друзья, поддержавшие меня, не знаю, как справилась бы с этим, — рассказала тогда Александра журналистам.

Заместитель председателя «Ассоциации молодежных инвалидных организаций» Светлана Кесарева говорит, что члены организации поддерживают ОЗПП в намерении отменить дискриминирующее ограничение:

— В случае отмены государство обяжет авиаперевозчиков выделить места для людей с ограниченными возможностями. Пока власть признает права только перевозчиков. Да, если мы победим, места инвалидам обязаны будут предоставлять исключительно российские авиакомпании. Но и это — победа!

Мне известно о 30 случаях отказа инвалидам в авиаперевозках. В суды обратились лишь двое — Наталья Присецкая и Павел Обиух — инвалид по зрению. Он получил 25 000 рублей от «S7». Несмотря на то что Верховный суд разрешил авиакомпаниям не пускать в самолеты инвалидов в колясках и на носилках, считаю, что они вправе обращаться в суд. Ведь Присецкая и Обиух добилась своего. Да, надежды на справедливость мало, но необходимо привлекать внимание власти к этой серьезнейшей проблеме.

При этом в нашей стране есть авиакомпания, принимающая «колясочников» даже без сопровождающих. Остальные — часто не принимают и с ними.

Однако вынуждена признать: пилоты немецкого авиаперевозчика «Air Berlin», не пустившие в октябре этого года 11 человек из группы, в которой находились 34 человека, поступили правильно. Это была наша группа, люди из разных городов. Турфирма, через которую мы приобретали билеты, не сообщила авиакомпании об инвалидности будущих пассажиров. А для того, чтобы их усадить в салоне лайнера, нужно вкатить в него коляску, посадить инвалида в кресло, затем сдать коляску в багажное отделение. Так одну коляску, вторую, третью… А остальные пассажиры будут ждать часами.

Команда самолета не была готова к приему маломобильных людей, поэтому не могла взять за них ответственность. При этом политика Германии в отношении инвалидов, пожалуй, самая передовая в мире. Такого количества льгот нет в других государствах".

Одна из не попавших на борт, 20-летняя москвичка-колясочница, вздыхает: «Я впервые собиралась за границу. Увы, побывать за ней мне не довелось…».

Фото: Рамиль Ситдиков/ РИА Новости

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Андрей Грозин

Руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня