Питерские депутаты ополчились на ЕГЭ. О чем в очередной раз дали понять в среду, включив в повестку дня планового заседания утверждение пакета поправок к новому федеральному закону «Об образовании».
Не один месяц работала над поправками постоянная депутатская комиссия по образованию, культуре и науке. Как признаются теперь народные избранники, за это время к ним в комиссию поступила «куча жалоб» от родителей школьников, учителей, а также вузовских преподавателей, обеспокоенных явным снижением общего уровня знаний абитуриентов.
Достаточно вспомнить минувшее лето, разгар вступительной кампании. Впервые за последние лет, наверное, 40 число иногородних первокурсников по сравнению с местными составило почти 70 процентов. Возникла даже проблема с их расселением — в общежитиях катастрофически не хватало мест. Как признавались сотрудники приемных комиссий ряда ведущих вузов города (Политех, Педагогический, Сервиса и экономики и некоторые др.), они и не догадывались, что на периферии и в республиках Северного Кавказа школьное обучение настолько лучше петербургского, исконно считавшегося эталонным. Теперь только руками разводят: приходится проводить с поступившими дополнительные занятия по русскому языку, математике, иначе не одолеть им вузовской программы…
Итогом многомесячной работы питерских парламентариев стали поправки, которые они предложили внести в закон «Об образовании» своим коллегам из Госдумы. Набралось поправок аж 17. И все важные. Скажем, разработка так называемого образовательного стандарта. Кто должен этим заниматься — чиновники Минобра? Специалисты высшей школы? Нужно ли при этом учитывать мнение профессионального сообщества, родителей? Питерские депутаты решили, что без учета мнения профессионалов, которые, в свою очередь, не могут не учитывать точку зрения общественности, такие стандарты — чистая формальность.
Но главное — это пресловутый ЕГЭ. За последние годы только ленивый «не прошелся» по Единому госэкзамену, склоняя его и тех, кто навязал его российской школе, обвиняя чиновников в стремлении усреднить, «стандартизировать умы подростков».
— ЕГЭ обязательно должна быть альтернатива, — считает Максим Резник, председатель комиссии по образованию, культуре и науке петербургского ЗакСа. — Учащийся, как, собственно, и само учебное заведение, должны иметь право выбора, не только какой экзамен сдавать (имею в виду предмет), но и каким образом.
«СП»: — Вы ведь по образованию и прежней, до политики, работы — учитель. Застали ЕГЭ или посчастливилось трудиться в школе, когда о данной форме сдачи выпускных экзаменов не было и речи?
— Застал. И скажу вам как учитель истории. Единый госэкзамен — это натаскивание. Ребят с 6−7 классов приучают к механическому заучиванию дат, фамилий, фактов. Не более того. Потому что более и не требуется. О том, чтобы в процессе обучения у них появилось понимание сути исторических событий, речи, к сожалению, не идет. И так — по всем предметам. И кого мы тогда растим — роботов?
«СП»: — Известно, что поправки из регионов, поступающие на рассмотрение депутатов Госдумы РФ, могут лежать там без движения очень долго. Будете пытаться как-то ускорить процесс?
— А как его ускорить?.. Точно знаю одно: регионы должны иметь право выбора. Школы — принимать выпускные экзамены в виде либо ЕГЭ, либо в виде более привычных нам устных (письменных) работ. Вузы — вводить свои дополнительные экзамены для более объективной проверки знаний абитуриентов.
Предложения питерских депутатов кажутся и дельными, и своевременными. Благо господин Фурсенко, инициатор заморского ЕГЭ, стоявший за него «насмерть», уже с полгода как не министр образования РФ. Вполне реальным кажется забыть его замудренные стандарты, мало соответствующие реалиям нашего менталитета. Одно смущает: поправки к федеральному закону принимала как будто бы целая комиссия питерского парламента, а рассказать о том, что подвигло на инициативу, какие плюсы-минусы породил ЕГЭ, как на самом деле обстоят дела с обучением в школах второго города страны, никто, кроме Максима Резника, не захотел.
Экс-декан факультета журналистики СПбГУ Марина Шишкина оказалась очень занятой (притом что дозвонилась я ей спустя всего пару минут после окончания планового заседания). Актриса Анастасия Мельникова, заслышав тему для комментария, как будто бы испугалась: «Ой, почему я?». Их коллега Владимир Дмитриев в очередной раз оказался для прессы недоступен …
То есть предложения внесли, поправки приняли и — забыли?..
Между тем, во многих российских регионах к такой форме оценки знаний выпускников школ, как ЕГЭ, давно относятся, мягко говоря, скептически. В иных вузах из числа более-менее отдаленных от Москвы потихоньку возвращаются к практике вступительных экзаменов для абитуриентов. Иначе, говорят, рискуем получить «необразованный первый курс». И приводят в пример минувшее лето, когда потоком хлынули выпускники с Северного Кавказа, если судить по документам — все сплошь отличники. С такими баллами по ЕГЭ, что зачислять их надо было сразу в академики! На деле же, как выяснилось с началом учебного года, подготовленные очень слабо.
— Да, с такой проблемой мы сталкиваемся уже не первый год, — сказала корреспонденту «СП» Анна Очкина, заведующая кафедрой, доцент Пензенского госуниверситета. — Что лишь подтверждает мнение профессионалов о том, что единый госэкзамен негативно сказывается на обучении и усвоении наук школярами. Чтобы сдать ЕГЭ, достаточно механического натаскивания. Если кто-то из школьных, вузовских педагогов говорит иначе, то, смею вас уверить, он лукавит. Польза от пресловутого ЕГЭ если и есть, то чисто теоретическая. То есть в принципе можно предположить, что тестирование способно объективно проверить знания. На деле же получается с точностью до наоборот.
«СП»: — В Министерстве образования РФ считают, что с его помощью можно если не искоренить, то свести к минимуму коррупцию при поступлении в вузы…
— Это да, в приемных комиссиях мздоимство уже почти сошло на «нет». Зато «вылезло» в другом месте — при сдаче самого ЕГЭ. Кстати, говорили, что с этим самым единым экзаменом отпадет необходимость в репетиторстве. А что получилось? Такая необходимость не только не отпала, но выросла в цене, и значительно.
Чиновники ставят в заслугу ЕГЭ, что с его введением упростилась процедура поступления в столичные вузы абитуриентов с периферии. Но вряд ли «виноват» в том действительно госэкзамен. Лично я оканчивала университет двадцать лет назад, когда о ЕГЭ даже не слышали. И что же — среди моих однокурсников было немало ребят из провинции. Тут, на самом деле, играют роль материальные возможности семьи отправить ребенка учиться в центр, его личная целеустремленность, а не система зачисления.
«СП»: — В некоторых московских вузах добились права на проведение собственных дополнительных экзаменов. Теперь такого же права пытаются добиться для своих университетов питерские депутаты…
— И правильно делают! Надо дать вузам право самим решать, как им набирать студентов. Им с ними работать, готовить из них специалистов. Тем более что требования к выпускникам, к качеству вузовского обучения год от года все строже. Есть еще один хороший способ «обойти» сомнительное ЕГЭ — олимпиады. Многие высшие учебные заведения, преимущественно элитные, делают сейчас ставку именно на них, давая право победителям профильных олимпиад поступать без каких-либо предварительных испытаний. То есть независимо от количества баллов ЕГЭ.
Когда закон плох, а наш российский «Закон об образовании» стопроцентно хорошим никак не назовешь, тут и появляется желание обойти его и разного рода лазейки.
Фото: Владимир Астапкович/ РИА Новости